Решение по делу № 2-222/2024 от 25.04.2024

УИД 31RS0010-2024-000245-30 № 2-222/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Ивня Белгородской области 07 июня 2024 года

Ивнянский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Водопьяновой Н.М.,

при секретаре Марченко Н.И.,

в отсутствие сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороновой Татьяны Алексеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области, Клиентской службе в Ивнянском районе (на правах отдела) Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о включении периодов работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости,

установил:

Воронова Т.А. обратилась в суд с иском к ОСФР по Белгородской области, Клиентской службе в Ивнянском районе (на правах отдела) Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области в котором, просила включить в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 22.02.2006 года по 07.02.2023 года в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований Украины № от 08.02.2023 года.

В обоснование требований сослалась на то, что 18.03.2023 года после переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию она получила гражданство Российской Федерации.

Являясь пенсионером по возрасту, в мае 2023 года она обратилась в Клиентскую службу в Ивнянском районе ОСФР по Белгородской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представив дубликат трудовой книжки, дипломы, выписку из ЕГР.

Решением ОСФР по Белгородской области № от 13.11.2023 года Вороновой Т.А. в установлении пенсии было отказано по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием документов подтверждающих периоды трудовой деятельности и требуемого страхового стажа.

В соответствии с уведомлением ОСФР по Белгородской области, дубликат трудовой книжки серии датой заполнения 18.03.2010 г. (Украина), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей № ДД.ММ.ГГГГ датой выдачи 08.02.2023 года (Украина) не приняты для назначения страховой пенсии по старости, в связи с нарушением правил заполнения дубликата трудовой книжки (раздел 5 «Дубликат трудовой книжки» Инструкции от 20.06.1974 года № 162) и невозможностью установить подлинность Выписки из Единого государственного реестра.

Решением Ивнянского районного суда Белгородской области от 05.03.2024 года, исковые требования Вороновой Т.А. к ОСФР по Белгородской области, Клиентской службе на правах отдела в Ивнянском районе ОСФР по Белгородской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и включении периодов работы в страховой стаж периодов работы в страховой стаж для назначения страховой старости удовлетворены. Решение ОСФР по Белгородской области № от 13.11.2023 года об отказе Вороновой Т.А. в установлении пенсии, признано незаконным. На ОСФР по Белгородской области возложена обязанность включить в страховой стаж в страховой стаж Вороновой Т.А. для назначения страховой пенсии по старости, периоды работы указанные в дубликате трудовой книжки серии от 19.07.2010 года, выданном на имя Вороновой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения: с 03.08.1971 года по 01.04.1975 года – совхоз «Цветы Запорожья», с 01.04.1975 года по 02.12.1982 года – спецторгконтора «Гвоздика Красная» РСУ Зеленого строительства, с 02.12.1982 года по 02.01.1985 года Ремонтно-строительное управление зеленого хозяйства областного производственного объединения зеленого хозяйства «Запорожзеленхоз», с 02.01.1985 года по 30.09.1987 года – Областное производственное объединение зеленого хозяйства «Запорожзеленхоз», с 01.10.1987 года по 08.05.1992 года – Облкоммунуправление Запорожская область, с 09.05.1992 года по 30.11.1993 года – Управление ЖКХ Областной государственной администрации Запорожской области, с 01.12.1993 года по 31.08.1994 года – Ассоциация «Коммунальник», с 01.09.1994 года по 31.07.1995 года – ООО фирма «Мир», с 01.08.1995 года по 25.07.1997 года – ООО «Новый Мир», с 14.11.1997 года по 23.12.1998 года – ОАО «Запорожглавснаб», с 04.01.1999 года по 30.09.1999 года – ЧП «Сакура», с 30.09.1999 года по 08.06.2003 года – ООО фирма «Диана», с 17.06.2003 года по 28.02.2009 года – ООО «Студия профессионалов Алла Белла», с 02.03.2009 года по 04.01.2010 года – ООО «Студия Алла Белла», с 01.02.2010 года по 20.09.2011 года – ФОП Скрыльников А.В.

Решение суда не обжаловалось, вступило в законную силу 06.04.2024 года.

Требования о включении в страховой стаж периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований Украины № от 08.02.2023 года, истцом не заявлялись и судом не рассматривались.

Истец Воронова Т.А. и её представитель Голева И.А., извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Воронова Т.А. обратилась с ходатайствами о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчиков ОСФР по Белгородской области, Клиентская служба в Ивнянском районе ОСФР по Белгородской области, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель ОСФР по Белгородской области Хмелевская Л.М., обратилась в суд с возражениями на иск, в которых заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по изложенным в них основаниям в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя ОСФР.

Исследовав обстоятельства по предоставленным доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1). Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2).

Решением Ивнянского районного суда Белгородской области от 05.03.2024 года по делу № 2-4/2024, вступившим в законную силу 06.04.2024 года, удовлетворены исковые требования Вороновой Т.А. к ОСФР по Белгородской области, Клиентской службе в Ивнянском районе (на правах отдела) ОСФР по Белгородской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и включении периодов работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, удовлетворены. Решение ОСФР по Белгородской области № от 13.11.2023 года об отказе Вороновой Т.А. в установлении пенсии, признано незаконным. На ОСФР по Белгородской области возложена обязанность включить в страховой стаж Вороновой Т.А. для назначения страховой пенсии по старости, периоды работы указанные в дубликате трудовой книжки серии от 19.07.2010 года, выданном на имя Вороновой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения: с 03.08.1971 года по 01.04.1975 года – совхоз «Цветы Запорожья», с 01.04.1975 года по 02.12.1982 года – спецторгконтора «Гвоздика Красная» РСУ Зеленого строительства, с 02.12.1982 года по 02.01.1985 года Ремонтно-строительное управление зеленого хозяйства областного производственного объединения зеленого хозяйства «Запорожзеленхоз», с 02.01.1985 года по 30.09.1987 года – Областное производственное объединение зеленого хозяйства «Запорожзеленхоз», с 01.10.1987 года по 08.05.1992 года – Облкоммунуправление Запорожская область, с 09.05.1992 года по 30.11.1993 года – Управление ЖКХ Областной государственной администрации Запорожской области, с 01.12.1993 года по 31.08.1994 года – Ассоциация «Коммунальник», с 01.09.1994 года по 31.07.1995 года – ООО фирма «Мир», с 01.08.1995 года по 25.07.1997 года – ООО «Новый Мир», с 14.11.1997 года по 23.12.1998 года – ОАО «Запорожглавснаб», с 04.01.1999 года по 30.09.1999 года – ЧП «Сакура», с 30.09.1999 года по 08.06.2003 года – ООО фирма «Диана», с 17.06.2003 года по 28.02.2009 года – ООО «Студия профессионалов Алла Белла», с 02.03.2009 года по 04.01.2010 года – ООО «Студия Алла Белла», с 01.02.2010 года по 20.09.2011 года – ФОП Скрыльников А.В.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Удовлетворяя исковые требования Вороновой Т.А. о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и включении периодов работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, суд исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, установил, что 29.05.2007 года Пенсионным фондом Украины, на имя Вороновой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдано пенсионное удостоверение № , в соответствии с которым она является получателем пенсии по старости (дело № 2-4/2024 л.д. 36).

С 03.08.2022 года, Воронова Т.А. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета Российской Федерации - СНИЛС (дело № 2-4/2024 л.д. 12).

Воронова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации и с 24.03.2023 года зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина РФ серии выданным <данные изъяты> (дело № 2-4/2024 л.д. 9-11).

23.05.2023 года Воронова Т.А. обратилась в ОСФР по Белгородской области с заявлением о пересмотре пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.02.2023 года № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской области и Херсонской области», которое направлено для исполнения в ОСФР по Запорожской области.

17.07.2023 года Воронова Т.А. обратилась в ОСФР по Белгородской области с заявлением № о назначении страховой пенсии по старости, к которому приложила собственноручно написанную расписку о прекращении выплаты ей выплаты пенсии на территории Украины с 31.03.2023 года, а также дубликат трудовой книжки от 19.07.2010 года и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей на территории Украины от 08.02.2023 года.

На запрос ОСФР по Белгородской области от 19.07.2023 года № 46412/23 об истребовании документов, необходимых для установления пенсии Вороновой Т.А. (данных о заработной плате и общем стаже), ОСФР по Запорожской области направлен ответ, согласно которому истребовать информацию не предоставляется возможным в связи с тем, что предприятия, организации на текущую дату находятся на территории Украины, доступ к архивным учреждениям отсутствует (дело № 2-4/2024 л.д. 30-33).

Уведомлением ОСФР по Белгородской области, до сведения Вороновой Т.А. доведено, что дубликат трудовой книжки серии датой заполнения 18.03.2010 г. (Украина), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей № датой выдачи 08.02.2023 г. (Украина) не могут быть приняты для назначения страховой пенсии по старости, в связи с нарушением правил заполнения дубликата трудовой книжки (раздел 5 «Дубликат трудовой книжки» Инструкции от 20.06.1974 года № 162) и невозможно установить подлинность Выписки из Единого государственного реестра. Истребовать информацию о стаже не предоставляется возможным в связи с тем, что предприятия на текущую дату находятся на территории Украины, доступ к архивным учреждениям отсутствует (дело № 2-4/2024 л.д. 13).

23.08.2023 года Воронова Т.А. обратилась с заявлением в Межведомственную комиссию по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц Запорожской области, в котором просила установить в целях пенсионного и дополнительного социального обеспечения периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, с учетом которых устанавливается пенсионное обеспечение, к которому также приложила паспорт гражданина РФ, трудовую книжку (дубликат), пенсионное удостоверение, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей, ответ ОСФР по Запорожской области (дело № 2-4/2024 л.д. 40-45).

Решением ОСФР по Запорожской области от 21.10.2023 года, по результатам проведенной проверки базы получателей ежемесячной пенсионной выплаты Пенсионного фонда ВГА по Запорожской области (ЕПВ), установившей, что Воронова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения получателем ЕПВ в Запорожской области не являлась и за пересмотром пенсии не обращалась, Вороновой Т.А. отказано в пересмотре пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», в связи с отсутствием права на пересмотр. Заявление от 23.05.2023 года № и представленные документы возвращены в ОСФР по Белгородской области (дело № 2-4/2024 л.д. 75).

Решением ОСФР по Белгородской области от 13.11.2023 года № , Вороновой Т.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Вороновой Т.А. в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. В обоснование указано на то, что в соответствии с п. 13 и п. 73 Административного регламента, утвержденного постановлением правления ПФР от 23.01.2019 № 16п, был предоставлен 3-х месячный срок для предоставления документов подтверждающих периоды, отраженные в дубликате трудовой книжки и заработной платы. Отделением ОСФР по Белгородской области были направлены запросы об истребовании справок о стаже и заработной платы в УПФ г. Мелитополь. По истечении данного срока ни один из документов не поступил. В связи с отсутствием документов, подтверждающих периоды трудовой деятельности, право на установление страховой пенсии по старости отсутствует (дело № 2-4/2024 л.д. 73).

Решением ОСФР по Белгородской области от 14.11.2023 года № , Вороновой Т.А. по результатам рассмотрения её заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ, назначена социальная пенсия по старости с 01.04.2023 года (бессрочно) в размере 7153 руб. 33 коп. (дело № 2-4/2024 л.д. 32).

Как установлено судом, отсутствие документов о страховом стаже и величине индивидуального пенсионного коэффициента послужило основанием для отказа в назначении Вороновой Т.А. страховой пенсии по старости, а затем как следствие этому, основанием для назначения социальной пенсии по старости, для получения которой требуется только достижение установленного законом возраста, что также повлияло и на размер пенсионного содержания истца и привело к нарушению пенсионных прав истца с момента их возникновения.

При этом, иной возможности получить документы, необходимых для установления пенсии Вороновой Т.А. (данные о её заработной плате и общем стаже), у истца не имеется по причине того, что предприятия, организации в которых она работала, в настоящее время находятся на территории Украины и доступ к архивным учреждениям отсутствует, о чем имеется ответ ОСФР по Запорожской области на запрос ОСФР по Белгородской области от 19.07.2023 года № 46412/23.

Отсутствие документов, подтверждающих факт работы истца в указанные периоды времени, в указанных организациях и должностях, учитывая общеизвестный факт проведения специальной военной операции на территории Запорожской области, где проживала и работала истец, до переезда на постоянное жительство в Российскую Федерацию, в отсутствие вины истца не могут ущемлять её пенсионные права.

Пунктом 3.1 абз. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 30-П, предусмотрено, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Таким образом, обстоятельства установленные решением Ивнянского районного суда Белгородской области от 05.03.2024 года по делу № 2-4/2024 по ранее рассмотренному делу с участием тех же самых лиц, имеют для суда преюдициальное значение, в связи с чем повторному доказыванию при рассмотрении настоящего дела не подлежат.

Как следует, из материалов дела, при обращении Вороновой Т.А. в ОСФР по Белгородской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представленная ею в качестве документа для назначения страховой пенсии по старости выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований Украины № от 08.02.2023 года, не принята для назначения страховой пенсии по старости по причине невозможности установления её подлинности, а также отсутствия возможности истребовать информацию о стаже, в связи с тем, что предприятия на текущую дату находятся на территории Украины, доступ к архивным учреждениям отсутствует, с чем суд не может согласиться по следующим основаниям.

Так, правовой статус индивидуальных предпринимателей определён Федеральным Законом от 11 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона, определено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в законную силу с 01.01.2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ, страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Условия назначения страховой пенсии по старости определены ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, в соответствии с ч. 1 которой, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ, предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, включая Украину, были урегулированы Соглашением от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (прекратившим свое действие с 01.01.2023 года), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 указанного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с п. 4 указанных Рекомендаций, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В п. 5 Рекомендаций, указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона №400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств (ч. 8.1 ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ).

Приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н, утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Пунктом 6 указанного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения): подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а»), об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 54 Перечня).

Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н, утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации) (далее Правила № 546н).

Согласно пункту 18 Правил № 546н, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации: а) дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета; б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; в) оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств; г) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; д) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; е) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; ж) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации; з) возвращает заявителю подлинники представленных им документов; и) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Как установлено судом, истцом при обращении в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за назначением страховой пенсии по старости, в т.ч. была представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований Украины № от 08.02.2023 года.

Согласно данной выписки, физическое лицо – предприниматель Воронова Т.А., местонахождение: <адрес>, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, или серия и номер паспорта: , дата и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований: 06.02.2023, 2001030060003020348, состояла на учете: 17.12.2007, 07.02.2023 года, в Государственной службе статистики Украины, 37507880; 20.02.2006, 210300000000, 06.02.2023, 2308260700036, в Главном управлении ГНС в Запорожской области, Александровской государственной налоговой инспекции (Александровский район г. Запорожье), 44118663, (в качестве налогоплательщика); 23.02.2006, 08/11-8258, в Главном управлении ГНС в Запорожской области, Александровской Государственной налоговой инспекции (Александровский район г. Запорожье), 44118663, (в качестве плательщика единого взноса). Вид экономической деятельности: 47.81 Розничная торговля с лотков и на рынках пищевыми продуктами напитками и табачными изделиями (основной). Предпринимательская деятельность физического лица – предпринимателя: прекращена (гр.дело № 2-4/2024 л.д. 25-29).

По результатам проведенной ОСФР по Белгородской области проверки, указанная выписка из государственного реестра не принята для назначения страховой пенсии по старости, в связи с невозможностью установить её подлинность и истребовать информацию о стаже, поскольку предприятия на текущую дату находятся на территории Украины, доступ к архивным учреждениям отсутствует, о чем в адрес Вороновой Т.А. направлено соответствующее уведомление (гр.дело № 2-4/2024, л.д. 13).

По указанным основаниям, как уже было установлено ранее по спору между теми же сторонами, в связи с чем не требует дополнительного доказывания истцом, иной возможности получить документы, необходимых для установления пенсии Вороновой Т.А. (данные о её заработной плате и общем стаже), у истца не имеется.

Доводы представителя ответчика в возражениях на иск, о том, что представленная истцом выписка от 08.02.2023 года, выдана организацией иностранного государства, правомочность которого на выдачу данного документа не может быть определена ОСФР, в связи с чем данный документ не может быть принят ОСФР бесспорно, судом во внимание не принимаются, поскольку учитывая общеизвестный факт проведения специальной военной операции на территории Запорожской области, где проживала и осуществляла свою предпринимательскую деятельность истец, до переезда на постоянное жительство в Российскую Федерацию, в отсутствие вины истца не могут ущемлять её пенсионные права.

Таким образом, указанные обстоятельства не могут препятствовать реализации права Вороновой Т.А. на получение пенсионного обеспечения в полном объеме.

Иное привело бы к необоснованным различиям в условиях приобретения прав граждан, относящихся к одной и той же категории, и искажало бы существо обязанности государства по гарантированию права на пенсионное обеспечение по старости.

Доказательств обратного, суду не представлено и самим судом также не установлено.

Утверждения представителя ответчика о том, что заявленный в исковом заявлении период, частично совпадает с периодами, включенными в стаж Вороновой Т.А. по решению суда, в связи с чем один и тот же период не может быть учтен дважды для исчисления пенсии и при принятии решения о включении в стаж периода работы, который включен ранее, выяснению подлежит, где именно в спорные совпадающие периоды фактически работала истица, основанием для отказа в удовлетворении требований также не являются, поскольку по общему правилу при совпадении по времени разных периодов учитывается один из них.

Следовательно, указанные обстоятельства не являются в дальнейшем основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в связи с чем доводы представителя ответчика об обратной, признаются судом неубедительными.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, учитывая установленные судом фактические обстоятельства дела, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд –

решил:

Исковое заявление Вороновой Татьяны Алексеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области, Клиентской службе в Ивнянском районе (на правах отдела) Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о включении периодов работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, удовлетворить.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области включить в страховой стаж Вороновой Татьяны Алексеевны для назначения страховой пенсии по старости, периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 22.02.2006 года по 07.02.2023 года в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований Украины № от 08.02.2023 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ивнянский районный суд Белгородской области.

Судья Н.М. Водопьянова

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2024 года.

УИД 31RS0010-2024-000245-30 № 2-222/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Ивня Белгородской области 07 июня 2024 года

Ивнянский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Водопьяновой Н.М.,

при секретаре Марченко Н.И.,

в отсутствие сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороновой Татьяны Алексеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области, Клиентской службе в Ивнянском районе (на правах отдела) Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о включении периодов работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости,

установил:

Воронова Т.А. обратилась в суд с иском к ОСФР по Белгородской области, Клиентской службе в Ивнянском районе (на правах отдела) Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области в котором, просила включить в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 22.02.2006 года по 07.02.2023 года в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований Украины № от 08.02.2023 года.

В обоснование требований сослалась на то, что 18.03.2023 года после переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию она получила гражданство Российской Федерации.

Являясь пенсионером по возрасту, в мае 2023 года она обратилась в Клиентскую службу в Ивнянском районе ОСФР по Белгородской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представив дубликат трудовой книжки, дипломы, выписку из ЕГР.

Решением ОСФР по Белгородской области № от 13.11.2023 года Вороновой Т.А. в установлении пенсии было отказано по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием документов подтверждающих периоды трудовой деятельности и требуемого страхового стажа.

В соответствии с уведомлением ОСФР по Белгородской области, дубликат трудовой книжки серии датой заполнения 18.03.2010 г. (Украина), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей № ДД.ММ.ГГГГ датой выдачи 08.02.2023 года (Украина) не приняты для назначения страховой пенсии по старости, в связи с нарушением правил заполнения дубликата трудовой книжки (раздел 5 «Дубликат трудовой книжки» Инструкции от 20.06.1974 года № 162) и невозможностью установить подлинность Выписки из Единого государственного реестра.

Решением Ивнянского районного суда Белгородской области от 05.03.2024 года, исковые требования Вороновой Т.А. к ОСФР по Белгородской области, Клиентской службе на правах отдела в Ивнянском районе ОСФР по Белгородской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и включении периодов работы в страховой стаж периодов работы в страховой стаж для назначения страховой старости удовлетворены. Решение ОСФР по Белгородской области № от 13.11.2023 года об отказе Вороновой Т.А. в установлении пенсии, признано незаконным. На ОСФР по Белгородской области возложена обязанность включить в страховой стаж в страховой стаж Вороновой Т.А. для назначения страховой пенсии по старости, периоды работы указанные в дубликате трудовой книжки серии от 19.07.2010 года, выданном на имя Вороновой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения: с 03.08.1971 года по 01.04.1975 года – совхоз «Цветы Запорожья», с 01.04.1975 года по 02.12.1982 года – спецторгконтора «Гвоздика Красная» РСУ Зеленого строительства, с 02.12.1982 года по 02.01.1985 года Ремонтно-строительное управление зеленого хозяйства областного производственного объединения зеленого хозяйства «Запорожзеленхоз», с 02.01.1985 года по 30.09.1987 года – Областное производственное объединение зеленого хозяйства «Запорожзеленхоз», с 01.10.1987 года по 08.05.1992 года – Облкоммунуправление Запорожская область, с 09.05.1992 года по 30.11.1993 года – Управление ЖКХ Областной государственной администрации Запорожской области, с 01.12.1993 года по 31.08.1994 года – Ассоциация «Коммунальник», с 01.09.1994 года по 31.07.1995 года – ООО фирма «Мир», с 01.08.1995 года по 25.07.1997 года – ООО «Новый Мир», с 14.11.1997 года по 23.12.1998 года – ОАО «Запорожглавснаб», с 04.01.1999 года по 30.09.1999 года – ЧП «Сакура», с 30.09.1999 года по 08.06.2003 года – ООО фирма «Диана», с 17.06.2003 года по 28.02.2009 года – ООО «Студия профессионалов Алла Белла», с 02.03.2009 года по 04.01.2010 года – ООО «Студия Алла Белла», с 01.02.2010 года по 20.09.2011 года – ФОП Скрыльников А.В.

Решение суда не обжаловалось, вступило в законную силу 06.04.2024 года.

Требования о включении в страховой стаж периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований Украины № от 08.02.2023 года, истцом не заявлялись и судом не рассматривались.

Истец Воронова Т.А. и её представитель Голева И.А., извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Воронова Т.А. обратилась с ходатайствами о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчиков ОСФР по Белгородской области, Клиентская служба в Ивнянском районе ОСФР по Белгородской области, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель ОСФР по Белгородской области Хмелевская Л.М., обратилась в суд с возражениями на иск, в которых заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по изложенным в них основаниям в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя ОСФР.

Исследовав обстоятельства по предоставленным доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1). Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2).

Решением Ивнянского районного суда Белгородской области от 05.03.2024 года по делу № 2-4/2024, вступившим в законную силу 06.04.2024 года, удовлетворены исковые требования Вороновой Т.А. к ОСФР по Белгородской области, Клиентской службе в Ивнянском районе (на правах отдела) ОСФР по Белгородской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и включении периодов работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, удовлетворены. Решение ОСФР по Белгородской области № от 13.11.2023 года об отказе Вороновой Т.А. в установлении пенсии, признано незаконным. На ОСФР по Белгородской области возложена обязанность включить в страховой стаж Вороновой Т.А. для назначения страховой пенсии по старости, периоды работы указанные в дубликате трудовой книжки серии от 19.07.2010 года, выданном на имя Вороновой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения: с 03.08.1971 года по 01.04.1975 года – совхоз «Цветы Запорожья», с 01.04.1975 года по 02.12.1982 года – спецторгконтора «Гвоздика Красная» РСУ Зеленого строительства, с 02.12.1982 года по 02.01.1985 года Ремонтно-строительное управление зеленого хозяйства областного производственного объединения зеленого хозяйства «Запорожзеленхоз», с 02.01.1985 года по 30.09.1987 года – Областное производственное объединение зеленого хозяйства «Запорожзеленхоз», с 01.10.1987 года по 08.05.1992 года – Облкоммунуправление Запорожская область, с 09.05.1992 года по 30.11.1993 года – Управление ЖКХ Областной государственной администрации Запорожской области, с 01.12.1993 года по 31.08.1994 года – Ассоциация «Коммунальник», с 01.09.1994 года по 31.07.1995 года – ООО фирма «Мир», с 01.08.1995 года по 25.07.1997 года – ООО «Новый Мир», с 14.11.1997 года по 23.12.1998 года – ОАО «Запорожглавснаб», с 04.01.1999 года по 30.09.1999 года – ЧП «Сакура», с 30.09.1999 года по 08.06.2003 года – ООО фирма «Диана», с 17.06.2003 года по 28.02.2009 года – ООО «Студия профессионалов Алла Белла», с 02.03.2009 года по 04.01.2010 года – ООО «Студия Алла Белла», с 01.02.2010 года по 20.09.2011 года – ФОП Скрыльников А.В.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Удовлетворяя исковые требования Вороновой Т.А. о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и включении периодов работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, суд исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, установил, что 29.05.2007 года Пенсионным фондом Украины, на имя Вороновой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдано пенсионное удостоверение № , в соответствии с которым она является получателем пенсии по старости (дело № 2-4/2024 л.д. 36).

С 03.08.2022 года, Воронова Т.А. зарегистрирована в системе индивидуального (персонифицированного) учета Российской Федерации - СНИЛС (дело № 2-4/2024 л.д. 12).

Воронова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации и с 24.03.2023 года зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортом гражданина РФ серии выданным <данные изъяты> (дело № 2-4/2024 л.д. 9-11).

23.05.2023 года Воронова Т.А. обратилась в ОСФР по Белгородской области с заявлением о пересмотре пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.02.2023 года № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской области и Херсонской области», которое направлено для исполнения в ОСФР по Запорожской области.

17.07.2023 года Воронова Т.А. обратилась в ОСФР по Белгородской области с заявлением № о назначении страховой пенсии по старости, к которому приложила собственноручно написанную расписку о прекращении выплаты ей выплаты пенсии на территории Украины с 31.03.2023 года, а также дубликат трудовой книжки от 19.07.2010 года и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей на территории Украины от 08.02.2023 года.

На запрос ОСФР по Белгородской области от 19.07.2023 года № 46412/23 об истребовании документов, необходимых для установления пенсии Вороновой Т.А. (данных о заработной плате и общем стаже), ОСФР по Запорожской области направлен ответ, согласно которому истребовать информацию не предоставляется возможным в связи с тем, что предприятия, организации на текущую дату находятся на территории Украины, доступ к архивным учреждениям отсутствует (дело № 2-4/2024 л.д. 30-33).

Уведомлением ОСФР по Белгородской области, до сведения Вороновой Т.А. доведено, что дубликат трудовой книжки серии датой заполнения 18.03.2010 г. (Украина), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей № датой выдачи 08.02.2023 г. (Украина) не могут быть приняты для назначения страховой пенсии по старости, в связи с нарушением правил заполнения дубликата трудовой книжки (раздел 5 «Дубликат трудовой книжки» Инструкции от 20.06.1974 года № 162) и невозможно установить подлинность Выписки из Единого государственного реестра. Истребовать информацию о стаже не предоставляется возможным в связи с тем, что предприятия на текущую дату находятся на территории Украины, доступ к архивным учреждениям отсутствует (дело № 2-4/2024 л.д. 13).

23.08.2023 года Воронова Т.А. обратилась с заявлением в Межведомственную комиссию по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц Запорожской области, в котором просила установить в целях пенсионного и дополнительного социального обеспечения периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, с учетом которых устанавливается пенсионное обеспечение, к которому также приложила паспорт гражданина РФ, трудовую книжку (дубликат), пенсионное удостоверение, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей, ответ ОСФР по Запорожской области (дело № 2-4/2024 л.д. 40-45).

Решением ОСФР по Запорожской области от 21.10.2023 года, по результатам проведенной проверки базы получателей ежемесячной пенсионной выплаты Пенсионного фонда ВГА по Запорожской области (ЕПВ), установившей, что Воронова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения получателем ЕПВ в Запорожской области не являлась и за пересмотром пенсии не обращалась, Вороновой Т.А. отказано в пересмотре пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области», в связи с отсутствием права на пересмотр. Заявление от 23.05.2023 года № и представленные документы возвращены в ОСФР по Белгородской области (дело № 2-4/2024 л.д. 75).

Решением ОСФР по Белгородской области от 13.11.2023 года № , Вороновой Т.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Вороновой Т.А. в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. В обоснование указано на то, что в соответствии с п. 13 и п. 73 Административного регламента, утвержденного постановлением правления ПФР от 23.01.2019 № 16п, был предоставлен 3-х месячный срок для предоставления документов подтверждающих периоды, отраженные в дубликате трудовой книжки и заработной платы. Отделением ОСФР по Белгородской области были направлены запросы об истребовании справок о стаже и заработной платы в УПФ г. Мелитополь. По истечении данного срока ни один из документов не поступил. В связи с отсутствием документов, подтверждающих периоды трудовой деятельности, право на установление страховой пенсии по старости отсутствует (дело № 2-4/2024 л.д. 73).

Решением ОСФР по Белгородской области от 14.11.2023 года № , Вороновой Т.А. по результатам рассмотрения её заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ, назначена социальная пенсия по старости с 01.04.2023 года (бессрочно) в размере 7153 руб. 33 коп. (дело № 2-4/2024 л.д. 32).

Как установлено судом, отсутствие документов о страховом стаже и величине индивидуального пенсионного коэффициента послужило основанием для отказа в назначении Вороновой Т.А. страховой пенсии по старости, а затем как следствие этому, основанием для назначения социальной пенсии по старости, для получения которой требуется только достижение установленного законом возраста, что также повлияло и на размер пенсионного содержания истца и привело к нарушению пенсионных прав истца с момента их возникновения.

При этом, иной возможности получить документы, необходимых для установления пенсии Вороновой Т.А. (данные о её заработной плате и общем стаже), у истца не имеется по причине того, что предприятия, организации в которых она работала, в настоящее время находятся на территории Украины и доступ к архивным учреждениям отсутствует, о чем имеется ответ ОСФР по Запорожской области на запрос ОСФР по Белгородской области от 19.07.2023 года № 46412/23.

Отсутствие документов, подтверждающих факт работы истца в указанные периоды времени, в указанных организациях и должностях, учитывая общеизвестный факт проведения специальной военной операции на территории Запорожской области, где проживала и работала истец, до переезда на постоянное жительство в Российскую Федерацию, в отсутствие вины истца не могут ущемлять её пенсионные права.

Пунктом 3.1 абз. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 30-П, предусмотрено, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Таким образом, обстоятельства установленные решением Ивнянского районного суда Белгородской области от 05.03.2024 года по делу № 2-4/2024 по ранее рассмотренному делу с участием тех же самых лиц, имеют для суда преюдициальное значение, в связи с чем повторному доказыванию при рассмотрении настоящего дела не подлежат.

Как следует, из материалов дела, при обращении Вороновой Т.А. в ОСФР по Белгородской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представленная ею в качестве документа для назначения страховой пенсии по старости выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований Украины № от 08.02.2023 года, не принята для назначения страховой пенсии по старости по причине невозможности установления её подлинности, а также отсутствия возможности истребовать информацию о стаже, в связи с тем, что предприятия на текущую дату находятся на территории Украины, доступ к архивным учреждениям отсутствует, с чем суд не может согласиться по следующим основаниям.

Так, правовой статус индивидуальных предпринимателей определён Федеральным Законом от 11 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона, определено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в законную силу с 01.01.2015 года Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ, страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Условия назначения страховой пенсии по старости определены ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, в соответствии с ч. 1 которой, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ, предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, включая Украину, были урегулированы Соглашением от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (прекратившим свое действие с 01.01.2023 года), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 указанного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с п. 4 указанных Рекомендаций, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В п. 5 Рекомендаций, указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона №400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств (ч. 8.1 ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ).

Приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н, утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Пунктом 6 указанного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы (сведения): подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а»), об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 54 Перечня).

Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н, утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации) (далее Правила № 546н).

Согласно пункту 18 Правил № 546н, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации: а) дает оценку правильности оформления документов и проверяет соответствие содержащихся в документах сведений данным индивидуального (персонифицированного) учета; б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; в) оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для установления пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств; г) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; д) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; е) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; ж) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации; з) возвращает заявителю подлинники представленных им документов; и) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Как установлено судом, истцом при обращении в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за назначением страховой пенсии по старости, в т.ч. была представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований Украины № от 08.02.2023 года.

Согласно данной выписки, физическое лицо – предприниматель Воронова Т.А., местонахождение: <адрес>, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, или серия и номер паспорта: , дата и номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований: 06.02.2023, 2001030060003020348, состояла на учете: 17.12.2007, 07.02.2023 года, в Государственной службе статистики Украины, 37507880; 20.02.2006, 210300000000, 06.02.2023, 2308260700036, в Главном управлении ГНС в Запорожской области, Александровской государственной налоговой инспекции (Александровский район г. Запорожье), 44118663, (в качестве налогоплательщика); 23.02.2006, 08/11-8258, в Главном управлении ГНС в Запорожской области, Александровской Государственной налоговой инспекции (Александровский район г. Запорожье), 44118663, (в качестве плательщика единого взноса). Вид экономической деятельности: 47.81 Розничная торговля с лотков и на рынках пищевыми продуктами напитками и табачными изделиями (основной). Предпринимательская деятельность физического лица – предпринимателя: прекращена (гр.дело № 2-4/2024 л.д. 25-29).

По результатам проведенной ОСФР по Белгородской области проверки, указанная выписка из государственного реестра не принята для назначения страховой пенсии по старости, в связи с невозможностью установить её подлинность и истребовать информацию о стаже, поскольку предприятия на текущую дату находятся на территории Украины, доступ к архивным учреждениям отсутствует, о чем в адрес Вороновой Т.А. направлено соответствующее уведомление (гр.дело № 2-4/2024, л.д. 13).

По указанным основаниям, как уже было установлено ранее по спору между теми же сторонами, в связи с чем не требует дополнительного доказывания истцом, иной возможности получить документы, необходимых для установления пенсии Вороновой Т.А. (данные о её заработной плате и общем стаже), у истца не имеется.

Доводы представителя ответчика в возражениях на иск, о том, что представленная истцом выписка от 08.02.2023 года, выдана организацией иностранного государства, правомочность которого на выдачу данного документа не может быть определена ОСФР, в связи с чем данный документ не может быть принят ОСФР бесспорно, судом во внимание не принимаются, поскольку учитывая общеизвестный факт проведения специальной военной операции на территории Запорожской области, где проживала и осуществляла свою предпринимательскую деятельность истец, до переезда на постоянное жительство в Российскую Федерацию, в отсутствие вины истца не могут ущемлять её пенсионные права.

Таким образом, указанные обстоятельства не могут препятствовать реализации права Вороновой Т.А. на получение пенсионного обеспечения в полном объеме.

Иное привело бы к необоснованным различиям в условиях приобретения прав граждан, относящихся к одной и той же категории, и искажало бы существо обязанности государства по гарантированию права на пенсионное обеспечение по старости.

Доказательств обратного, суду не представлено и самим судом также не установлено.

Утверждения представителя ответчика о том, что заявленный в исковом заявлении период, частично совпадает с периодами, включенными в стаж Вороновой Т.А. по решению суда, в связи с чем один и тот же период не может быть учтен дважды для исчисления пенсии и при принятии решения о включении в стаж периода работы, который включен ранее, выяснению подлежит, где именно в спорные совпадающие периоды фактически работала истица, основанием для отказа в удовлетворении требований также не являются, поскольку по общему правилу при совпадении по времени разных периодов учитывается один из них.

Следовательно, указанные обстоятельства не являются в дальнейшем основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в связи с чем доводы представителя ответчика об обратной, признаются судом неубедительными.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, учитывая установленные судом фактические обстоятельства дела, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд –

решил:

Исковое заявление Вороновой Татьяны Алексеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области, Клиентской службе в Ивнянском районе (на правах отдела) Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о включении периодов работы в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, удовлетворить.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области включить в страховой стаж Вороновой Татьяны Алексеевны для назначения страховой пенсии по старости, периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 22.02.2006 года по 07.02.2023 года в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований Украины № от 08.02.2023 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ивнянский районный суд Белгородской области.

Судья Н.М. Водопьянова

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2024 года.

2-222/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронова Татьяна Алексеевна
Ответчики
ОСФР по Белгородской области (Клиентская служба в Ивнянском районе)
Суд
Ивнянский районный суд Белгородской области
Судья
Водопьянова Наталья Михайловна
Дело на сайте суда
ivniansky.blg.sudrf.ru
25.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2024Подготовка дела (собеседование)
23.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее