Дело № № ****** |
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ |
<адрес> |
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием
представителя ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просят признать за ними право на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации, внести об истцах данные в единый реестр учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по линии Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование иска ФИО1, ФИО2, ФИО3 указали, что ФИО1 проходил службу в войсковой части № ******, уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ момент увольнения срок выслуги составил 20 лет. ФИО1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий заседанием жилищной комиссии указанной войсковой части и поставлен в очередь на улучшение жилищных условий в избранном месте жительства – в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии войсковой части ФИО1 была распределена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Через 2 месяца ему был выписан ордер на указанное жилое помещение, которое оказалось служебным. На обращение истца к администрации войсковой части по вопросу предоставления жилья со служебным статусом ему ответили, что квартиры в военном городке все являются служебными, но в качестве нуждающегося в получении постоянного жилья истец будет состоять на учете до получения такового. Не дождавшись получения постоянного жилого помещения, в 2010 году ФИО1 был включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, список был отправлен в <адрес> командиру войсковой части № ******. В ДД.ММ.ГГГГ года городок, где проживают истцы, утратил статус закрытого. Вследствие этого государственные жилищные сертификаты предоставлять перестали. В ДД.ММ.ГГГГ года была ликвидирована ******, правопреемником которой стало ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. На свои обращения к ответчику по вопросу нахождения на учете нуждающихся в получении жилых помещений по линии Министерства обороны Российской Федерации истцы ответа не получили.
В судебном заседании представитель ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4 возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению постоянными жилыми помещениями военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилых помещений в установленном порядке. Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими на момент увольнения ФИО1 с военной службы подавался в порядке подчиненности рапорт. Военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. ФИО1 в установленном порядке нуждающимся в получении жилых помещений жилищной комиссией воинской части и довольствующей квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района признан не был. Также отсутствует рапорт ФИО1 о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Истцами не представлены документы, подтверждающие принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях, согласно порядке, действующему на момент увольнения ФИО1 с военной службы. ФИО1 был нарушен заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет. В связи с этим он в настоящее время, после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, не вправе требовать признания за ним права на получение жилого помещения в избранном месте жительства.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Направили в суд по электронной почте заявление, в котором просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
С учётом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истцов, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Был уволен с военной службы по в связи с окончанием срока пребывания на военной службе, исключен из списков личного состава войсковой части № ******. Продолжительность военной службы истца ФИО1 в календарном исчислении на момент увольнения с военной службы составила 20 лет.
ФИО1 и члены его семьи – супруга ФИО2 и сын ФИО3 зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Данная квартира была предоставлена ФИО1 на состав семьи из трех человек на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ №№ ******
Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО1 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На момент увольнения ФИО1 с военной службы порядок учета военнослужащих-граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 80, утратила силу с 08.11.2010).
В силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ст. 15 названного Федерального закона в указанной редакции военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.
Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.
В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению N 4 к Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению N 5 к Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
При этом КЭЧ района ежегодно с 1 по 30 января должны были проводить перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверялись жилищные условия очередников. Воинские части ежемесячно к 3 числу следующего месяца должны были направлять в КЭЧ района информацию об изменениях в учетных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), и два раза в год до 20 января и 20 июля по состоянию на 1 января и 1 июля - уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). А КЭЧ района вправе были возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства. В случаях, если на военнослужащих, включенных в указанные списки, отсутствовала информация в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на каждого из них дополнительно жилищной комиссией воинской части прилагалась карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему (п. 30 Инструкции).
Между тем, при рассмотрении настоящего дела истцами не были представлены доказательства, однозначно и достоверно свидетельствующие о том, что до увольнения с военной службы ФИО1 обращался к командованию войсковой части № ****** с рапортом о признании его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма или о постановке в очередь для предоставления постоянного жилого помещения, а также о том, что такой рапорт рассматривался на заседании жилищной комиссии, которая по результатам его рассмотрения приняла решение о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, и это решение жилищной комиссии, оформленное протоколом, было утверждено военным комиссаром.
Также истцами не представлены доказательства того, что в КЭЧ района о ФИО1 имелись сведения как о военнослужащем, включенном в список нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), доказательства включения его в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а также доказательства наличия в КЭЧ района карточки учета жилых помещений, предоставляемых истцу.
При этом истец ФИО1 согласился с его увольнением без постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не оспаривал своего увольнения и исключения из списков личного состава войсковой части.
Доводы истцов о том, что ФИО1 до увольнения с военной службы был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий решением жилищной комиссии войсковой части № ****** доказательствами не подтверждены.
Протокол заседания жилищной комиссии войсковой части № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого представлена истцами, не может расцениваться как доказательство принятия ФИО1 на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Как следует из содержания данного протокола в повестку дня заседания жилищной комиссии были включены следующие вопросы: постановка на улучшение и получение жилой площади согласно подачи рапортов, распределение квартиры по адресу: <адрес>, распределение квартиры по адресу: <адрес>, распределение квартиры по адресу: <адрес>.
По первому вопросу повестки дня жилищной комиссией было принято решение о постановке в очередь на улучшение и получение жилой площади согласно подачи рапортов <адрес>. По второму вопросу повестки дня принято решение о распределении квартиры по адресу: <адрес> ФИО7.
Таким образом, на заседнии жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о распределении ФИО1 служебного жилья. Решения о признании ФИО1 и членов его семьи нуждающимися в получении постоянного, а не служебного жилого помещения, о постановке ФИО1 в очередь для получения постоянного жилого помещения жилищной комиссией не принималось. Такое решение было принято жилищной комиссией на заседании ДД.ММ.ГГГГ в отношении других военнослужащих.
Суд также обращает внимание, что на момент принятия жилищной комиссией решения о распределении квартиры ФИО1 <адрес>, где истец проходил военную службу, был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, утверженный Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 752-<адрес> 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей в указанный период времени, предусматривала предоставление служебных жилых помещений на весь срок военной службы в закрытых военных городках гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Таким образом, ФИО1 и члены его семьи подлежали обеспечению служебным жилым помещением в силу закона.
Изложенное свидетельствует о том, что ФИО1 не был соблюден заявительный порядок постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещний по договору социального найма, поскольку он до увольнения с военной службы не подал в установленном порядке рапорт с просьбой обеспечить его жилым помещением. Однако, в силу вышеприведенных положений законодательства, действующего на момент увольнения ФИО1 с военной службы, он после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации утратил право на получение жилья за счет средств, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации, и, соответственно, не вправе требовать постановки его и членов его семьи на учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, который ведет специализированная организация Министерства обороны Российской Федерации – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения».
В связи с этим суд не находит оснований для признания за истцами права на обеспечение их жилым помещением за счет средств, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации, и возложении на ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанности внести данные об истцах в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья И.В. Кайгородова