УИД35RS0№-27
Дело №
Резолютивная часть решения оглашена 13 августа 2020 года.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Кичменгско-Городецкий районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шемякиной Р.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца, адвоката ФИО8, предоставившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Городецкое к ФИО2 о взыскании 91 064,33 рублей
установил:
администрация муниципального образования Городецкое обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании 90 913,64 рублей.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию МО Городецкое с заявлением о предоставлении порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории земельного участка по адресу: <адрес>. В соответствии с регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был предоставлен порубочный билет на вырубку зеленых насаждений по указанному адресу. В соответствии с разделом 6, 15 решения Совета МО Городецкое от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о предоставлении порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников» предусмотрено внесение платы за вред, причиненный зеленым насаждениям. Комиссия администрации МО Городецкое ДД.ММ.ГГГГ провела обследование зеленых насаждений по адресу: <адрес> определила компенсационную стоимость за вред, причиненный зеленым насаждениям в размере 90 913 рублей 64 копеек.ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено требование об оплате данной компенсационной выплаты в 3-х месячный срок с даты предоставления порубочного билета, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. По настоящее время ответчиком сумма компенсационной выплаты не оплачена. Просит взыскать с ФИО2 компенсационную стоимость за вред, причиненный зеленым насаждениям в размере 90 913,64 рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО8 исковые требования к ФИО2 увеличил. Исходя из того, что при первоначальном расчете специалистом ФИО5 была допущена арифметическая ошибка при расчете размера компенсационной стоимости вырубки зеленых насаждений, просил взыскать с ответчика 91 064,33 рублей. Пояснил, что на основании заявления ФИО2 комиссия обследовала земельный участок по адресу: <адрес> установила, что на земельном участке произрастают 59 зеленых насаждении, подлежащих вырубке, о чем составлен акт обследования зеленых насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 вырублено 59 деревьев, в том числе, сосна диаметром 8 см. - 6 шт., сосна диаметром 12 см. - 6 шт., ель диаметром 12 см. - 1шт., сосна диаметром 16 см. - 3 шт., сосна диаметром 20 см. - 8 шт., ель диаметром 20 см. - 1 шт., сосна диаметром 24 см. - 12 шт., сосна диаметром 28 см. - 8 шт., сосна диаметром 32 см. - 8 шт., сосна диаметром 36 см. - 6 шт. О необходимости внесения компенсационной стоимости ФИО2 был уведомлен до получения порубочного билета. Он обращался с жалобой в прокуратуру района, по итогам рассмотрения которой оплату должен произвести в течение трех месяцев с момента выдачи порубочного билета.
Ответчик ФИО2 иск не признал, пояснил, что ему предоставлен в аренду земельный участок для строительства индивидуального жилого дома. При обращении в Администрацию МО Городецкое с заявлением о предоставлении порубочного билета ему разъяснили, что в соответствии с п. 16 административного регламента порубочный билет ему будет предоставлен бесплатно. Далее ему предложили сделать градостроительный план земельного участка с обозначением места расположения дома и хозяйственных построек. ФИО4 и ФИО5, должностные лица администрации МО Городецкое пояснили, что вырубка деревьев, находящихся на расстоянии ближе 5 метров от жилого дома и хозяйственных построек будет производиться бесплатно. После этого они произвели точковку деревьев на земельном участке и нанесли на схему. Из 61 дерева, 59 оказались ближе 5 метров от дома и хозяйственных построек. В дальнейшем ФИО5 ему пояснил, что бесплатно можно будет вырубить деревья, которые находятся ближе 5 метров только от дома, а около хозяйственных построек платно, а потом сказал, что все 59 деревьев будут платными. Порубочный билет ему выдали только после того как он обратился в прокуратуру района об обжаловании решения администрации МО Городецкое об отказе в выдаче порубочного билета, ДД.ММ.ГГГГ ему выдали порубочный билет №. До получения порубочного билета был в письменном виде уведомлен о необходимости внесения платы в размере 90 913,64 рублей. Считает, что истец в нарушение административного регламента, которым определено, что порубочный билет выдается только после оплаты размера компенсационной выплаты, требует внесения её после предоставления порубочного билета и считает, что работники администрации Филин и Митюков действовали незаконно и ввели его в заблуждение, изначально сообщив о бесплатной выдаче порубочного билета. В настоящее время на этом участке им посажено 59 саженцев деревьев хвойных пород, поэтому ущерб природоохранной деятельности им полностью компенсирован. Просит учесть его материальное положение, в настоящее время он осуществляет уход за больной матерью.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности в силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" является одним из основных принципов, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц. Охране подлежат зеленые насаждения, расположенные в населенных пунктах, независимо от форм собственности на земельные участки.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ землепользователи (лица, не являющиеся собственниками земельных участков) несут обязанности по охране земель.
Эти обязанности конкретизированы в ст. 42 Земельного кодекса РФ, и предусматривают для лиц, не являющихся собственниками земельных участков, обязанности: использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2 ст. 42 ЗК РФ); осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности (абзац 4 ст. 42 ЗК РФ).
Таким образом, в силу закона, землепользователь несет полную ответственность за охрану земель и за вред, причиненный в случае ненадлежащего исполнения данной обязанности, в том числе вред, причиненный зеленым насаждениям, произрастающих на указанных землях.
Материалами дела подтверждается следующее
Согласно договору аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 35:17:0408006:549, общей площадью 1279 кв. м, расположенный по адресу: РФ, <адрес>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию МО Городецкое с заявлением о предоставлении ему порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников по адресу: <адрес>, с целью вырубки - строительство жилого дома, приложив к заявлению схему расположения земельного участка с указанием зеленых насаждении подлежащих рубке и градостроительный план земельного участка.
На основании заявления ФИО2 комиссия обследовала земельный участок по адресу: <адрес> установила, что на земельном участке произрастают 59 зеленых насаждении, подлежащих вырубке, о чем составлен акт обследования зеленых насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту вырубке подлежит 59 деревьев, в том числе деревья диаметрами: сосна 8 см. - 6 шт., сосна 12 см. - 6 шт., ель 12 см. - 1шт., сосна 16 см. - 3 шт., сосна 20 см. - 8 шт., ель 20 см. - 1 шт., сосна 24 см. - 12 шт., сосна 28 см. - 8 шт., сосна 32 см. - 8 шт., сосна 36 см. - 6 шт.
Комиссия пришла к заключению о выдаче порубочного билета. Согласно расчету компенсационная стоимость зеленых насаждении составила 90 913,64 рублей. Акт обследования зеленых насаждений от ДД.ММ.ГГГГ № и расчет компенсационной стоимости вручены ФИО2 лично ДД.ММ.ГГГГ.Таким образом ФИО6 до получения порубочного билета был ознакомлен с размером компенсационной стоимости, которые в силу возраста и достижения спелости подлежали вырубке, а не пересадке.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района было рассмотрено обращение ФИО2 по поводу несогласия с решением администрации МО Городецкое в выдаче порубочного билета при условии предварительной оплаты в бюджет администрации МО Городецкое и дан ответ о неправомерности действий должностных лиц в указанной части.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был выдан порубочный билет №, обоснование необходимости вырубки указано - строительство нового здания.
ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено уведомление об оплате компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которое им получено, но не исполнено. Претензия получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией проведено повторное обследование земельного участка по адресу: <адрес>, в ходе осмотра которого установлено, что зеленые насаждения (деревья), указанные в акте обследования зеленых насаждении № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешенных к рубке, вырублены, порубочные остатки удалены.
Оценив описанные выше доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд находит установленным факт неуплаты компенсационной стоимости зеленых насаждений.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Согласно ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
При этом в соответствии со ст. 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Размер подлежащего возмещению вреда определяется по утвержденным Правительством Российской Федерации методикам расчетов, исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определен прядок и перечень предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 вышеназванного положения, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Администрации МО Городецкое Кичменгско-Городецкого муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников.
Согласно п. 2.6.2 Административного регламента установлен перечень документов необходимых для предоставления муниципальной услуги, в котором указано, что заявителем в случае строительства новых и реконструкции существующих здании, сооружений и коммуникаций, предусмотренных согласованной градостроительной документацией предоставляется схема земельного участка с указанием зеленых насаждений подлежащих вырубке, график выполнения работ, гарантийное обязательство на вывоз и утилизацию древесины, проект благоустройства, учитывающий посадку саженцев деревьев высотой не менее 1.5 м, декоративных кустарников, цветников, газонов, установку малых архитектурных форм.
Пунктом 3.4 Административного регламента утвержден порядок рассмотрения заявления и принятие решения по предоставлению порубочного билета.
Решением Совета МО Городецкое Кичменгско-Городецкого муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о предоставлении порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников на территории МО Городецкое.
Из пункта 3 Положения зеленые насаждения, расположенные на земельных участках, переданных в собственность граждан и юридических лиц, принадлежат муниципальному образованию на праве собственности. Владение, пользование и распоряжение указанными зелеными насаждениями осуществляются собственником с обязательным учетом требований по защите зеленых насаждений.
Пункт 5 Положения устанавливает, что вырубка деревьев и кустарников на территории муниципального образования Городецкое произрастающих на земельных участках, находящихся в собственности МО Городецкое, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в границах МО Городецкое, производится на основании порубочного билета, выданного администрацией МО Городецкое.
Согласно п. 6 Положения порядок определения компенсационной стоимости зеленых насаждений определяется согласно приложению (далее Порядок).
В п. 7 Порядка предусмотрено, что предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников является муниципальной услугой, предоставляемой администрацией муниципального образования Городецкое. Порядок предоставления муниципальной услуги определяется Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, утверждаемого постановлением администрации муниципального образования Городецкое (далее Административный регламент).
Из п. 14 следует, что основанием для расчета величины ущерба (вреда), нанесенного зеленым насаждениям вследствие их сноса (вырубки), является акт обследования, составленный специалистом администрации муниципального образования Городецкое.
Согласно п. 15 Положения суммы ущерба (вреда), нанесенного зеленым насаждениям, подлежат зачислению в бюджет муниципального образования Городецкое.
Предоставленный истцом расчет компенсационной стоимости зеленых насаждений произведен в соответствии с Порядком определения компенсационной стоимости зеленых насаждений, исходя из количества деревьев, диаметра деревьев, компенсационной стоимости деревьев, территориального коэффициента, индекса перевода стоимости на 3 квартал 2019 года и составляет 91 064,33 рублей. Ранее произведенный расчет компенсационной стоимости в 90 913,64 рублей имеет арифметическую ошибку. Несмотря на это, при составлении акта обследования зеленых насаждений № (л.д.8) при выписке порубочного билета при составлении акта обследования зеленых насаждений размер компенсации стоимости определен в 90 913,64 рублей, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению в указанной сумме и не могут быть увеличены, поскольку ответчик не был заранее, до выдачи порубочного билета, уведомлен об ином размере компенсационной стоимости.
Доводы ответчика о наличии у него права на предоставление порубочного билета без внесения компенсационной платы основано на неверном толковании п. 16 Положения, в котором установлено, что не подлежит возмещению ущерб (вред), причиненный зеленым насаждениям, в том числе в случае: восстановления нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением установленных норм и правил, подтвержденным заключением уполномоченного в области надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека органа государственной власти; сноса зеленых насаждений, произрастающих с нарушениями требований СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и других нормативных документов, устанавливающих расстояние от стен зданий и различных сооружений и коммуникаций до места произрастания зеленых насаждений (л.д. 19-20). Указанная норма регулирует снос деревьев на земельном участке, которые начали рост после возведения жилья.
Приведенная ответчиком аудиозапись разговора между ним и работником администрации ФИО9, в котором последний рассуждает о возможном получении порубочного билета бесплатно, не является основанием для отказа в иске, поскольку запись произведена до получения им порубочного билета.
Утверждение ответчика о том, что он был введен в заблуждение работниками администрации МО Городецкое ФИО10 относительно наличия права на получение порубочного билета бесплатно судом проверены.
Согласно протоколу судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 101-103) свидетель ФИО5 пояснил, что при устном обращении до ФИО2 действительно была доведена информация о возможности выписки порубочного билета бесплатно. Но после внимательного изучения Положения, до выписки порубочного билета им ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования и рассчитан размер компенсационной выплаты, который он должен внести в бюджет муниципального образования (л.д.8), о чем в акте имеется его подпись. При получении этого акта ФИО2 имел право отказаться от получения порубочного билета и в дальнейшем имел право отказаться от аренды земельного участка, на котором растут деревья. ФИО2 был заинтересован в данном земельном участке, поскольку он расположен рядом с его жилым домом.
Доводы ответчика о том, что порубочный билет ему незаконно был предоставлен до внесения компенсационной стоимости не состоятельны, поскольку для разрешения данного вопроса он обращался с заявлением в прокуратуру района, в котором утверждал обратное.
Утверждение ответчика о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды путем посадки на этом же участке 59 саженцев хвойных деревьев (предоставлена видеозапись) не освобождает ответчика от обязанности внесения компенсационной стоимости, так как ему предоставлялся порубочный билет на вырубку деревьев, а не на пересадку, поскольку в силу возраста после пересадки деревья утратили бы жизнеспособность.
Трудное материальное положение и отсутствие источника дохода у ответчика не являются основанием для освобождения либо снижения компенсационной стоимости зеленых насаждений, поскольку ФИО2 имел право отказаться от получения порубочного билета, но не отказался и планирует заниматься строительством жилого дома, где требуются значительные финансовые вложения.
Таким образом, суд находит требования истца о взыскании с ответчика компенсационной стоимости вырубки зеленых насаждений в сумме 90 913,64 рублей законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального района следует взыскать государственную пошлину в размере 2 927, 41 рублей, от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования Городецкое удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования Городецкое компенсационную стоимость за вред, причиненный зеленым насаждениям, в размере 90 913,64 рублей (девяносто тысяч девятьсот тринадцать рублей 64 копейки).
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Кичменгско-Городецкого муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 2927,41 рублей (две тысячи девятьсот двадцать семь рублей 41 копейку).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья - Р.В. Шемякина