УИД 29RS0011-01-2021-000831-64
Дело №2-10/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Красноборск 21 января 2022 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Беляковой Е.С.,
при секретаре Смеловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноборского района Архангельской области, поданному в интересах Юганова А.А. к администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район», об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Красноборского района Архангельской области в интересах Юганова А.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.
В обоснование требований указал, что с __.__.______г. Юганов А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Истец и члены его семьи на основании договора социального от __.__.______г. занимают жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Распоряжением Правительства Архангельской области от 06.05.2020 №177-рп жилой дом по данному адресу передан в собственность ответчика. По результатам проведенной прокуратурой района по обращению Юганова А.А. проверки установлено, что жилое помещение, занимаемое истцом, является непригодным для проживания, в связи с чем __.__.______г. в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений закона. С 01.01.2020 полномочия в сфере жилищных правоотношений отнесены к вопросам местного значения муниципального района. Просил суд обязать администрацию МО «Красноборский муниципальный район» предоставить Юганову А.А. на состав семьи 5 человек во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 62,2 кв.м, состоящее не менее чем из трех комнат, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям муниципального образования «Алексеевское», расположенное в черте с. Красноборск.
В процессе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил обязать администрацию МО «Красноборский муниципальный район» в срок до 31.12.2022 провести капитальный ремонт отдельных конструктивных элементов: фундамента с устройством отмостки и горизонтальной гидроизоляции, смены по периметру здания нижних кладовых бревен несущих конструкций, смену кровельного покрытия многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>П.
Истец Юганов А.А. обратился в суд с самостоятельным требованием, в котором просил обязать администрацию МО «Красноборский муниципальный район» дополнительно произвести ремонт отопительных печей в квартире, туалета с установкой вместо деревянных конструкций железобетонных колец, обустройство рубленной из бруса веранды, замену входной двери и электропроводки.
В судебном заседании прокурор Щелоков А.Г. поддержал заявленные им исковые требования.
Истец Юганов А.А. участия в судебном заседании не принял, подал заявление об отказе от заявленных им самостоятельных требований, поскольку необходимость в этом отпала, уточненные требования прокурора поддерживает.
Определением Красноборского районного суда Архангельской области от 21.01.2022 производство по делу прекращено в части исковых требований Юганова А.А.
Ответчик представитель администрации МО «Красноборский муниципальный район», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Юганова Л.А., Юганова Н.А., Юганов А.А., Юганов А.А., Суворов Н.М., Супрун И.А. также не приняли участия в судебном заседании, в письменных отзывах на иск указали, что не возражают против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора.
Поскольку стороны и лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент вынесения судебного решения), а также ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 01.05.2015 полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относились к вопросам местного значения поселения.
На основании ст. 7.1.1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 №259-внеоч.-ОЗ, с учетом ст. 1 Закона Архангельской области от 26.09.2014 № 177-10-ОЗ до 31.12.2015 за сельскими поселениями Архангельской области были закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22 - 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 36 - 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
С 01.01.2016 полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В порядке ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2016 по 31.12.2019 между муниципальным образованием «Красноборский муниципальный район» и муниципальным образованием «Алексеевское» заключались соглашения о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального района, а именно полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
Распоряжением Правительства Архангельской области от 06.05.2020 №177-рп «О разграничении объектов муниципальной собственности между Красноборским муниципальным районом Архангельской области и сельским поселением «Алексеевское» Красноборского муниципального района Архангельской области» утвержден перечень объектов муниципальной собственности сельского поселения «Алексеевское», передаваемых в муниципальную собственность Красноборского муниципального района, в частности передан одноэтажный деревянный двухквартирный жилой дом № ***, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что на основании договора социального найма № ***, заключенного __.__.______г. между администрацией МО «Алексеевское» и Югановым А.А., последнему передано жилое помещение в вышеуказанном доме – квартира № ***.
Истец и его семья до настоящего времени проживают в данной квартире.
В августе 2020 года Юганов А.А. обращался в администрацию МО «Красноборский муниципальный район» с заявлением о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, в чем ему было отказано по причине отсутствия денежных средств на проведение обследования жилища.
В марте 2021 года Юганов А.А. обратился в прокуратуру Красноборского района с жалобой на неудовлетворительное состояние занимаемого им жилого помещения.
Как следует из ответа администрации района, на основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от __.__.______г. № ***, постановлением главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» от __.__.______г. № *** квартира № *** в доме № *** признана непригодной для проживания, решение о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, не принималось.
Согласно Техническому заключению по оценке технического состояния жилого многоквартирного здания от __.__.______г., составленному ООО «Капитель», в целях приведения жилого дома № *** по <адрес> в надлежащее состояние возможно проведение капитального ремонта отдельных конструктивных элементов: фундамента с устройством отмостки и горизонтальной гидроизоляции, смена по периметру здания нижних кладовых бревен несущих конструкций, смена кровельного покрытия.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
В силу ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Аналогичные требования содержаться в ст.ст. 676, 681 ГК РФ, согласно которым наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома. Текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, капитальный ремонт - является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст.ст. 309 и 310 ГК РФ).
Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №170 от 27.09.2003 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила), являющиеся обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственного контроля и надзора.
В приложениях №7 и 8 к указанным Правилам указаны перечни работ, относящихся к текущему и капитальному ремонту. Ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов); ремонт крыш, фасадов отнесены к работам, производимым при капитальном ремонте.
В состав общего имущества включаются, в том числе, крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) (ст. 36 ЖК РФ, постановление Правительства от 13.08.2006 №491).
Ремонт общего имущества многоквартирного дома относится к обязанностям управляющей организации на основании п. 2 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (ст. 154 ЖК РФ).
В настоящее время способ управления многоквартирным домом № *** по <адрес> не определен, в связи с чем, администрация МО «Красноборский муниципальный район» является надлежащим ответчиком.
Факты нарушения ответчиком, как наймодателем по отношению к истцу, требований действующего законодательства по эксплуатации жилого дома, содержанию его в ненадлежащем состоянии, а также необходимости проведения капитального ремонта нашли свое подтверждение в судебном заседании, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до 31.12.2022, что является разумным и достаточным.
Согласно п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В силу ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также государственная пошлина, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Красноборского района Архангельской области, заявленные в интересах Юганова А.А. к администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район», о проведении капитального ремонта удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Красноборский муниципальный район» в срок до 31.12.2022 провести капитальный ремонт отдельных конструктивных элементов: фундамента с устройством отмостки и горизонтальной гидроизоляции, смену по периметру здания нижних кладовых бревен несущих конструкций, смену кровельного покрытия многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Белякова