ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 2-293/2023
8Г-4995/2024
УИД 34RS0039-01-2023-000302-74
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 28 марта 2024 года
Резолютивная часть определения объявлена 28 марта 2024 года.
Определение в полном объеме изготовлено 4 апреля 2024 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С.,
судей Дурневой С.Н., Самойловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 11 октября 2023 года по иску территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, местной общественной организации территориальное общественное самоуправление «Нижний» села Красный Яр Ставропольского района Волгоградской области о понуждении принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С.,
установил:
Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах (далее – ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области) обратился в суд с иском к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, местной общественной организации территориальное общественное самоуправление «Нижний» села Красный Яр Ставропольского района Волгоградской области о понуждении принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решением Старополтавского районного суда Волгоградской области от 2 августа 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 11 октября 2023 года вышеуказанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично. На администрацию Старополтавского муниципального района Волгоградской области возложены обязанности в срок до 16 мая 2024 года в отношении эксплуатируемых МОО ТОС «Нижний» скважин получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам: скважина (2) – инвентарный номер 1318, кадастровый номер <данные изъяты>, расположены по адресу: <адрес> глубина скважин – 60 м, площадь 3,1 кв.м; скважина (2) – инвентарный номер 1320, кадастровый номер <данные изъяты>, расположены по адресу: <адрес>, глубина скважин – 60 м, площадь 3,1 кв.м; скважина (1) – инвентарный номер 1323, кадастровый номер <данные изъяты>, расположена по адресу: <адрес> в хозяйственной зоне на территории школы, глубина скважины – 60 м, площадь 0,8 кв.м; скважина (1) – инвентарный номер 1319, кадастровый номер <данные изъяты>, расположена по адресу: <адрес>, глубина скважины – 60 м, площадь 1,5 кв.м; скважина (1) – инвентарный номер 1321, кадастровый номер <данные изъяты>, расположена по адресу: <адрес>, глубина скважины – 60 м, площадь 1,1 кв.м; скважина (1) – инвентарный номер 1322, кадастровый номер <данные изъяты>, расположена по адресу: Волгоградская <адрес> глубина скважины – 60 м, площадь 1,3 кв.м; разработать проекты зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на перечисленные скважины; получить на них санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам; оборудовать твердым покрытием дорожки к сооружениями (скважинам и водонапорным башням); оборудовать ограждением скважину – инвентарный номер 1323, кадастровый номер <данные изъяты> расположенную по адресу: <адрес>, в хозяйственной зоне на территории школы; осуществлять в полном объеме производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды; оборудовать водонапорные башни № 1-6 с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки, отказав в удовлетворении исковых требований территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах и защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, местной общественной организации территориальное общественное самоуправление «Нижний» села Красный Яр Старополтавского района Волгоградской области в остальной части.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Староплтавского муниципального района обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение отменить и принять новое судебное постановление не передавая дело на новое рассмотрение.
Заявитель считает апелляционное определение незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Указывает, что в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не применялась норма ст. 55 ГПК РФ. Осталось без внимания возражение администрации о том, что Роспотребнадзором осуществлен сбор доказательств с нарушением закона. Проверка проведена Роспотребнадзором в отношении ТОС «Нижний» без законных оснований и с нарушением норм Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», без уведомления собственника муниципального имущества – администрации Старополтавского муниципального района, который и должен был являться проверяемым лицом. В материалах дела имеется информация о том, что проверка проводится в отношении сооружения, а не в отношении деятельности ТОС «Нижний». О факте проводимой проверки и его привлечении к административному наказания, администрации района стало известно в ходе судебного заседания. С результатами проверки и с актом проверки, предписанием и иными документами администрация района не согласна, так как они не соответствуют обстоятельствам дела. Обжаловать эти результаты администрация не имела процессуальной возможности, так как не уведомлялась о проверке, а срок обжалования ограничен. Возлагая на администрацию как на собственника выполнение всех исковых требований, суд апелляционной инстанции подтвердил незаконность привлечения к административной ответственности ТОС «Нижний», что в свою очередь также подтверждает незаконность проведенной проверки Роспротребнадзора без уведомления администрации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2023 год, в период с 4 мая 2023 года по 16 мая 2023 года была проведена плановая выездная проверка в отношении МОО ТОС «Нижний» с. Красный Яр Старополтавского муниципального Волгоградской области,который осуществляет деятельность по ремонту и эксплуатации системы подачи и распределения воды в с. Красный Яр Старополтавского муниципального района Волгоградской области на основании Устава МОО ТОС «Нижний» и Концессионного соглашения от 1 января 2021 года, заключенного между администрацией Красноярского сельского поселения и МОО ТОС «Нижний». В ходе проверки проведен осмотр территорий, помещений, производственных и иных объектов на источниках водоснабжения, расположенных по адресам: <адрес>, и было установлено, что на эксплуатируемые МОО ТОС «Нижний» скважины отсутствуют санитарно-эпидемиологические зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам; МОО ТОС «Нижний» осуществляется не в полном объеме производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, в связи с чем, МОО ТОС «Нижний» осуществляет деятельность с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
25 мая 2023 года по факту выявленных нарушений в отношении МОО ТОС «Нижний» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оно привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Кроме того, по результатам проведенной плановой проверки МОО ТОС «Нижний» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 06-26-2023 от 16 мая 2023 года. Срок исполнения до 16 мая 2024 года.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что плановая выездная проверка проведена должностными лицами ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области с нарушением, в связи с чем, результаты такой проверки не могут рассматриваться в качестве доказательств нарушений ТОС «Нижний» с. Красный Яр требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, и поскольку акт от 4 мая 2023 года выездной проверки, составленный должностным лицом контролирующего органа и вынесенное им предписание законными признаны быть не могут, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции с изложенными в решении выводами не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно частей 3 и 4 статьи 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления и статьи 1 Закона Волгоградской области от 28 ноября 2014 года № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области», вопрос организации водоснабжения на территории городского и сельского поселения отнесен к полномочиям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
На основании договора № 17/15 от 31 декабря 2015 года о передаче в безвозмездное пользование администрации Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района для исполнения полномочий по организации водоснабжения населения в границах Красноярского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области, объекты водоснабжения переданы в безвозмездное пользование, при этом, по условиям договора передача имущества в безвозмездное пользование не влечет передачу права собственности, ссудополучатель имеет право расходовать поступающие межбюджетные трансферы по водоснабжению.
В соответствии с комиссионным соглашением от 1 января 2021 года администрация Красноярского сельского поселения передала имущество с целью осуществления производства, передачи, распределения холодной воды МОО ТОС «Нижний», который по условиям указанного соглашения обязан поддерживать объект в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на содержание объектов соглашения.
Таким образом, объекты водоснабжения, которые были предметом проведенной плановой проверки, находятся в собственности администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области.
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 41 и 42 Конституции РФ, положениями Федерального закона от 20 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона от 7 декабря 2001 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 января 2021 года № 11, пришел к выводу, что обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии объектов санитарным правилам, разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и получении санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам, равно как и по оборудованию дорожек к сооружениям твердым покрытием, возведению ограждения в отношении скважины, расположенной по адресу: Волгоградская область, Старополтавский район, с. Красный Яр, в хозяйственной зоне на территории школы, и оборудования водонапорных башен № 1-6, с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки, лежит на собственнике указанных объектов – администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, при этом оснований для освобождения от несения указанного бремени содержания имущества, в том числе по мотивам того, что не все лица, подлежащие контролю, уведомлялись должностным лицом о проведении плановой выездной проверки, не имеется, поскольку доказательств отсутствия нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, равно как и доказательств устранения выявленных нарушений, после выдачи предписания об их устранении, в полном объеме ответчиками в суд не представлено.
Суд кассационной инстанции оснований для иного толкования норм материального права не находит, считает выводы суда апелляционной инстанции правильными и обоснованными.
Указания в кассационной жалобе на то, что МОО ТОС «Нижний» привлечено незаконно к административной ответственности, поскольку собственником всех объектов водоснабжения является администрация района, которую никто не извещал о проверке, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку именно ответчик, как орган местного самоуправления, являясь собственником указанных истцом объектов водоснабжения, осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции по существу спора, учитывается, что по смыслу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, которые судами применены правильно, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Фактически все приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленных судебных актов.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи С.Н. Дурнева
Е.В. Самойлова