дело № 2-1172/2024 (59RS0№-76)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Пермь, ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Турьевой Н.А.,
при секретаре Суетиной Г.С.,
с участием представителя Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кудиновой Е.В., действующей на основании доверенности (л.д.135 том 3),
представителя Шубодеровой Е.А. - Лаврентьевой Е.Р., действующей на основании адвокатского ордера и доверенности (л.д.134 том 3),
представителя прокуратуры Пермского края Горожанкиной Т.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края к Шубодеровой Е. А. о признании недействительным государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № на приобретение имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г.Пермь, заключенного между Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Шубодеровой Е. А., о взыскании суммы реального ущерба в размере 187949740рублей,
третьи лица: Министерство труда и социального развития Пермского края, Государственное бюджетное учреждение Пермского края «Центр комплексной реабилитации инвалидов», прокуратура Пермского края,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (далее Министерство) обратилось с иском к Шубодеровой Е. А. о признании недействительным государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № на приобретение имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г.Пермь, заключенного между сторонами, о взыскании с ответчика в пользу истца суммы реального ущерба в размере 187949740рублей, указав в его обоснование следующее.
Адресной инвестиционной программой Пермского края, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 23.09.2020 № 703-п (в редакции постановления Правительства Пермского края от 11.08.2021 № 588-п), в рамках реализации Государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» предусмотрен инвестиционный проект «Имущественный комплекс для реабилитации инвалидов в г. Перми: 1 этап - приобретение объектов недвижимого имущества; 2 этап - модернизация инженерного обеспечения и защита территории от негативных воздействий», общий объем финансирования 221млн рублей, в том числе 1 этап - 208млн рублей, 2 этап - 13млн рублей.
Министерство определено главным распорядителем бюджетных средств по 1 этапу вышеуказанного инвестиционного проекта.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством в плане-графике закупок, размещаемого в Единой информационной системе закупок, отражена информация о приобретении имущественного комплекса для реабилитации инвалидов, запись №.
ДД.ММ.ГГГГ Минзакупок опубликована закупка на приобретение имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г.Пермь (срок подачи заявок до ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Единой комиссией рассмотрены 1 части заявок на участие в аукционе в электронной форме (поданы 4 заявки, 1 отозвана) все заявки признаны советующими условиям документации об аукционе в электронной форме (протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ состоялся аукцион в электронной форме, в ходе которого одним участником (ИП Шубодерова Е.А.) подано ценовое предложение в размере 198000000рублей (протокол подведения итогов аукциона в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством (Заказчик) и ИП Шубодеровой Е.А. (Поставщик) заключен государственный контракт № на приобретение имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г. Пермь.
ДД.ММ.ГГГГ ИП Шубодеровой Е.А. в соответствии с условиями Контракта в адрес Министерства направлено уведомление (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о готовности передачи объекта, к которому были приложены отчет от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленный ООО Консалтинг групп «Праймаудит» об оценке трех нежилых зданий расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, положительное экспертное заключение на указанный отчет от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленное ассоциацией Саморегулируемая организация оценщиков «СОЮЗ».
Срок передачи объекта - трех нежилых зданий, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, указан ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «ЦОЗ» и АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА- Пермь» заключен государственный контракт № (далее - контракт №) на оказание услуг по проведению экспертизы относительного имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г. Пермь (далее - имущественный комплекс).
ДД.ММ.ГГГГ АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-Пермь» в адрес Министерства направлено Заключение эксперта №.
По итогам проведения экспертизы установлено, что имущественный комплекс по адресу: <адрес> не в полной мере соответствует условиям Контракта (в том числе Технического задания).
Основным замечанием к объектам, предлагаемым к передаче в рамках исполнения Контракта, являлось:
несущая способность отдельных строительных конструкций здания Лит. А, А1 не обеспечена, техническое состояние отдельных конструкций перекрытия и покрытия здания Лит. А, А1 ограниченно-работоспособное. Проектная документация и документы, подтверждающие исполнение рекомендаций по усилению строительных конструкций, не представлены. При этом общее техническое состояние здания Лит. А, А1 оценивается как работоспособное (исходя из Экспертного заключения ООО «Верхнекам Проект», шифр № г. Том 2.1).
ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства за № (в редакции приказов Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) создана приемочная комиссия по приемке имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г.Перми, передача которого предусмотрена государственным контрактом, заключенным Министерством.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и ИП Шубодеровой Е.А. было заключено дополнительное соглашение № 1 к Контракту, согласно условиям которого, пункт 2.1 Контракта изложен в новой редакции, цена Контракта составила 187949740,00рублей. Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № денежные средства в счет оплаты по Контракту в размере 187949740рублей перечислены на расчетный счет Поставщика.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством с участием всех членов приемочной комиссии и Поставщиком подписан акт приема-передачи Объекта недвижимости. Согласно указанному акту, стороны подтверждают факт передачи Объекта недвижимости Поставщиком Заказчику.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством с участием всех членов приемочной комиссии и Поставщиком подписан итоговый акт приема-передачи объекта недвижимости в том же порядке что и акт приема передачи от ДД.ММ.ГГГГг.
ДД.ММ.ГГГГ за Пермским краем зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости:
нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 147,3кв.м, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>;
нежилое здание - здание профилактория с надстройкой и подвалом, кадастровый №, площадью 2692,9кв.м, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
Указанные объекты закреплены на праве оперативного управления за ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом деятельности Учреждения является оказание взрослым, детям и подросткам, инвалидам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной социально-медицинской, социально-педагогической реабилитационной помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной интеграции, и адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду (пункт 2.2 Устава).
Министерством социального развития Пермского края ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства направлено предостережение Прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым: здание, расположенное по адресу: <адрес> (кадастровый №) имеет дефекты и повреждения, которые создают угрозу жизни и здоровью находящихся в зданиях граждан.
Согласно поступившей от правоохранительных органов информации, Объект недвижимости имеет скрытые недостатки, препятствующие его дальнейшей эксплуатации, а именно: «по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГг. осмотра здания, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), а также в соответствии с экспертно-техническим заключением имеются дефекты и повреждения имущественного комплекса, которые создают угрозу жизни и здоровью находящихся в зданиях граждан.
В частности, имеются дефекты и повреждения фундамента обеих секций: трещины в отмостке; просадки отмостки на отдельных участках, трещины в цокольной части фундамента с раскрытием к верху.
Выявлены дефекты и повреждения в несущих стеновых конструкциях обеих секций: сколы кирпича; трещины на участках вскрытий величиной более 3-5 рядов (по высоте); утрата раствора из швов кладки наружных стен в процессе выветривания; значительное количество трещин в зоне расположения лифтовой шахты в средней части здания; сплошная поверхностная коррозия элементов перемычек над проемами в стенах.
Установлены дефекты и повреждения в междуэтажных перекрытиях и покрытиях обеих секций: швеллер усиления покрытия в осях, расположенный ближе к стене лестничного узла, имеет прогиб по визуальным признакам; продольные трещины шириной раскрытия до 0,3 мм по плитам покрытия вследствие локальной коррозии; образование продуктов коррозии по нижней поверхности плит перекрытия и покрытия; разрушение отдельных плит в зоне прокладки инженерных коммуникаций, со сплошной поверхностной коррозией арматуры; смещение (клавишность) плит относительно друг друга до 50мм, наиболее интенсивно дефект выражен по покрытию, на смежных участках со стенами, где выявлены наклонные трещины; утрата межшовного заполнения; сплошная поверхностная коррозия арматуры на участках сколов ригелей; усадочные трещины на отдельных балках наборных ригелей при недостаточной величине защитного слоя бетона.
Установлены дефекты и повреждения лестничных и лифтовых узлов в четырёхэтажной части здания: трещины в прилегающих наружных стеновых конструкциях к лифтовой шахте; потертость ступеней; трещины в железобетонных ступенях; локальная деструкция лакокрасочного покрытия косоуров, с локальной поверхностной коррозией; очаговая коррозия закладных деталей лестничных маршей.
Выявлены дефекты и повреждения кровли на четырехэтажной части здания: нарушение целостности стыков рулонного материала кровельного покрытия; нарушение целостности гидроизоляционного ковра; отслоение фартуков ковра от вертикальных конструкций, расположенных в уровне кровли; нарушение уклона кровли, с образованием застоя воды (луж); монтаж опорной рамы для вентиляционного оборудования на гидроизоляционный ковер кровли; отсутствие колпаков на водоприемных воронках; отсутствие отдельных крепежных элементов по подшивным рейкам.
Таким образом, техническое состояние несущих и ограждающих конструкций, входящих в состав имущественного комплекса, в соответствии с положениями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения, Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценивается как ограниченно-работоспособное, на отдельных участках, имеющих повреждения в виде сквозных трещин, как недопустимое, что может повлечь обрушение указанных конструкций, причинить вред жизни и здоровью находящихся в Учреждении граждан».
На момент приемки Объекта недвижимости Заказчик не мог обнаружить и выявить недостатки, указанные в предостережении прокуратуры Пермского края, а Поставщик об указанных недостатках Министерство не уведомил.
При подписании итогового акта приема-передачи Объекта недвижимости Заказчик руководствовался выводами, содержащимися в Заключении эксперта №.
Приемка Объекта недвижимости осуществлялась комиссией, состоявшей из представителей отраслевых министерств.
Основным замечанием, касающимся технического состояния Объекта недвижимости, в Заключении эксперта № было указано на несоответствие несущей способности отдельных строительных конструкций здания Лит. А, А1 (стропильная ферма), на которое Поставщиком была представлена рабочая документации «Ремонт стропильной фермы по адресу: <адрес>», исполнительная документация «Ремонт стропильной фермы по адресу: <адрес>», подтверждающая устранение указанного в Заключении эксперта № замечания.
Указанная документация была учтена членами приемочной комиссии, в том числе выполнение работ в соответствии с представленной рабочей и исполнительной документацией было проверено путем визуального осмотра комиссионно.
Таким образом, на момент приемки Объекта недвижимости Заказчик не мог выявить недостатки, указанные в предостережении прокуратуры Пермского края, Поставщик в адрес Заказчика информацию о возможных скрытых дефектах, которые существенно влияют на условия исполнения Контракта, не сообщил, что свидетельствует о том, что Ответчик ввел Министерство в заблуждение относительно характеристик Объекта недвижимости.
В случае подтверждения информации, указанной в предостережении прокуратуры Пермского края о наличии недостатков, при условии их существования на дату приемки Объекта недвижимости, Контракт не был бы исполнен в части приемки Объекта недвижимости.
Истец считает, что Ответчик ввел Министерство в заблуждение относительно природы сделки, а именно: качеств Объекта недвижимости, которые значительно снижают возможности его использования по назначению - использованию в качестве центра для реабилитации инвалидов.
В связи с не сообщением Поставщиком Заказчику информации о возможных скрытых дефектах, указанных в поступившей от правоохранительных органов информации, что ввело Заказчика в заблуждение относительно характеристик Объекта недвижимости и которые существенно влияют на условия исполнения Контракта, Контракт, по мнению Министерства, является оспоримой сделкой, то есть сделкой, совершенной под влиянием существенного заблуждения относительно качеств Объекта недвижимости, которые значительно снижают возможности его использования по назначению - использованию в качестве центра для реабилитации инвалидов.
В связи с изложенным истец просит признать государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на приобретение имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г.Пермь, заключенный между Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и индивидуальным предпринимателем Шубодеровой Е.А., недействительным; и взыскать с Шубодеровой Е.А. в пользу Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края сумму реального ущерба в размере 187949740рублей 00 копеек.
Шубодерова Е.А. обратилась с иском к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о признании незаконным (недействительным) письма Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В связи с поступившим в суд от Шубодеровой Е.А. заявлением об отказе от иска, определением от ДД.ММ.ГГГГг. прекращено производство по делу в части требований, заявленных Шубодеровой Е.А.
В судебном заседании представитель Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края на иске настаивает, по основаниям, изложенным в нем.
Шубодерова Е.А. о рассмотрении дела извещена, в судебное заседание не явилась, ее представитель с иском не согласна, полагает, что отсутствуют основания для его удовлетворения.
В письменных возражениях представитель ответчиков указала следующее.
Согласно заключению проведенной по делу судебной эксперты: дефекты и недостатки, исключающие эксплуатацию здания, расположенного по адресу: <адрес>, для оказания услуг по реабилитации инвалидов, отсутствуют. Имеются только недостатки, которые подлежат устранению в рамках требований по эксплуатации зданий и сооружений, предписаний надзорных», ограниченно-работоспособное техническое состояние конструкции стены исследуемого здания на участках в осях «В/5-6», «Б-В/10» в виде трещин в стенах. Однако, данный дефект не требует срочных противоаварийных мероприятий, является устранимым и не является дефектом, исключающим эксплуатацию здания.
Следовательно, утверждение Истца о том, что здание обладает недостатками, исключающими его эксплуатацию в целях оказания услуг по реабилитации инвалидов, не нашло своего подтверждения.
Кроме того, эксперты указали, что имеющийся дефект, в виде трещин в стене мог быть установлен в результате визуального осмотра. Таким образом, не подтверждён довод Министерства о том, что существенное заблуждение вызвано действиями Ответчика. Материалы дела не только не содержат каких-либо доказательств введения Истца в заблуждение, но напротив свидетельствуют о том, что Министерству были предоставлены все необходимые возможности по приему объекта, приобретаемого по контракту.
Представитель Министерства труда и социального развития Пермского края в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Государственное бюджетное учреждение Пермского края «Центр комплексной реабилитации инвалидов» о рассмотрении дела извещено, его представитель в судебное заседание не явился.
Представитель прокуратуры Пермского края в судебном заседании иск поддерживает.
Выслушав представителей сторон, третьего лица, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) законодательство о контрактной системе основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации: сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
Пунктом 2 статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если:
сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.;
сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные;
сторона заблуждается в отношении природы сделки;
сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой;
сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.
Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению.
При этом, по смыслу указанной нормы, заблуждение должно иметь место на момент совершения сделки и быть существенным.
Неправильное представление о любых других обстоятельствах, помимо перечисленных в законе, не может быть признано заблуждением и не может служить основанием для признания сделки недействительной.
Характер заблуждения в случае спора оценивает суд с учетом обстоятельств дела.
В силу пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации: при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки
не предусмотрены законом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края (Заказчик) и ИП Шубодеровой Е. А. (Поставщик) заключен государственный контракт № на приобретение имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г. Пермь.
Пунктом 1.1 Контракта предусмотрено, что Поставщик обязуется передать имущественный комплекс для реабилитации инвалидов в г. Пермь (далее – объект недвижимости), а Заказчик обязуется принять Объект недвижимости и оплатить в порядке, предусмотренном Контрактом.
Пунктом 1.2 Контракта предусмотрено, что Объект недвижимости, приобретаемый в рамках Контракта, соответствует требованиям, установленным Техническим заданием (приложение № к Контракту).
Срок передачи Объекта недвижимости (включая срок проверки (экспертизы), передачу объекта недвижимости и регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости, в том числе срок на приведение объекта недвижимости к требованиям технического задания) - не позднее 25 декабря 2022г. (пункт 3.13 Контракта) (л.д.78-81 том 1).
Согласно приложению № 1 к государственному контракту «Техническое задание на приобретение имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г. Перми»: по Техническому заданию, имущественный комплекс должен находиться в собственности и быть готовым к продаже в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Имущественный комплекс может состоять из одного или двух зданий, расположенных на одном или нескольких смежных земельных участках и быть пригодным для использования по целевому назначению, соответствовать документам технической инвентаризации.
Имущественный комплекс должен быть свободным от прав и притязаний третьих лиц.
Имущественный комплекс не должен иметь ограничений (обременений), не должен быть продан, передан в аренду, доверительное управление, в качестве вклада в уставный капитал юридических лиц, заложен и др., состоять под арестом (запрещением), в споре, не должен иметь условий, запрещающих, стесняющих правообладателя при осуществлении передачи права собственности.
Имущественный комплекс (объекты недвижимости, входящие в его состав) должен быть поставлен на кадастровый учет.
Имущественный комплекс должен соответствовать:
СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;
СП 59.13330.2020. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001»;
СП 136.13330.2012. «Свод правил. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
СП 31-102-99. «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей».
Техническим заданием определены требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) имущественного комплекса (л.д.82-84 том 1).
Пунктом 3.2 Контракта предусмотрено, что Поставщик не позднее, чем за 30 календарных дней до начала процедуры передачи Объекта недвижимости направляет Заказчику уведомление о готовности к передаче Объекта недвижимости.
Согласно пункту 4.4.8 Контракта, Поставщик не позднее чем за 45 календарных дней до начала процедуры передачи Объекта недвижимости обязан предоставить отчет(ы) об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, действительный на дату приемки объекта недвижимости, составленный в соответствии и во исполнение требований Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартов оценки и содержащий определение рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с учетом права аренды земельного участка и без учета права аренды земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ИП Шубодеровой Е.А. в соответствии с указанными условиями Контракта в адрес Министерства направлено уведомление о готовности передачи объекта, к которому были приложены отчет от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленный ООО Консалтинг групп «Праймаудит», об оценке трех нежилых зданий расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, положительное экспертное заключение на указанный отчет от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленное ассоциацией Саморегулируемая организация оценщиков «СОЮЗ» (л.д. 53-226 том 1, л.д.1-9 том 2).
В соответствии с пунктами 3.4, 3.5 Контракта для проверки Объекта недвижимости в части его соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза объекта недвижимости может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «ЦОЗ» и АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА- Пермь» заключен государственный контракт № (далее - контракт №) на оказание услуг по проведению экспертизы поставленных товаров относительного имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г. Пермь (далее - имущественный комплекс) (л.д.88-98 том 1).
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ: имущественный комплекс по адресу: <адрес>, не в полной мере соответствует условиям Контракта (в том числе Технического задания).
Основным замечанием к объектам, предлагаемым к передаче в рамках исполнения Контракта, являлось:
несущая способность отдельных строительных конструкций здания Лит. А, А1 не обеспечена, техническое состояние отдельных конструкций перекрытия и покрытия здания Лит. А, А1 ограниченно-работоспособное. Проектная документация и документы, подтверждающие исполнение рекомендаций по усилению строительных конструкций, не представлены. При этом общее техническое состояние здания Лит. А, А1 оценивается как работоспособное (исходя из Экспертного заключения ООО «Верхнекам Проект», шифр № г. Том 2.1) (л.д.10-68 том 2).
ДД.ММ.ГГГГ за Пермским краем зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости:
нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 147,3кв.м, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>;
нежилое здание - здание профилактория с надстройкой и подвалом, кадастровый №, площадью 2692,9кв.м, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес> (л.д.54-55, 108-109 том 1).
Указанные объекты закреплены на праве оперативного управления за ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Уставом ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов», утвержденным приказом Министерства социального развития Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-33-01-03-1056, целью деятельности Учреждения является осуществление функционирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов и граждан пожилого возраста, содействия оптимальному развитию детей младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов и членов их семей (пункт 2.1 Устава).
Предметом деятельности Учреждения является оказание взрослым, детям и подросткам, инвалидам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной социально-медицинской, социально-педагогической реабилитационной помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной интеграции, и адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду (пункт 2.2 Устава).
Пунктом 2.3 Устава предусмотрено, что для достижения указанной цели Учреждение осуществляет в том числе следующие виды основной деятельности:
оказание реабилитационных услуг в полустационарной форме инвалидам, в том числе детям-инвалидам и гражданам пожилого возраста, включая конкретизацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разрабатываемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, оказание социально-бытовых, социально-медицинских (по направлениям «неврология», «лечебная физкультура и спортивная медицина», «физиотерапия», «педиатрия», «терапия», «медицинский массаж», «организация сестринского дела» и «сестринское дело»), социальнопсихологических, социально-педагогических, социально-правовых услуг, организацию консультативной и информационной помощи по вопросам комплексной реабилитации и реабилитации инвалидов;
- оказание услуг ранней помощи детям младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам, а также оказание услуг по сопровождению членов их семей, включая разработку индивидуальной программы развития ребенка и семьи, в том числе ее реализация, оказание социально-психологических, социально-педагогических услуг, консультативной и информационной помощи по вопросам ранней помощи (л.д.112-116 том 1).
Министерством социального развития Пермского края ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства направлено предостережение Прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с указанным предостережением здание, расположенное по адресу: <адрес> (кадастровый №), имеет дефекты и повреждения, которые создают угрозу жизни и здоровью находящихся в зданиях граждан (л.д.117-119 том 1).
В ходе рассмотрения дела судом определением от ДД.ММ.ГГГГ назначена судебная экспертиза для определения технического состояния здания, производство которой поручено экспертам Автономной некоммерческой организации «Специализированная коллегия экспертов» (л.д.88-99 том 4).
Согласно заключению проведенной по делу судебной экспертизы, экспертами сделаны следующие выводы.
Ответ на вопрос: на настоящий момент, каково техническое состояние здания, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №; ответ экспертов состоит из следующего.
По результатам визуального и инструментального обследования общее техническое состояние здания, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) оценивается как работоспособное (в соответствии с ГОСТ 31937-2024. При этом техническое состояние конструкций стен на участке в осях «В/5-6», «Б-В/10» оценивается как ограниченно-работоспособное (в соответствии с ГОСТ 31937-2024). Трещины стен застарелые, возникли в период первых лет эксплуатации здания. Развитие трещин носит циклический характер с максимальной шириной раскрытия 0,1-0,3мм. При своих параметрах данные дефекты не ограничивают эксплуатацию здания и не требуют срочных противоаварийных мероприятий. Основная причина возникновения трещин стен – некачественная кирпичная кладка стен с нарушением системы перевязки рядов, «пустошовка».
Ответ на второй вопрос: имеются ли в этом здании дефекты и недостатки, исключающие его эксплуатацию для оказания услуг про реабилитации инвалидов; имеет следующее содержание.
В результате проведенного исследования, учитывая результаты исследования по первому вопросу, а также учитывая ранее проведенных технических обследований, результаты государственных инспекционных проверок, установлено, что дефекты и недостатки, исключающие эксплуатацию здания, расположенного по адресу: <адрес>, для оказаний услуг по реабилитации инвалидов отсутствуют. Имеются только недостатки, которые подлежат устранению в рамках требований по эксплуатации зданий и сооружений, предписаний надзорных органов.
Единственный дефект, который требует внимания – это ограниченно-работоспособное техническое состояние конструкции стены на участках в осях «В/5-6», Б-В/10». Однако данный дефект не требует срочных противоаварийных мероприятий, является устранимым и не является дефектом, исключающим эксплуатацию здания.
Согласно ответу экспертов на третий вопрос: если таковые недостатки имеются, то могли ли они быть установлены в результате визуального осмотра; следует, что дефект конструкции здания, расположенного по адресу: <адрес>, в виде трещин в стене мог быть установлен в результате визуального осмотра.
На четвертый вопрос: возникли указанные недостатки до передачи здания покупателю по контракту от ДД.ММ.ГГГГ либо возникли позднее, эксперты определили, что дефекты конструкции имущественного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, в виде ограниченно-работоспособного технического состояния конструкции стены исследуемого здания на участках в осях «В/5-6», Б-В/10» (трещины в стенах) возник до передачи здания покупателю по контракту от ДД.ММ.ГГГГ №
На пятый вопрос: имеются ли в этом здании недостатки технического состояния несущих, ограждающих конструкций и инженерных систем, эксперты ответили, что в результате проведенного исследования установлено, что в конструкциях имущественного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, имеется единственный дефект технического состояния, который требует внимания – это ограниченно-работоспособное техническое состояние конструкции стены исследуемого знания в осях «В/5-6», Б-В/10» в виде трещин в стенах. Однако данный дефект не требует срочных противоаварийных мероприятий, является устранимым и не является дефектом исключающим эксплуатацию здания. Недостатков в инженерных системах не выявлено (л.д.63 -157 том 9).
Суд полагает, что заключение проведенной по делу судебной экспертиза является относимым и допустимым доказательством по настоящему делу. Судебная экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, экспертами, имеющими необходимую квалификацию, предупрежденными об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Суд находит данное экспертной заключение как достоверное доказательство, поскольку оно согласуется с представленными в дело иными доказательствами; неясности в заключении отсутствуют. Заключение экспертов оценивается судом в совокупности с иными доказательствами, представленными сторонами.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения иска, поскольку не представлено доказательств того, что истцом государственный контракт ДД.ММ.ГГГГ № на приобретение имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г.Пермь заключен под влиянием введения ответчиком истца в заблуждение относительно природы сделки; наличия дефектов и недостатков, исключающих эксплуатацию здания, расположенного по адресу: <адрес>, для оказаний услуг по реабилитации инвалидов; содержания качеств Объекта недвижимости, которые значительно снижают возможности его использования по назначению - использованию в качестве центра для реабилитации инвалидов.
Как указано в заключении экспертов, дефект конструкции здания, расположенного по адресу: <адрес>, в виде трещин в стене мог быть установлен в результате визуального осмотра. Однако данный дефект не требует срочных противоаварийных мероприятий, является устранимым и не является дефектом исключающим эксплуатацию здания.
Выводы, изложенные в заключении судебной экспертизы, соотносятся с иными доказательствами по делу, в частности: с заключением АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА-Пермь» №, отчетом от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленными ООО Консалтинг групп «Праймаудит» об оценке трех нежилых зданий расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>; положительным экспертным заключением на указанный отчет от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленным ассоциацией Саморегулируемой организацией оценщиков «СОЮЗ», и другими доказательствами.
Учитывая изложенное, суд находит, что следует отказать в иске о признании недействительным государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № на приобретение имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г.Пермь, заключенного между Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Шубодеровой Е. А., о взыскании суммы реального ущерба в размере 187949740 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
отказать в иске, заявленном Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края к Шубодеровой Е. А. о признании недействительным государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № на приобретение имущественного комплекса для реабилитации инвалидов в г.Пермь, заключенного между Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Шубодеровой Е. А., о взыскании суммы реального ущерба в размере 187949740рублей.
Решение в течении месяца со дня изготовления его в окончательной форме (с 1 октября 2024г.) может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.
судья Турьева Н.А.