Судья Жук О.Ю. № 2а-262/2020 7 сентября 2020 года
Докладчик Лобанова Н.В. № 33а-5868/2020 город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Лобановой Н.В.,
судей Рассошенко Н.П., Харлова А.С.,
с участием прокурора Мошниковой З.Н.,
при секретаре Ткаченко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карпогорское» на решение Пинежского районного суда Архангельской области от 31 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Пинежской территориальной избирательной комиссии об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Карпогорское», выражающегося в ненадлежащем исполнении обязанности по перечислению средств местного бюджета на подготовку и проведение дополнительных выборов депутатов совета депутатов муниципального образование «Карпогорское», возложении обязанности по надлежащему финансированию расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов.
Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия
установила:
Пинежская территориальная избирательная комиссия обратилась в суд с административным иском об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Карпогорское», выражающегося в неполном перечислении денежных средств на подготовку и проведение дополнительных выборов депутатов совета депутатов муниципального образование «Карпогорское», возложении обязанности по надлежащему финансированию расходов, связанных с проведением этих выборов.
В обоснование административного иска указано, что на 13 сентября 2020 года назначены дополнительные выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» четвертого созыва по пятимандатному избирательному округу № 2. Вместе с тем, в нарушение пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением данных выборов, за счет средств местного бюджета произведено не в полном объеме. По состоянию на 26 августа 2020 года Пинежской территориальной избирательной комиссии из бюджета муниципального образования «Карпогорское» на указанные цели не поступила сумма в размере 178 900 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Пинежской территориальной избирательной комиссии Телицин А.Н. на удовлетворении административного иска настаивал.
Представители административного ответчика администрации муниципального образования «Карпогорское» Олейников Ю.Н., Бабцов А.П., возражая против удовлетворения административного иска, пояснили, что денежные средства на цели проведения муниципальных выборов в 2019 году не были заложены в бюджет муниципального образования «Карпогорское» на 2020 год в связи с непредставлением Пинежской территориальной избирательной комиссией необходимых сведений. После поступления административному ответчику 17 января 2020 года расчета расходов на подготовку и проведение дополнительных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» были предприняты все необходимые меры для незамедлительного перечисления Пинежской территориальной избирательной комиссии денежных средств на эти цели в сумме, достаточной для подготовки и проведения данных выборов. Эти средства поступили на счет административного истца 2 марта 2020 года. Указали на то, что смета расходов на подготовку и проведение дополнительных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» на сумму 300 000 рублей выполнена с арифметическими ошибками, не соответствует предъявляемой к таким документам требованиям, является чрезмерно завышенной.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц совета депутатов муниципального образования «Карпогорское», избирательной комиссии Архангельской области, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В письменном отзыве на административный иск заинтересованное лицо избирательная комиссия Архангельской области полагала административное исковое заявление обоснованным.
Решением Пинежского районного суда Архангельской области от 31 августа 2020 года административный иск удовлетворен. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования «Карпогорское», выразившееся в неисполнении обязанности по перечислению средств местного бюджета на подготовку и проведение дополнительных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» четвертого созыва по пятимандатному избирательному округу № 2 в полном объеме, и обязал администрацию муниципального образования «Карпогорское» осуществить дофинансирование Пинежской территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение дополнительных выборов депутатов собрания депутатов совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» четвертого созыва по пятимандатному избирательному округу № 2 на сумму 178 900 рублей. Решение суда обращено к немедленному исполнению.
С этим судебным постановлением не согласился административный ответчик администрация муниципального образования «Карпогорское». В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
В обоснование жалобы указано, что бюджетное финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов, осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, при этом органы, уполномоченные осуществлять избирательный процесс, должны исходить из возможностей соответствующего бюджета. В ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт перечисления 2 марта 2020 года административному истцу средств бюджета муниципального образования «Карпогорское», предусмотренных при формировании местного бюджета на подготовку и проведение муниципальных выборов, в размере 121 100 рублей. Полагает утвержденные постановлением Пинежской территориальной избирательной комиссии от 29 января 2020 года № 160/651-1 сметы расходов на проведение и подготовку дополнительных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» не соответствующими закону, необоснованными и чрезмерно завышенными. Указывает на допущенное судом нарушение процессуальных норм, так как к участию в деле не привлечен совет депутатов муниципального образования «Карпогорское».
В поданных на апелляционную жалобу возражениях заинтересованное лицо совет депутатов муниципального образования «Карпогорское» полагает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, не свидетельствующими о наличии предусмотренных законом оснований к отмене оспариваемого судебного постановления.
Заслушав представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Карпогорское» Олейникова Ю.Н., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, представителя административного истца Пинежской территориальной избирательной комиссии Сенчукова К.В., просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение участвующей в деле прокурора Мошниковой З.Н., полагавшей принятое по делу судебное постановление законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Аналогичные положения содержатся в статье 64 закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».
Как следует из материалов дела, Пинежская территориальная избирательная комиссия, сформированная постановлением избирательной комиссии Архангельской области от 15 декабря 2015 года № 190/1178-5, также исполняет полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Карпогорское».
Постановлением Пинежской территориальной избирательной комиссии от 27 января 2020 года № 159/645 на 19 апреля 2020 года назначены дополнительные выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» по пятимандатному избирательному округу № 2.
Постановлением Пинежской территориальной избирательной комиссии от 29 января 2020 года № 160/651-1 утверждена смета расходов денежных средств на подготовку и проведение указанных дополнительных выборов в общей сумме 300 000 рублей.
17 января и 26 февраля 2020 года Пинежской территориальной избирательной комиссией в администрацию муниципального образования «Пинежское» направлены информационные письма о необходимости перечисления денежных средств на подготовку и проведение выборов в объеме согласно утвержденной смете.
2 марта 2020 года на счет Пинежской территориальной избирательной комиссии перечислено 121 100 рублей.
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 246/1820-7 «Об отложении голосования на выборах, референдумах на территории ряда субъектов Российской Федерации», постановлением Пинежской территориальной избирательной комиссии от 30 марта 2020 года № 176/687 дата голосования на этих выборов перенесена до принятия Пинежской территориальной избирательной комиссией соответствующего постановления.
Постановлением Пинежской территориальной избирательной комиссии от 11 августа 2020 года № 207/759 датой голосования на дополнительных выборах депутатов совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» по пятимандатному избирательному округу № 2 определено 13 сентября 2020 года.
Письмом от 11 августа 2020 года Пинежская территориальная избирательная комиссия сообщила администрации муниципального образования «Карпогорское» о необходимости незамедлительного внесения на счет избирательной комиссии суммы денежных средств на цели финансирования указанных дополнительных выборов.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что денежные средства на подготовку и проведение дополнительных выборов на счет Пинежской территориальной избирательной комиссии перечислены не в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно признал бездействие администрации муниципального образования «Карпогорское» незаконным, обязав административного ответчика перечислить денежные средства на подготовку и проведение дополнительных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» по пятимандатному избирательному округу № 2, назначенных на 13 сентября 2020 года, в размере 178 900 рублей.
При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указанное незаконное бездействие нарушает установленные законом основные гарантии избирательных прав в сфере финансирования выборов, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц – граждан, которые имеют право избирать состав представительного органа местного самоуправления или быть избранными на должность депутата представительного органа местного самоуправления.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что составление и утверждение сметы расходов на проведение выборов возложено на соответствующую территориальную избирательную комиссию, а не на муниципальное образование, в котором проходят выборы.
При этом в силу пунктов 1, 9 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статей 31, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходование денежных средств бюджетов разных уровней бюджетной системы на финансирование муниципальных выборов, как о том просит административный ответчик, недопустимо.
Расчет суммы денежных средств, необходимых для финансирования дополнительных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» произведен в соответствии с пунктом 2 статьи 65 закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области», Порядком выплаты дополнительной оплаты труда, вознаграждения членам территориальной и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях в период подготовки и проведения дополнительных выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» четвертого созыва по пятимандатному избирательному округу № 2, утвержденным постановлением Пинежской территориальной избирательной комиссии от 29 января 2020 года № 160/651, его обоснованность и арифметическая правильность судом первой инстанции проверены.
Судебная коллегия также отмечает, что в силу пункта 6 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 65 закона Архангельской области от 8 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» предусмотрен последующий, а не предварительный контроль за использованием соответствующей избирательной комиссией денежных средств на подготовку и проведение соответствующих выборов.
Не могут служить основанием для отмены решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что бюджетом муниципального образования «Карпогорское» на 2020 год не предусмотрены расходы на подготовку и проведение дополнительных муниципальных выборов в сумме, истребуемой Пинежской территориальной избирательной комиссией.
В силу статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено данным кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные названным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 2 статьи 20, пунктам 1, 3-4 статьи 31 устава муниципального образования «Карпогорское», принятого решением совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» от 3 июля 2008 года № 72 (с последующими изменениями и дополнениями), к компетенции администрации муниципального образования «Карпогорское» относятся, в том числе, разработка и представление на рассмотрение представительного органа проектов решений совета о бюджете Карпогорского сельского поселения и отдельных решений, предусматривающих осуществление расходов из средств бюджета Карпогорского сельского поселения, а также исполнение местного бюджета.
По мнению судебной коллегии, действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения исполнительно-распорядительного органа муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов по причине отсутствия необходимых денежных средств в утвержденном на соответствующий год бюджете муниципального образования. Реализация гарантированного частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от наличия соответствующего финансирования.
При этом содержащиеся в определении заместителя прокурора Пинежского района Архангельской области от 30 апреля 2020 года выводы об отсутствии в действиях главы муниципального образования «Карпогорское» Олейникова Ю.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного 5.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу части 3 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются обязательными для суда, и не освобождает административного ответчика от принятия всех возможных мер, необходимых для надлежащего и в полном объеме финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением дополнительных выборов, в том числе, инициирования внесения изменений в бюджет текущего года с целью обеспечения финансирования дополнительных выборов, изыскания дополнительных источников требуемых на эти цели средств.
Учитывая дату проведения выборов, необходимость финансового обеспечения требуемых мероприятий избирательной компании в целях реализации прав и законных интересов граждан, суд, правомерно руководствуясь статьей 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратил принятое по данному административному делу решение к немедленному исполнению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы совет депутатов совета депутатов муниципального образования «Карпогорское» привлечен к участию в деле в статусе заинтересованного лица.
При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пинежского районного суда Архангельской области от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Карпогорское» – без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Н.В. Лобанова
Судьи Н.П. Рассошенко
А.С. Харлов