УИД:26RS0007-01-2019-000601-39
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2019 года село Курсавка
Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Куцурова П.О.
при секретаре Сафоновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Андроповского районного суда гражданское дело по иску государственного казенного учреждения <адрес> "Имущественный фонд Ставропольского края" к Попов Н.Г. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение.
У С Т А Н О В И Л:
02 октября 2019 года государственное казенное учреждение Ставропольского края "Имущественный фонд Ставропольского края" обратилось в Андроповский районный суд к Попов Н.Г. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение по следующим причинам.
В государственной собственности Ставропольского края находится помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ГКУ СК "Имущественный фонд Ставропольского края" и включено в специализированный жилищный фонд как предназначенное для проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
16 марта 2016 года между истцом "наймодателем" и Попов Н.Г. /нанимателем/ заключен договор найма указанного жилого помещения. В целях осуществления платного контроля за использованием жилого помещения, проверки его санитарного состояния, а также санитарно-технического и иного оборудования истцом в адрес ответчика 10 января 2019 года было направлено уведомление о проведении 30 января 2019 года планового осмотра и необходимости обеспечения доступа в жилое помещение.
Однако наниматель доступ в жилое помещение не предоставил, в связи с чем провести его осмотр не представилось возможным. 27 июня 2019 года нанимателю направлено уведомление о проведении 10 июля 2019 года внепланового осмотра и необходимости обеспечения доступа в жилое помещение, однако доступ в жилое помещение ответчик вновь не обеспечил.
Указанные действия ответчика нарушают подпункт 8 пункта 8 договора найма, а также подпункт "з" пункта 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25, согласно которым наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ.
С учетом невозможности разрешения данного спора во внесудебном порядке государственное казенное учреждение Ставропольского края "Имущественный фонд Ставропольского края" обратилось в суд с настоящим иском, в котором просила возложить обязанность на Попов Н.Г. предоставить работнику ГКУ Ставропольского края "Имущественный фонд Ставропольского края" доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно – технического и иного оборудования, находящегося в нем.
В судебное заседание представитель ГКУ СК "Имущественный фонд Ставропольского края" Демаш А.Ю. не явился, представив при этом ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Попов Н.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие в суд также не поступало.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и следует из представленных материалов дела, что субъект Российской Федерации Ставропольский край является собственником <адрес>, расположенной по ул. Российской, 9 села <адрес>. Указанное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ГКУ СК "Имущественный фонд <адрес>" и включено в специализированный жилищный фонд как предназначенное для проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом "наймодателем" и Попов Н.Г. /нанимателем/ заключен договор найма указанного жилого помещения. В этот же день по акту приема-передачи жилое помещение передано во владение ответчику.
В соответствии с частью 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
В соответствии с части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, чтонаниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
Согласно пункту 8 договора, наниматель обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах установленных Жилищных кодексом Российской Федерации /подпункт 1/; соблюдать правила пользования жилым помещением /подпункт 2/; обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащим техническом состоянии /подпункты 3, 4/; допускать в жилое помещение представителя наймодателя для осмотра технического состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых работ /подпункт 8/; при обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию /подпункт 9/.
Обязанность выполнения нанимателем указанных обязанностей закреплена и в пункте 10 Правилам пользования жилыми помещениями принятыми в соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации и утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и /или/ мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства /часть 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации/.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации /часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации/.
Согласно подпунктам "а", "б" и "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и /или/ с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации /в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей/ в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан /пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме/.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и /или/ выполняющими работы /пункты 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме/.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов /утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"/ исполнитель /юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой пункта 2 данных Правил/ имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя /в том числе работников аварийных служб/ для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подпункта "е" пункта 34 указанных Правил, потребитель обязан допускать представителей исполнителя /в том числе работников аварийных служб/, представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Согласно пункту 85 Правил, исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате /датах/ и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета /подпункт "а"/.
Потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты /дат/ и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки /подпункт "б"/.
Если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета /подпункт "г"/.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме /домовладении/ /подпункт "е" пункта 3 Правил №/.
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 10 января 2019 года нанимателю Попов Н.Г. было направлено уведомление о проведении 30 января 2019 года планового осмотра и необходимости обеспечить доступ в жилое помещение.
Однако в названное время доступ в жилое помещение ответчик не обеспечил в подтверждение чего 30 января 2019 года главным специалистом отдела по содержанию, эксплуатации и контролю за имуществом ГКУ Ставропольского края "Имущественный фонд Ставропольского края" был составлен акт.
27 июня 2019 года Попов Н.Г. было направлено повторное уведомление о проведении 10 июля 2019 года внепланового осмотра и необходимости обеспечить доступ в жилое помещение, однако доступ в жилое помещение вновь не обеспечил о чем был составлен акт от 10 июля 2019 года.
С учетом указанных обстоятельств и принимая во внимание, что ответчик в нарушении условий договора найма жилого помещения и приведенных выше положении закона не обеспечил доступ в занимаемое им жилое помещение суд в целях проверки технического состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем и обеспечение тем самым соблюдение прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, а также иных лиц проживающих и /или/ являющихся собственниками помещений в указанном многоквартирном жилом доме, удовлетворяет заявленные исковые требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования государственного казенного учреждения Ставропольского края "Имущественный фонд Ставропольского края" к Попов Н.Г. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, – удовлетворить.
Обязать Попов Н.Г., предоставить работнику Государственного казенного учреждения Ставропольского края "Имущественный фонд Ставропольского края" доступ в занимаемое им жилое помещение – <адрес>, <адрес> <адрес>, для проведения осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно – технического и иного оборудования, находящегося в нем.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Андроповский районный суд.
Судья П.О. Куцуров