Дело №2-298/17
Решение
именем Российской Федерации
4 апреля 2017 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Алексеева И.Г.,
с участием представителя истца Назмиев А.И. – Набиуллина Б.А.,
представителя ответчика Абдрашитов А.А. – Гариповой Г.Х.,
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Назмиев А.И. и Назмиева А.Д. к Абдрашитов А.А. и филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ об установлении границ земельного участка в соответствии с межевым планом,
установил:
Истцы обратились в суд с иском в вышеизложенной формулировке в обоснование указав, что им принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>. Площадь данного земельного участка согласно данным ГКН составляет 751 кв.м. Однако, данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с ошибкой, а именно, его площадь была указана неверно. Площадь земельного участка согласно данным похозяйственной книги составляет <данные изъяты> кв.м. В целях исправления ошибки ими был подготовлен межевой план и было подано заявление об учете изменений земельного участка. Однако в учете изменений было отказано, поскольку границы земельного участка пересекают границы земельного участка, принадлежащего ответчику Абдрашитов А.А.
В судебном заседании представитель истца Назмиев А.И. – Набиуллин Б.А. требования иска поддержал по изложенным в нем основаниям.
Истец Назмиева А.Д. в судебное заседание не явилась, согласно предоставленному заявлению просила дело рассмотреть в ее отсутствие, требования иска поддерживает.
Представитель ответчика Абдрашитов А.А. – Гарипова Г.Х. требования иска не признала, поскольку площадь исходного земельного участка ответчика с кадастровым номером № соответствует площади, указанной в правоустанавливающих документах, право собственности на него было зарегистрировано в установленном законом порядке, земельный участок поставлен на кадастровый учет и в последствии размежеван на два земельных участка с кадастровыми номерами №. <адрес> данных земельных участков не превышает площади исходного земельного участка, а границы остались прежними.
Представитель ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ, представители третьих лиц Исполнительного комитета Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ и Управления Росреестра по РТ, а также третье лицо – кадастровый инженер Аюпов Ш.Ш. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определённой вещи.
По смыслу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» во взаимосвязи с приведённой нормой Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учёт земельного участка (далее - кадастровый учёт) подтверждают существование такого земельного участка, как объекта права.
Норма ч. 1 ст. 5 того же закона указывает на то, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно ч. 2 ст. 7 этого же закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Исходя из положений ст. 8 вышеуказанного Закона, в кадастр недвижимости вносятся, основные сведения об объекте недвижимости, к которым относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 14 того же Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в то числе, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона №221-ФЗ от 24 июля 2007 года (в редакции от 3 июля 2015 года) «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ установлено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ). Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка (ст. 7 и 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») и определяются межеванием.
При выполнении работ по межеванию участка предметом согласования является точное местоположение границ между двумя смежными участками.
В судебном заседании установлено, что истцам принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве по ?) земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно делу правоустанавливающих документов, собственником смежного земельного участка с кадастровым номером № (размежеванного на земельные участки с кадастровыми номерами № является Абдрашитов А.А., что также подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности на исходный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно сведениям об основных характеристиках земельных участков с кадастровыми номерами № площади их составляют <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. соответственно, границы уточнены в установленном законом порядке путем межевания и внесения в кадастр недвижимости.
Согласно заключению, содержащемуся в межевом плане №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном кадастровым инженером Аюпов Ш.Ш., выявлено наложение земельного участка истцов с кадастровым номером № на ранее учтенные земельные участки с кадастровыми номерами №. <адрес> обмера земельного участка с кадастровым номером № составила <данные изъяты> кв.м. По сведениям ГКН декларированная площадь составляет <данные изъяты> кв.м., согласно выписке из похозяйственной книги – 2500 кв.м. Также указывается, что обмер земельного участка истца с кадастровым номером № производился в присутствии правообладателей данного земельного участка.
Решением Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление учета изменений земельного участка с кадастровым номером № поскольку одна из его границ пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами № прошедших государственный кадастровый учет. В результате уточнения, площадь земельного участка истцов увеличилась с <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м. и разница составила <данные изъяты> кв.м., что свыше 10 % площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.
Суд считает, что при проведении межевых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером № не были учтены интересы ответчика и не проведены необходимые мероприятия по согласованию границ образуемого (уточняемого) земельного участка со смежным землепользователем, сведения о земельном участке которого ранее имелись в кадастре недвижимости.
Таким образом, рассматривая требование истцов об установлении границы принадлежащего им земельного участка, суд приходит к следующему.
Земельный участок, принадлежащий истцам, не может пройти процедуру учета изменений в связи с уточнением площади и изменением описания земельного участка по подготовленному межевому плану №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку имеет место наложение его границ на земельные участки с кадастровыми номерами № принадлежащие ответчику, а также существенное увеличение его площади.
Ставя вопрос в исковом заявлении об установлении границы принадлежащего истцам земельного участка, истцы указывают лишь на то обстоятельство, что граница принадлежащего им земельного участка пересекает границы земельных участков, принадлежащих ответчику и предоставляют в обоснование данного довода межевой план №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ своего земельного участка, подготовленный инженером Аюпов Ш.Ш.
При этом, сторонами не оспаривается и материалами дела подтверждается, что граница земельного участка истцов ранее не была установлена.
По мнению суда, предоставленный истцами межевой план не является доказательством, с достоверностью подтверждающим нарушение прав истцов.
Из указанного плана лишь следует само обстоятельство составления кадастровым инженером межевого плана земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего истцам, с указанием на то обстоятельство, что уточняются его граница и площадь, а также, что фактическая граница земельного участка не соответствует сведениям, содержащимся в кадастре недвижимости.
При этом, земельные участки, принадлежащие ответчику, считаются сформированными, поставленными на кадастровый учет в тех границах, которые определены при проведении межевания и сведения о них не исключены из кадастра недвижимости.
Данных о том, что при проведении кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами № была совершена ошибка, в материалах дела не содержится, а постановка их на кадастровый учет в этих границах не оспорена.
Более того, каких-либо сведений о том, что земельные участки ответчика, границы которого определены (уточнены), имеют наложение на земельный участок истцов, также не имеется.
Таким образом, исходя из предмета и основания иска, представленных истцами доказательств, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется, поскольку требование истцовой стороны не основано на законе, а также не представлены убедительные и бесспорные доказательства в их обоснование.
Позиция, изложенная истцами в исковом заявлении, а также приведенные доводы представителя истца Назмиев А.И. в судебном заседании не влияют на существо принимаемого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Назмиев А.И. и Назмиева А.Д. в иске к Абдрашитов А.А. и филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ об установлении границ земельного участка в соответствии с межевым планом, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: