Подлинник только в первом экземпляре
Дело № 2-319/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2023 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Конюховой О.Н.,
при секретаре Шолмовой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-319/2023 по иску Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к ООО «ЛАЙМ» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, признании действий противоправными, прекращении противоправных действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ООО «ЛАЙМ» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, признании действий противоправными, прекращении противоправных действий, указав, что в соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Устава организации ТОО3ПП «ЩИТ», в целях обеспечения защиты прав неопределенного круга потребителей, соблюдения торгующей организацией Правил торгового обслуживания, членами ТОО3ПП «ЩИТ» было проведено мероприятие общественного контроля ДД.ММ.ГГГГ в период с 13:20 по 15:20 часов ООО «ЛАЙМ», расположенного по адресу: <адрес>, кафе ЛАЙМ.
В ходе проведенного мероприятия общественного контроля были выявлены нарушения затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно:
1. До сведения потребителей не доведена информация о наименовании организации, юридический адрес организации отсутствует на вывеске.
2. До сведения потребителей не доведены «Правила оказания услуг общественного питания» /утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515/;
3. До сведения потребителей не доведены «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи» /утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020г.N2463/;
4. Отсутствует необходимая достоверная информация о блюдах, предложенных в реализацию (в меню), реализованных блюдах: о входящих в состав блюд основных ингредиентов, энергетическая и пищевая ценность, вес, мл/гр, способ приготовления:
- Суп овощной, 1 порция 250 гр., по факту: 331 гр. (перевес +81 гр.),
- Макароны, 1 порция 180 гр., по факту: 167 гр. (недовес -13 гр.),
- Рыба под маринадом, 1 порция 100 гр., по факту: 172 гр. (перевес +72 гр.),
- Макароны, 1 порция 180 гр., по факту: 172 гр. (недовес -8 гр.),
- Грудка куриная отбивная, 1 порция 100 гр., по факту:148 гр. (перевес +48 гр.),
- Салат «Обжорка», 1 порция 100 гр., по факту: 100 гр. (вес — соответствует),
- Компот, 1 стакан 200, единица измерения не указана, взвешен на весах, по факту: 223 гр. (перевес +23 гр.),
- Компот, 1 стакан 200, единица измерения не указана, взвешен на весах, по факту: 237 гр. (перевес +37 гр.),
Перевес товара производился на весах Продавца.
Общая стоимость покупки по чеку составила 464 руб.
В меню предоставленном потребителю на 20.04.2022г. - отсутствует информация об ингредиентах, составе блюд., энергетическая и пищевая ценность, способ приготовления.
По просьбе потребителя основное меню не предоставлено.
5. В Меню отсутствует информация: о стоимости блюд в рублях.
6. Торговая деятельность осуществляется продавцом без соблюдения масочного режима.
В связи с отсутствием данной информации, от блюд потребитель отказался.
В возврате блюд и денежных средств, оплаченных за данные блюда потребителю было отказано.
На основании выше изложенного, истец просит суд:
1. Признать противоправными действия Ответчика в отношении неопределенного круга потребителей по факту:
- не доведения до сведения потребителей наименования организации, место ее нахождения (адрес) /на вывеске/, с нарушением ст.ст.8, 9 Закона «О защите прав потребителей», п.12 «Правил оказания услуг общественного питания»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил оказания услуг общественного питания» /утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515/, с нарушением п. 8 «Правил оказания услуг общественного питания», ст. 1 Закона РФ «О Защите прав потребителей»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» /утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020г. N2463/, с нарушением: п.11. «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», ст. 1 Закона РФ «О Защите прав потребителей»;
- не доведения до сведения потребителей необходимой достоверной информации /в МЕНЮ/ о предложенных в реализацию, реализованных блюдах: наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, стоимости блюд в рублях, единица измерения блюд, с нарушением ст.ст. 1, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 5,9,10 «Правил оказания услуг общественного питания»;
- Суп овощной, 1 порция 250, по факту: 331 гр. (перевес +81 гр.),
- Макароны, 1 порция 180, по факту: 167 гр. (недовес -13 гр.),
- Рыба под маринадом, 1 порция 100., по факту: 172 гр. (перевес +72 гр.),
- Макароны, 1 порция 180, по факту: 172 гр. (недовес - 8 гр.),
- Грудка куриная отбивная, 1 порция 100, по факту:148 гр. (перевес +48 гр.),
- Салат «Обжорка», 1 порция 100, по факту:100 гр. (вес - соответствует),
- Компот, 1 стакан 200, взвешен на весах, по факту: 223 гр. (перевес + 23гр.),
- Компот, 1 стакан 200, взвешен на весах, по факту: 237 гр. (перевес + 37гр.),
- реализации порций готовых блюд с несоответствием фактического веса порции с весом, указанным в предоставленной информации для потребителей в Меню, с нарушением ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
- нарушения /не исполнения/ правил, обязательных для Продавца при осуществлении торговой деятельности, связанной с совместным пребыванием граждан, в целях безопасности жизни и здоровья граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области, с нарушением требований, установленных: ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», Постановления губернатора Самарской области от 22.10.21г № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области»
- Продавец обслуживает посетителей без средства индивидуальной защиты органов дыхания (без маски)
2. Обязать Ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по факту:
- не доведения до сведения потребителей наименования организации, место ее нахождения (адрес) /на вывеске/, с нарушением ст.ст.8, 9 Закона «О защите прав потребителей», п.12 «Правил оказания услуг общественного питания»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил оказания услуг общественного питания» /утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515/, с нарушением п. 8 «Правил оказания услуг общественного питания», ст. 1 Закона РФ «О Защите прав потребителей»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» /утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020г. N2463/, с нарушением: п.11. «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», ст. 1 Закона РФ «О Защите прав потребителей»;
- не доведения до сведения потребителей необходимой достоверной информации /в МЕНЮ/ о предложенных в реализацию, реализованных блюдах: наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, стоимости блюд в рублях, единица измерения блюд, с нарушением ст.ст. 1, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 5,9,10 «Правил оказания услуг общественного питания»;
- Суп овощной, 1 порция 250, по факту: 331 гр. (перевес +81 гр.),
- Макароны, 1 порция 180, по факту: 167 гр. (недовес - 13 гр.),
- Рыба под маринадом, 1 порция 100., по факту: 172 гр. (перевес +72 гр.),
- Макароны, 1 порция 180, по факту: 172 гр. (недовес - 8 гр.),
- Грудка куриная отбивная, 1 порция 100, по факту: 148 гр. (перевес +48 гр.),
- Салат «Обжорка», 1 порция 100, по факту:100 гр. (вес - соответствует),
- Компот, 1 стакан 200, взвешен на весах, по факту: 223 гр. (перевес +23гр.),
- Компот, 1 стакан 200, взвешен на весах, по факту: 237 гр. (перевес +37гр.),
- реализации порций готовых блюд с несоответствием фактического веса порции с весом, указанным в предоставленной информации для потребителей в Меню, с нарушением ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
- нарушения /не исполнения/ правил, обязательных для Продавца при осуществлении торговой деятельности, связанной с совместным пребыванием граждан, в целях безопасности жизни и здоровья граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области, с нарушением требований, установленных: ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», Постановления губернатора Самарской области от 22.10.21г № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области»
- Продавец обслуживает посетителей без средства индивидуальной защиты органов дыхания (без маски)
3. Обязать Ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда, в полном объеме, в течение 10 дней, с момента вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста в печатном издании средств СМИ г. Тольятти Самарской области и уведомить Истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения).
Предоставить Истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте по адресу: http://sudebnik-tlt.ru за счет Ответчика, с взысканием с него убытков (расходов) в размере стоимости публикации, в случае неисполнения Ответчиком решения суда.
В судебном заседании представитель истца Таранова И.Н., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, на исковых требованиях настаивала, просила иск удовлетворить в полном объеме.Проводилось мероприятие общественного контроля, общественная организация имеет право его проводить. На основании поручения, председатель правления ТОО ЗПП «ЩИТ», был проведено мероприятие общественного контроля кафе «ЛАЙМ» по адресу <адрес>. В ходе проведенного мероприятия общественного контроля были выявлены нарушения затрагивающие права неопределенного круга потребителей. Просит признать действия ответчика противоправными и обязать прекратить данные противоправные действия.
Представитель ответчика Мищенко И.С., действующая на основании решения единственного участника ООО «ЛАЙМ», требования признала частично, указав, что ООО «ЛАЙМ» устранил выявленные недостатки. В настоящее время в организации деятельность осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Часть 2 статьи 45 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Согласно ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).
Согласно ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским Кодексом РФ, данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно «Правилам оказания услуг общественного питания», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1515 /вступившим в силу с 1 января 2021 г. и действующие до 1 января 2027 г/
Указанные Правила регулируют отношения между потребителями и
исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания.
В соответствии с п. 2. под услугами общественного питания понимается изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.
Настоящие Правила и Закон Российской Федерации "О защите прав
потребителей" в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителей.
Исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", обязан довести до сведения потребителей также следующую информацию об оказываемых услугах: перечень услуг и условия их оказания; наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания).
В соответствии с п.10. информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг.
Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и иной информацией, предусмотренной пунктами 9 и 10 настоящих Правил, как в зале, так и вне зала обслуживания.
Цена услуги определяется стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).
Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителей в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Потребитель вправе получить дополнительную информацию о потребительских свойствах предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются №.
Согласно п.16. исполнитель обязан оказывать услуги, качество которых согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" соответствует требованиям (если они предусмотрены) и условиям заказа.
Исполнитель обязан обеспечить возможность потребителю проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции общественного питания посредством предоставления необходимых средств измерения. По просьбе потребителя приобретенные блюда были перевешаны на контрольных весах представителем Ответчика.
Согласно преамбуле ФЗ «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 2 если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Согласно статьи 4 продавец обязан передать потребителю товар (оказать услугу), качество которого соответствует договору, предъявляемым требованиям и пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Статьей 9 предусмотрено, что исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения услуг.
Согласно ст. 5 Закона РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с обращением пищевых продуктов, материалов и изделий, розничной торговлей пищевыми продуктами и оказанием услуг в сфере общественного питания, обязаны предоставлять приобретателям или потребителям, а также органам государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в соответствии с их компетенцией полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования, установленные Техническим Регламентом Таможенного Союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Техническим Регламентом Таможенного Союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» являются обязательными при процессе изготовления и реализации пищевой продукции (статья 4).
Судом установлено, что ТООЗПП «ЩИТ» является добровольным общественным объединением, созданным с целью защиты прав и законных интересов потребителей, зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области от 20.03.2002 года.
В соответствии с Уставом ТООЗПП «ЩИТ» в ходе своей деятельности организует проведение проверок на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составляет акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направляет указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, предъявляет иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
В материалах дела имеется Устав, в соответствии с которым истец для достижения уставных целей организации в соответствии с действующим законодательством РФ вправе: - осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и, при необходимости, направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информации о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов, и принятия, в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, по результатам проведения мероприятий общественного контроля составляется акт, отчет, либо другой внутренний документ организации «Щит» установленного образца (п.п.9 п.2.2 Устава), - предъявлять иски в интересах потребителей (неопределенного круга потребителей) как членов, так и не являющихся членами общественных организаций потребителей, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей (п.п.24 п.2.2 Устава).
В материалах дела также имеется свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. При осуществлении данного мероприятия члены ТООЗПП «Щит» действовали в соответствии с «Руководством по добросовестной практике для организаций по защите прав потребителей (ГОСТ Р 54888-2011) предназначенный для общественных организаций потребителей в соответствии с которым: - при проведении проверки общественное объединение потребителей может требовать предоставления сведений и документов в объеме, определенном законодательством отдельному потребителю (п.12.1.1). По результатам проверки составляется акт либо иной документ, в котором отражается информация о лицах, проводивших проверку, описываются методы проверки, а также фиксируются выявленные в ходе проверки нарушения (12.1.2.); - при выявлении в ходе проверки нарушений прав потребителей общественное объединение потребителей в зависимости от вида выявленного нарушения: предъявляет в суд иск в защиту конкретного потребителя либо неопределённого круга потребителей (12.1.3).
Проверка деятельности ООО «ЛАЙМ» была проведена на основании поручения, выданного работнику ТООЗПП «ЩИТ» председателем правления Гордеевым А.В., общественным инспекторам Шакшиной Д.В. и Четыркиной А.А.
В ходе проведения мероприятия общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно:
1. До сведения потребителей не доведена информация о наименовании организации, юридический адрес организации отсутствует на вывеске.
2. До сведения потребителей не доведены «Правила оказания услуг общественного питания» /утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515/;
3. До сведения потребителей не доведены «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи» /утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020г.N2463/;
4. Отсутствует необходимая достоверная информация о блюдах, предложенных в реализацию (в меню), реализованных блюдах: о входящих в состав блюд основных ингредиентов, энергетическая и пищевая ценность, вес, мл/гр, способ приготовления:
- Суп овощной, 1 порция 250 гр., по факту: 331 гр. (перевес +81 гр.),
- Макароны, 1 порция 180 гр., по факту:167 гр. (недовес -13 гр.),
- Рыба под маринадом, 1 порция 100 гр., по факту:172 гр. (перевес +72гр.),
- Макароны, 1 порция 180 гр., по факту:172 гр. (недовес -8 гр.),
- Грудка куриная отбивная, 1 порция 100 гр., по факту: 148 гр. (перевес +48 гр.),
- Салат «Обжорка», 1 порция 100 гр., по факту: 100 гр. (вес - соответствует),
- Компот, 1 стакан 200, единица измерения не указана, взвешен на весах, по факту: 223 гр. (перевес +23гр.),
- Компот, 1 стакан 200, единица измерения не указана, взвешен на весах, по факту: 237 гр. (перевес +37гр.),
Перевес товара производился на весах Продавца.
Общая стоимость покупки по чеку составила 464 руб.
В меню предоставленном потребителю на 20.04.2022г - отсутствует информация об ингредиентах, составе блюд., энергетическая и пищевая ценность, способ приготовления.
По просьбе потребителя основное меню не предоставлено.
5. В Меню отсутствует информация: о стоимости блюд в рублях.
6. Торговая деятельность осуществляется продавцом без соблюдения масочного режима.
Факт выявленных нарушений оформлен Актом о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей № от ДД.ММ.ГГГГ.
Была осуществлена видео/фотосъемка.
Общая сумма заказа по чеку составила 464 рубля, что подтверждается фото/видеозаписью проведенного мероприятия 20.04.2022г, записью в Акте № от 20.04.2022г, подписью в акте представителей ТООЗПП «ЩИТ».
Мероприятие проводилось в присутствии кассира Маловой Ирины Юрьевны.
Заказанные блюда были возвращены, подтверждается Видеозаписью проведенного мероприятия 20.04.2022г. Копия акта проведения мероприятия была предоставлена кассиру.
Выявленные при проведении мероприятия общественного контроля нарушения зафиксированы и подтверждаются подтверждается фото/видеозаписью проведенного мероприятия 20.04.2022г, записью в Акте № от 20.04.2022г, подписью в акте представителей ТООЗПП «ЩИТ»: Четыркиной Анастасии Александровны и Шакшиной Дарьи Владимировны. Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, тогда как Ответчик не относится к перечисленным субъектам и проведение мероприятий общественного контроля в отношении него регулируется положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и потому находится за пределами правового регулирования Федерального закона от 21.07.2014 г. N 212-ФЗ, не подлежащего применению в данном случае.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" не обязывает субъектов общественного контроля в отношении организаций, занимающихся торговой деятельностью /реализации продукции неопределенному кругу лиц/ предварительно ставить в известность проверяемого о таком контроле и не устанавливает определенных и конкретных правил его осуществления, что и отличает его от общественного контроля, осуществляемого за деятельностью субъектов, перечисленных в ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 212-ФЗ.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает порядок проведения проверок юридических лиц и ИП органами государственной власти. Согласно положениям указанного закона, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводится проверка, в обязательном порядке должны быть уведомлены об этом органом государственного или муниципального контроля в установленные данным законом сроки.
Обязанность предписания и уведомления о проведении проверок, направленных для защиты прав неопределенного круга лиц Общественными объединениями потребителей (их ассоциации, союзы) в данном законе не регламентированы.
Обязательной формы документов для осуществления деятельности Общественных объединений потребителей (их ассоциации, союзы) законодательством не установлено, тем самым данные организации вправе их разрабатывать самостоятельно.
ТООЗПП «Щит» не относится к числу органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Суд приходит к выводу, что мероприятие, проведенное в отношении ООО «ЛАЙМ» ДД.ММ.ГГГГ в период с 13:20 до 15:20 часов на торговой точке, расположенной по адресу: <адрес>, кафе «ЛАЙМ», является именно мероприятием общественного контроля, где были выявлены и зафиксированы нарушения по факту: нарушения «Правил оказания услуг общественного питания», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 г. № 1515, ст.ст. 9, 10 ФЗ «О ЗПП»; ст. 5 Закона РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; ТР ТС 022/2011 «Требования к маркировке пищевой продукции».
Более того, кафе - является общественным местом. Запрет на фото/видео съемку в магазинах, кафе, ресторанах, и др. общественных местах вне зависимости от формы собственности, противоречит: Конституции РФ, ФЗ «О №», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О персональных данных», а следовательно незаконен.
Согласно ст.29 Конституции РФ (от 12.12.1993 с изменениями от 01.07.2020), каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную № определяется федеральным законом. Кроме того, на торговой точке Ответчика находится видеонаблюдение.
Согласност.7 «Закона о защите прав потребителя»,потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.9 «Закона о защите прав потребителя», если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
п.11 Правила продажи товаров по договору розничной купли-продаж: настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения потребителей.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые: не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно п.4,5ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей», на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Согласно п.2.11. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», срок годности: период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.
В соответствиисо ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Согласно ст.2 ФЗ «О ЗПП»: Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Целью ТР ТС 021/2011г «О безопасности пищевой продукции» является:
- защита жизни и (или) здоровья человека;
- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей),
- защита окружающей среды.
При применении настоящего технического регламента должны учитываться требования технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанным с требованиями к ним процессов хранения, реализации, дополняющие и (или) уточняющие требования настоящего технического регламента (ст.1. ТР ТС 021/2011).
п.1. ст.10: Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализациитаким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
п.12. ст.17: При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
п.1. ст. 20: Соответствие пищевой продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
ст.1. ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»:
Настоящий технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.
Вышеуказанные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей, что подтверждается: записью в Книге отзывов и предложений, подтверждающей посещение данной точки общественного питания представителей ТООЗПП «Щит», Актом о проведенном мероприятии общественного контроля № от 20.04.2022г., подписью в Акте представителей ТООЗПП «Щит», кассовым чеком организации, осуществившей оказание услуг общественного питания не надлежащего качества от ДД.ММ.ГГГГ. фото/видео/материалом от 20.04.2022г.
Поскольку данные нарушения выявлены в момент проведения мероприятия за соблюдением прав потребителей, а Ответчиком не были приняты все зависящие от него меры для недопущения указанных нарушений, и в его действиях имеется вина. В связи с чем, суд считает необходимым признать действия Ответчика противоправными.
В соответствии сост. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей продавец несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий продавца в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях
Из смысла п. 53 руководящих разъяснений постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28.06.2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что общественная организация вправе предъявить требование в суд о признании действий продавца противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, однако данное требование должно находиться в непосредственной связи с требованием о прекращении этих действий.
В противном случае иск, содержащий лишь требование о признании действий противоправными, которые прекращены на момент рассмотрения дела в суде и перестали быть таковыми, является бессмысленными и не соответствует целям гражданского судопроизводства, предусмотренным ст. 2 ГПК РФ, в виде защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Суд приходит к выводу, что выявленные ТООЗПП «ЩИТ» нарушения у ООО «ЛАЙМ» существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей на надлежащие качество и безопасность товаров.
В связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца в части признания действий ООО «ЛАЙМ» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, а также прекратить противоправные действия.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» (ред. от 05.04.2013 г.), для целей настоящего Закона: под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит указания о том, что доведение через средства массовой информации до сведения потребителей решения суда, должно осуществляться размещением такой информации в определенном периодическом печатном издании, сетевом издании, на телеканале, радиоканале, и так далее.
Суд считает правильным обязать ответчика в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу довести настоящее решение до сведения неопределенного круга потребителей через любые средства массовой информации или иным способом.
Также истец просит суд, в случае если ответчик не исполнит решение суда по публикации судебного решения в полном объеме (п. 1 ст. 206 ГПК РФ) предоставить истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте по адресу: http://sudebnik-tlt.ru за счет Ответчика, с взысканием с него убытков (расходов) в размере стоимости публикации, в случае неисполнения Ответчиком решения суда.
В данной части исковых требований, суд полагает необходимым отказать, поскольку в случае неисполнения решения, данный вопрос может быть решен в порядке ст. 203 ГПК РФ.
Поскольку при подаче иска в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, то при вынесении решения с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Тольятти государственная пошлина соразмерно удовлетворенным исковым требованиям в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к ООО «ЛАЙМ» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, признании действий противоправными, прекращении противоправных действий – удовлетворить частично.
Признать противоправными действия ООО «ЛАЙМ» по месту фактической деятельности, расположенное по адресу: <адрес>, кафе «ЛАЙМ» в отношении неопределенного круга потребителей по факту:
- не доведения до сведения потребителей наименования организации, место ее нахождения (адрес) /на вывеске/, с нарушением ст.ст.8, 9 Закона «О защите прав потребителей», п.12 «Правил оказания услуг общественного питания»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил оказания услуг общественного питания» /утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515/, с нарушением п. 8 «Правил оказания услуг общественного питания», ст. 1 Закона РФ «О Защите прав потребителей»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» /утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020г. N2463/, с нарушением: п.11. «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», ст. 1 Закона РФ «О Защите прав потребителей»;
- не доведения до сведения потребителей необходимой достоверной информации /в МЕНЮ/ о предложенных в реализацию, реализованных блюдах: наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, стоимости блюд в рублях, единица измерения блюд, с нарушением ст.ст. 1, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 5,9,10 «Правил оказания услуг общественного питания»;
- Суп овощной, 1 порция 250, по факту: 331 гр. (перевес +81 гр.),
- Макароны, 1 порция 180, по факту: 167 гр. (недовес -13 гр.),
- Рыба под маринадом, 1 порция 100., по факту:172 гр. (перевес +72 гр.),
- Макароны, 1 порция 180, по факту: 172 гр. (недовес -8 гр.),
- Грудка куриная отбивная, 1 порция 100, по факту: 148 гр. (перевес +48 гр.),
- Салат «Обжорка», 1 порция 100, по факту:100 гр. (вес - соответствует),
- Компот, 1 стакан 200, взвешен на весах, по факту: 223 гр. (перевес +23гр.),
- Компот, 1 стакан 200, взвешен на весах, по факту: 237 гр. (перевес +37гр.),
- реализации порций готовых блюд с несоответствием фактического веса порции с весом, указанным в предоставленной информации для потребителей в Меню, с нарушением ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
- нарушения /не исполнения/ правил, обязательных для Продавца при осуществлении торговой деятельности, связанной с совместным пребыванием граждан, в целях безопасности жизни и здоровья граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области, с нарушением требований, установленных: ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», Постановления губернатора Самарской области от 22.10.21г № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области»
- Продавец обслуживает посетителей без средства индивидуальной защиты органов дыхания (без маски)
Обязать ООО «ЛАЙМ» прекратить противоправные действия по месту фактической деятельности, расположенное по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, ул. Ленинградская, 53, кафе «ЛАЙМ», прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по факту:
- не доведения до сведения потребителей наименования организации, место ее нахождения (адрес) /на вывеске/, с нарушением ст.ст.8, 9 Закона «О защите прав потребителей», п.12 «Правил оказания услуг общественного питания»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил оказания услуг общественного питания» /утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515/, с нарушением п. 8 «Правил оказания услуг общественного питания», ст. 1 Закона РФ «О Защите прав потребителей»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» /утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020г. N2463/, с нарушением: п.11. «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», ст. 1 Закона РФ «О Защите прав потребителей»;
- не доведения до сведения потребителей необходимой достоверной информации /в МЕНЮ/ о предложенных в реализацию, реализованных блюдах: наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов, стоимости блюд в рублях, единица измерения блюд, с нарушением ст.ст. 1, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 5,9,10 «Правил оказания услуг общественного питания»;
- Суп овощной, 1 порция 250, по факту: 331 гр. (перевес +81 гр.),
- Макароны, 1 порция 180, по факту: 167 гр. (недовес -13 гр.),
- Рыба под маринадом, 1 порция 100., по факту: 172 гр. (перевес +72 гр.),
- Макароны, 1 порция 180, по факту: 172 гр. (недовес -8 гр.),
- Грудка куриная отбивная, 1 порция 100, по факту:148 гр. (перевес +48 гр.),
- Салат «Обжорка», 1 порция 100, по факту: 100 гр. (вес - соответствует),
- Компот, 1 стакан 200, взвешен на весах, по факту: 223 гр. (перевес +23гр.),
- Компот, 1 стакан 200, взвешен на весах, по факту: 237 гр. (перевес +37гр.),
- реализации порций готовых блюд с несоответствием фактического веса порции с весом, указанным в предоставленной информации для потребителей в Меню, с нарушением ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
- нарушения /не исполнения/ правил, обязательных для Продавца при осуществлении торговой деятельности, связанной с совместным пребыванием граждан, в целях безопасности жизни и здоровья граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области, с нарушением требований, установленных: ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», Постановления губернатора Самарской области от 22.10.21г № 258 «О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области»
- Продавец обслуживает посетителей без средства индивидуальной защиты органов дыхания (без маски)
Обязать ООО «ЛАЙМ» довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения в законную силу, через любые средства массовой информации или иным способом.
В остальной части иска - отказать.
Взыскать с ООО «ЛАЙМ» государственную пошлину в доход местного бюджета г.о. Тольятти 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти.
Решение в окончательной форме изготовлено в течение пяти рабочих дней – 23.01.2023 года.
Судья: подпись О.Н. Конюхова
Копия верна
Судья: О.Н. Конюхова
Секретарь: И.П. Шолмова
№
№
№
№
<адрес>