Решение по делу № 2а-1330/2020 от 23.06.2020

Дело № 2а-1330/2020

24RS0016-01-2020-001295-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2020 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Андриенко И.А., при секретаре судебного заседания Юрковой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю к Брагину А.С. о взыскании налогов и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 4 по Красноярскому краю, административный истец) обратилась в суд с иском к Брагину А.С. о взыскании налогов и пени. Свои требования мотивирует тем, что Брагин А.С. согласно сведениям, предоставленным регистрирующими органами, в отчетный период имел в собственности имущество: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, доля в праве 3/4; квартиру, расположенную по адресу: <адрес> квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; земельный объект (участок) кадастровый расположенный по адресу: <адрес>, в связи с чем, он является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога. За административным ответчиком числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 1 056 руб. 00 коп., за 2015 г. в размере 5 838 руб. 00 коп., а также пеня - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 03 руб. 73 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 31 руб.14 коп.; по земельному налогу за 2014г. в размере 79 руб. 00 коп., а также пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 руб. 17 коп.. Административный истец произвел расчет налогов и отправил почтовой корреспонденцией налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налогов, в установленный законом срок, налогоплательщиком налоги не оплачены, в связи с чем, в соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ на указанную сумму налога были начислены пени. Административным истцом, согласно ст. ст.69, 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией направлено требование об уплате налогов. В добровольном порядке налогоплательщиком не произведена оплата задолженности по налогам, в связи с чем, административный истец просил суд: восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления и взыскать с административного ответчика Брагина А.С. задолженность по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени за 2014, 2015, 2016 г.г. на общую сумму 7 035 рублей 04 копейки.

Представитель административного истца - МИФНС России и № 4 по Красноярскому краю, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился по неизвестной причине, просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя истца.

Административный ответчик Брагин А.С., надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился.

На основании положений ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика, уведомленных надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения административного дела.

Изучив доводы административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 3 ст.48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации и п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч.1 ст.393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.8 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В силу п.п.3 п.1 ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании п.4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

В соответствии с п.6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии со ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Расчет недоимки производится по правилам, предусмотренным в ст.ст. 402-406 НК РФ, исходя из сведений, представленных регистрирующими органами в порядке, установленном ст.85 НК РФ.

В соответствии с п.п. 3-5 ст.75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно п.п.3 п.1 ст.45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Из материалов дела усматривается, что Брагин А.С. в отчетный период имел в собственности следующее имущество: ? доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; земельный объект (участок) кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

В установленный налоговым органом Брагин А.С. не уплатил начисленные налоги, в связи с чем, Межрайонной ИФНС России №4 по Красноярскому краю в его адрес направлены налоговые уведомления об уплате налогов: от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ (налог на имущество физических лиц и земельный налоги, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ); от ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ год (налог на имущество физических лиц, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно данным оперативного учёта Межрайонной ИФНС России № 4 по Красноярскому краю, задолженность по налогам Брагиным А.С. не погашена.

    В адрес Брагина А.С. направлено требования о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В суд с настоящим иском административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленным расчетам административного истца, на момент обращения с настоящим иском в суд задолженность ответчика по обязательным платежам и санкциям составила 7 035 рублей 04 копейки, что не оспорено административным ответчиком.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (в редакции, распространяющей свое действие на спорные правоотношения) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка обжалования.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.03.2012 N 479-0-0, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может.

Таким образом, пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, требованием от ДД.ММ.ГГГГ Брагину А.С. предъявлены требования об уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц в размере 1 135 рублей, требованием от ДД.ММ.ГГГГ предъявлены требования об уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц в размере 5 838 рублей, т.е. сумма не уплаченных административным ответчиком налогов превысила 3 000 рублей ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с требованием от ДД.ММ.ГГГГ данное требование должно быть исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ т.е. срок на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности истек ДД.ММ.ГГГГ

На момент предъявления в суд настоящего административного искового заявления, по мнению суда, возможность взыскания задолженности по обязательным платежам, пени налоговым органом утрачена.

В силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации относительно течения сроков исковой давности, изложенной в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», которая подлежит применению по аналогии в спорном правоотношении, положение пункта 1 статьи 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, а также других предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требований.

При таких обстоятельствах в данном административном деле имеет значение дата обращения истца в Железногорский городской суд – ДД.ММ.ГГГГ, которая свидетельствует о пропуске административным истцом срока исковой давности.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от количества плательщиков (задолжников) к выплате страховых взносов.

По мнению суда, у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке, в установленный срок.

Следует также учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в установленный срок, материалы дела не содержат.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч.5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Поскольку объективных причин, препятствующих своевременному обращению истца за судебной защитой, не установлено, при проявлении достаточной меры заботливости истец не был лишен возможности обратиться с административным иском в установленный срок, суд не находит правовых оснований для восстановления срока на подачу административного иска.

Учитывая, что исключительных обстоятельств, которые препятствовали налоговому органу обратиться в суд в течении установленного срока с требованием о взыскании налоговой задолженности не указано, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с настоящим заявлением пропущен налоговым органом, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления отказать.

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Красноярскому краю к Брагину А.С. о взыскании задолженности по налогам и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 25 июля 2020 года, путем подачи жалобы через Железногорский городской суд Красноярского края.

Судья Железногорского городского суда                                                    И.А. Андриенко

2а-1330/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция ФНС № 4 по красноярскому краю
Ответчики
Брагин Александр Сергеевич
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Андриенко Ирина Александровна
Дело на странице суда
gelgor.krk.sudrf.ru
23.06.2020Регистрация административного искового заявления
25.06.2020Передача материалов судье
26.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2020Судебное заседание
13.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее