Решение по делу № 2а-1870/2020 от 30.06.2020

Дело ...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2020 года ...

Советский районный суд ... в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при помощнике судьи Гетмановой А.Ю., секретаре судебного заседания Бальхеевой Ю.Н.

при участии -

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное дело по иску Космович Марии Владимировны в интересах несовершеннолетнего ребенка Космович Марка Захаровича к МКУ «Комитет по образованию Администрации ...» о признании действий незаконными и возложении обязанности обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении,

установил:

Обращаясь в суд, Космович М.В. в интересах своего несовершеннолетнего ребенка Космович Марка Захаровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, просит признать незаконными действия Комитета по образованию ..., выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ее ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении; обязать ответчика обеспечить ее ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня, с учетом территориальной доступности.

В судебное заседание истец Космович М.В. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель МКУ «Комитет по образованию Администрации ...» в судебное заседание не явился, направив письменный возражения с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно письменным возражениям представитель ответчика просит отказать в удовлетворении требований, поскольку Комитетом приняты меры по обеспечению на территории города детей дошкольного возраста доступным дошкольным образованием в муниципальных дошкольных учреждениях, также принимаются меры по снижению и ликвидации очередности в детские сады, по созданию возможности использовать вариативные формы дошкольного образования. Указывает, что причины не предоставления ребенку истца места в ДОУ не связаны с противоправными действиями (бездействием) ответчика. Также указывает, что дошкольное образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций - в форме семейного образования. Кроме того, конституционное право ребенка на предоставление бесплатного дошкольного образования может быть реализовано путем оказания образовательных услуг без присмотра и ухода (в группах кратковременного пребывания); реализация права ребенка истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в детском саду. Просит учесть, что не допустимо превышение количества воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях более установленных норм СанПиН.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступившей в силу для СССР 15 сентября 190г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений (статьи 7 и 43).

В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Судом установлено, что истец Космович М.В. является матерью несовершеннолетнего ребенка Космович Марка Захаровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья истца проживает на территории городского округа ... и ребенок с ДД.ММ.ГГГГ состоит в очереди для зачисления в детский сад.

Принимая во внимание вышеназванные положения закона, административный ответчик был обязан принять достаточные меры по наилучшему обеспечению интересов ребенка, поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребенка более двух месяцев, обращение административного истца к ответчику с заявлением о предоставлении ребенку места в одном из ДОУ на территории ... с режимом пребывания ребенка в образовательной организации: полного дня (10,5-12 часов пребывания). При этом, административный ответчик был обязан обеспечить ребенка истца местом в ином муниципальном дошкольном образовательном учреждении, а не только из числа детских садов, указанных административным истцом в заявлении о постановке ребенка на соответствующий учет, предоставлении места в образовательных учреждениях.

Не предоставление ребенку истца такого места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм может быть осуществлена только при наличии согласия родителей ребенка, учитывая осуществление родительских прав исключительно в интересах детей, отсутствии норм закона, обязывавших бы родителей получение дошкольного образования для детей в вариативных формах при невозможности устроить ребенка в государственную или образовательную организацию. Поэтому отсутствуют законные основания для признания в действиях административного истца злоупотребления своими правами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 мая 2006г. N5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Представленные ответчиком доказательства не подтверждают достижение на момент рассмотрения настоящего административного дела 100 процентов доступности дошкольного образования для ребенка истца, находящегося в очереди на получение места в муниципальном дошкольном учреждении более трех лет.

Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, а именно признает незаконным бездействие, выразившееся в не обеспечении ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня и обязывает ответчика обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности.

При этом, под территориальной доступностью понимается разумная географическая доступность, так как необходимость органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, при решении вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации, учитывать территориальную доступность такого учреждения (географическую доступность) следует из толкования, приведенного в п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ № 5-П от 15.05.2006 г. В указанном Постановлении со ссылкой на положения Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статью 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, доступность образования определена как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Доводы административного ответчика о невозможности удовлетворения заявленных административным истцом требований в силу недопустимости нарушения установленных норм СанПиН, так как все МДОУ ... укомплектованы, суд находит несостоятельными, поскольку, суд не ограничивает способ исполнения ответчиком обязанности по предоставлению ребенку административного истца места в МДОУ в виде предоставления места в избранных родителем дошкольных учреждений, такое место может быть предоставлено в вновь построенных, приобретенных, или же реконструируемых дошкольных учреждениях, и иным способом с соблюдением действующих санитарных норм и правил, а также с соблюдением территориальной доступности.

Решение суда по настоящему административному спору подлежит исполнению в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу, учитывая характер заявленных административным истцом требований по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования Космович Марии Владимировны в интересах несовершеннолетнего ребенка Космович Марка Захаровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.

Признать незаконными действия МКУ «Комитет по образованию Администрации ...», выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению Космович Марка Захаровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Обязать МКУ «Комитет по образованию Администрации ...» предоставить Космович Марку Захаровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории ... с учетом территориальной доступности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд ....

Судья: А.А. Тумурова

2а-1870/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Космович Мария Владимировна
Информация скрыта
Ответчики
МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ"
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Тумурова Анна Андреевна (Богайникова)
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация административного искового заявления
02.07.2020Передача материалов судье
03.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2020Подготовка дела (собеседование)
21.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее