УИД 11RS0001-01-2021-004850-45 |
Дело № 2-4306/2021 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2021 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Семенчиной Е.Е.,
с участием представителя истца Молодцова В.Б.,
представителя ответчика и третьего лица Климовой Л.А.,
представителя ГУ МЧС России по Республике Коми Немчинова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Марины Вячеславовны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о сохранении здания в реконструированном состоянии,
установил:
Попова М.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» о сохранении здания по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ... в реконструированном состоянии.
В обоснование иска указано, что Поповой М.В. была произведена самовольная реконструкция принадлежащего ей на праве собственности здания гаража, расположенного на земельном участке по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, .... ..., в результате которой возник новый объект – индивидуальный жилой дом, нахождение которого на земельном участке не нарушает чьих-либо прав, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар», Шахалева Н.А.
К участию в деле для дачи заключения в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ привлечено ГУ МЧС России по Республике Коми.
В судебном заседании представитель Поповой М.В. на иске настаивал.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар», Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» иск не признала.
Шахалева Н.А. против удовлетворения исковых требований не возражала
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, заслушав заключение представителя ГУ МЧС России по Республике Коми, оставившего разрешение спора на усмотрение суда, указавшего при этом, что имеющееся расстояние между спорной постройкой и деревянной постройкой, расположенной на смежном земельном участке, не соответствует обязательным требованиям СП 4.13130.2013, суд приходит к следующему.
Установлено, что на основании постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от ... Поповой М.В. был предоставлен в собственность земельный участок по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ... ..., площадью 1103 кв.м, категория земель – земли населённых пунктов, разрешённого использование – для строительства индивидуального жилого дома (запись в ЕГРП от 04.07.2013).
Указанный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4, ранее зона Ж-3).
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ... в отношении указанного земельного участка был утверждён градостроительный план, в котором было обозначено место допустимого размещения индивидуального жилого дома. Также указанным постановлением на Попову М.В. была возложена обязанность разработать схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилого дома в соответствии с градостроительным планом и оформить разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
На указанном земельном участке (в его юго-западной части) в 2019 году было возведено одноэтажное нежилое здание, в каркасном исполнении, на монолитном железобетонном фундаменте, площадью 105,6 кв.м (...). Фасад здания выполнен с отделкой декоративными сайдинг-панелями.
05.07.2019 на указанное здание как здание гаража Сыктывкарским отделением Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» был составлен технический паспорт.
12.03.2020 за Поповой М.В. было зарегистрировано в ЕГРН право собственности на указанное нежилое здание.
Указанное здание было возведено за пределами место допустимого размещения индивидуального жилого дома, оговоренного в градостроительном плане. Согласования строительства данного объекта ни в разрешительном порядке, ни в уведомительном порядке не требовалось.
Согласно проектной документации, разработанной ООО «Творческая Мастерская Архитектора В. Рачковского» по заказу Поповой М.В. после проведения самовольной реконструкции, такая реконструкция предусматривает оборудование в ... на поэтажном плане БТИ от 05.07.2019 жилой комнаты, демонтаж гаражных ворот с установкой на их месте витражного остекления, оборудование в ... на поэтажном плане БТИ от 05.07.2019 кухни-гостиной с установкой электроплиты и мойки.
В остальной части внешний и внутренний вид объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация согласно проекту остаются без изменения. Планировочные решения помещений соответствуют требованиям СанПиН.
В установленном градостроительным законодательством порядке проведение реконструкции Поповой М.В. согласовано не было. В связи с чем такая реконструкция носила самовольный характер.
Согласно Правилам землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», утверждённым решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 № 31/04-560, зона Ж-4 предназначена для застройки индивидуальными жилыми домами, на ней допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
В соответствии с указанными Правилами минимальное расстояние от хозяйственных построек и гаражей до границы земельного участка должно составлять не менее 1 м, от иных зданий (включая жилые дома) до границы земельного участка – не менее 3 м.
Согласно инженерно-топографическому плану, составленному ИП ... С.Н., спорное строение расположено на расстоянии 1,09 м от южной границы земельного участка, 1,08 м от западной границы земельного участка (смежной с земельным участком ... ...), а также на расстоянии 3,05 м от надворной постройки, расположенной на смежном земельном участке .... Расстояние от строящегося на земельном участке ... индивидуального жилого дома от спорной постройки составляет 16,89 м.
С западной стороны земельный участок истицы граничит с земельным участком ..., принадлежащим на праве собственности ... Н.А. С южной стороны земельный участок истицы граничит с землями общего пользования.
12.11.2020 Попова М.В. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» за предоставлением разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции спорного здания.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 11.01.2021 № 1/9 Поповой М.В. отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции спорного здания в части размещения здания с западной стороны на расстоянии 1 м, с южной стороны – на расстоянии 1,2 м до границ земельного участка в связи с отсутствием у правообладателя оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ.
Также Попова М.В. обращалась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» за утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м, образованного путём перераспределения участка расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ..., в чём ей было отказано, поскольку испрашиваемый к перераспределению земельный участок предназначен для размещения на нём зелёной зоны.
В силу ст. 209 Градостроительного кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно положениям ст. 263 указанного Кодекса, ч. 2 ст. 40 ЭК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и ины хправил, нормативов.
В соответствии с ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.09.2015) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи.
При этом положения ст. 222 Гражданского кодекса РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. Аналогичная правовая позиция изложена в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Спорный объект является самовольной постройкой в понимании действующего и ранее действовавшего гражданского законодательства, поскольку создан (возведен) в результате реконструкции ранее существовавшего объекта без проведения предварительного согласования.
Согласно пунктам 3 и 4 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
При этом органы местного самоуправления городского округа вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Непринятие такого решения администрацией МО ГО «Сыктывкар» не свидетельствует о том, что спорное строение не является самовольной постройкой, поскольку принятие такого решения является правом администрации МО ГО «Сыктывкар», а не ее обязанностью.
Несоблюдение процедуры согласования реконструкции само по себе не может служить основанием для отказа истице в иске. При этом необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, а также соответствует ли такая постройка обязательным требованиям и не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы иных лиц. В случае самовольной реконструкции имущества, следует устанавливать целевое использование земельного участка, наличие или отсутствие существенности нарушений градостроительных и строительных норм, наступление негативных последствий, создана ли при этом угроза жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению Творческой мастерской архитектора В. ... № 11/21 от 28.04.2021 спорное здание отвечает требованиям, предъявляемым к жилым домам, имеется необходимый уровень благоустройства и пригодность для постоянного проживания. Объект построен на территории выделенного земельного участка, не пересекает красной линии и не создаёт угрозу жизни и здоровью других граждан и не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Здание относится к V степени огнестойкости, противопожарные разрывы с соседними жилыми домами (деревянными, V степени огнестойкости) составляют не менее 15 м. Принятые на объекте решения соответствуют требованиям законодательства в части экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию.
Заключение представителя ГУ МЧС России по Республике Коми о не соответствии спорного объекта обязательным требованиям СП 4.13130.2013 не может быть принято судом во внимание, поскольку ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований указанного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 ст. 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В силу положений частей 1, 2, 4 ст. 6 указанного Закона правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (ч. 1). В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в ч. 1 данной статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (ч. 2). Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в ч. 1 данной статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (ч. 6).
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985 (действовавшим до 01.09.2021) был утверждён перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
С 01.09.2021 такой перечень утверждён постановление Правительства РФ от 28.05.2021 № 815.
Свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утверждённый приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, ни в один из указанных перечней включён не был.
Напротив, СП 4.13130.2013 включён в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённый приказом Росстандарта от 02.04.2020 № 687.
Таким образом, единственным отступлением от обязательных требований является размещение спорной постройки в качестве индивидуального жилого дома на расстояниях от границы земельного участка меньших, чем предусмотрено правилами землепользования и застройки.
Материалами дело подтверждается принятия истцом мер к легализации спорного объекта суду, в частности, путём обращения к ответчику за перераспределением земельного участка и за разрешением на отклонение от предельных параметров реконструкции здания.
... Н.А., являющаяся собственником смежного земельного участка, не возражала против размещения спорного объекта в качестве индивидуального жилого дома на расстоянии от границы её земельного участка меньшем, чем предусмотрено правилами землепользования и застройки.
В ходе рассмотрения дела не установлено каких-либо существенных нарушений параметров, установленных документацией по планировке территории, правил землепользования и застройки или обязательных требований к параметрам постройки, нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также факта создания угрозы жизни и здоровью граждан.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Поповой М.В.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Сохранить здание по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ... в реконструированном состоянии, предусматривающем оборудование ... на поэтажном плане БТИ от 05.07.2019 жилой комнаты, демонтаж гаражных ворот с установкой на их месте витражного остекления, оборудование ... на поэтажном плане БТИ от 05.07.2019 кухни-гостиной с установкой электроплиты и мойки.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин
Мотивированное решение составлено – 01.10.2021.