Решение по делу № 33-7104/2024 от 09.10.2024

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й СУД

Дело № 33-7104/2024

Дело № 2-2207/2024

УИД 36RS0005-01-2024-002510-68

Строка № 2.219

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22.10.2024 г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:

председательствующего

Безрядиной Я.А.,

судей

Копылова В.В., Трунова И.А.,

при секретаре

Полякове А.В.,

с участием прокурора

Бескакотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Трунова И.А. гражданское дело №2-2207/2022 Советского районного суда г. Воронежа по исковому заявлению Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Областная туберкулезная больница № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области», Федеральной службе исполнения наказания России о возложении обязанности по обеспечению требований пожарной безопасности,

по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения «Областная туберкулезная больница № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» по доверенности Мальцева Владимира Юрьевича на решение Советского районного суда г. Воронежа от 13.08.2024,

(судья районного суда Зеленина В.В.),

УСТАНОВИЛА:

Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Областная туберкулезная больница № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» (далее – ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО), Федеральной службе исполнения наказания России (далее – ФСИН России) с требованиями о возложении обязанности на ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО и ФСИН России в пределах имеющейся компетенции: в системе пожарной сигнализации в лечебном корпусе ОТБ-1 обеспечить автоматическое дублирование сигналов в подразделение пожарной охраны с пользованием системы передачи извещений о пожаре; в помещениях лечебного корпуса ОТБ-1 дополнительно оборудовать (оснастить) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

В обоснование заявленных требований указывает, что в ходе проверки ФКУ «ОТБ-1 УФСИН России по ВО» установлено, что в учреждении длительное время не устраняются нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности. В ноябре 2023 в ходе проверки учреждения среди прочих выявлены нарушения пожарной безопасности, система пожарной сигнализации в лечебном корпусе не обеспечивает автоматического дублирования сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Помещения лечебного корпуса дополнительно не оборудованы (не оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым. Данные нарушения были отражены в представлении спецпрокуратуры, направленном в адрес начальника учреждения 30.01.2024. С целью фактического устранения выявленных нарушений, а также в порядке контроля выполнения ранее направленного представления, 22.04.2022 спецпрокуратурой истребована дополнительная информация, согласно которой установлено, что администрацией ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» мер по фактическому устранению вышеуказанных нарушений не принято, денежные средства руководством УФСИН по Воронежской области на данные нужды не выделяются, а принятые меры к выделению денежных средств администрацией учреждения никаких результатов не принесло.

Ранее принятыми мерами прокурорского реагирования добиться устранения нарушений закона не представилось возможным. Указанные нарушения несут в себе угрозу для жизни и здоровья лиц, проживающих и находящихся там, в связи с отбытием уголовного наказания, выполнением служебных или договорных обязательств, а также не обеспечивают надлежащую защиту государственного имущества. Устранение указанных нарушений требуется с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, выполняющих служебные задачи, находящихся на территории учреждения в связи с выполнением договорных обязательств. Состав и количество указанных лиц постоянно меняются. В связи с этим привлечь их к участию в деле в качестве истцов, не представляется возможным.

Истец полагает, что в ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» нарушено право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности. Учредителем ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России. Прокуратурой установлено, что у ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» недостаточно средств для исполнения этих обязательств, и в силу п.п. 2.1 и 2.5.1 Устава ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» обязанности по исполнению пожарной безопасности в ОТБ-1 ложатся на собственника учреждения. Таким образом, создание надлежащих и безопасных условий для пребывания людей в жилых, складских и производственных зданиях и помещениях, является общими обязанностями ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» и ФСИН России. В связи с этим, требования о создании безопасных условий отбывания наказания и обеспечении требований пожарной безопасности в жилых, складских и производственных зданиях и помещениях ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО», в соответствии с федеральными законами, подлежат заявлению к ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» и ФСИН России. Учитывая, что нарушения закона имеют место в ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО», учреждение обязано непосредственно принять участие в их устранении. Как главный распорядитель бюджетных средств ФСИН России обязан осуществить финансирование, необходимое для устранения нарушений закона (л.д. 4-8).

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 13.08.2024 постановлено исковые требования Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО», ФСИН России о возложении обязанности по обеспечению требований пожарной безопасности – удовлетворить частично.

Обязать ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения: обеспечить в системе пожарной сигнализации в лечебном корпусе ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» автоматическое дублирование сигналов в подразделение пожарной охраны с пользованием системы передачи извещений о пожаре; дополнительно оборудовать (оснастить) помещения лечебного корпуса ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

В остальной части исковых требований – отказать (л.д. 91, 92-95).

В апелляционной жалобе представитель ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» по доверенности Мальцев В.Ю. просит решение суда отменить, как незаконное
и необоснованное, указывая, что в настоящее время леченые отделения оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), запасными эвакуационными выходами. Пути эвакуации содержатся в соответствии с требованиями нормативных документов. Палаты для содержания осужденных оборудованы системами пожарной автоматики 2-го типа (АПС и СОУЭ). Помещения оборудованы камерами видеонаблюдения, а также системой дуплексной связи с дежурной частью учреждения. Организовано круглосуточное дежурство сотрудников учреждения и операторов видеонаблюдения, обходы, осмотры и патрулирование помещений и территории с учетом расстановки постов. В штатное расписание учреждения входит отдельный пожарный пост ведомственной пожарной охраны учреждения. С учетом особенностей учреждения, процесс эвакуации осужденных и их размещения, обусловлен режимными требованиями в учреждениях ФСИН России. В соответствии с этим эвакуация организуется и проходит только под непосредственным контролем сотрудников учреждения. Кроме того, указывает на отсутствие у прокурора полномочий на предъявление данного искового заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ (л.д. 122-125).

Представитель ответчиков ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО», ФСИН России, третьего лица УФСИН России по ВО по доверенностям Мальцев В.Ю. в суде апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в ней доводам.

Прокурор Бескакотова А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов, изложенных в жалобе, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Статья 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации: соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») установлены виды систем обнаружения пожара и требования к ним (ст. ст. 52, 54).

Согласно п. 1.2, 2.29, 5.3.1, 10.1.4, 11.1.7, 11.2.10, 11.3.4 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 N 214 правила являются обязательными для исполнения работниками учреждений и органов ФСИН России, осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми (далее - осужденные) и другими лицами, находящимися в учреждениях и органах ФСИН России.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно п. 1.1 Устава ФКУ «ОТБ № УФСИН России по ВО», является лечебно-профилактическим учреждением уголовно-исполнительной системы РФ, созданным для медицинского обслуживания осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях УИС (л.д. 13-24).

Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств (п. 1.7 Устава).

Предметом и целями деятельности Учреждения являются создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов (п. 2.1 Устава).

При этом учреждение обеспечивает пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения (п. 2.5.1 Устава).

В ноябре 2023 года в ходе совместной проверки проведенной прокуратурой Воронежской области и ГУ МЧС России по ВО в отношении ФКУ «ОТБ-1 УФСИН России по ВО» среди прочих, были выявлены, в том числе, следующие нарушения требований пожарной безопасности: система пожарной сигнализации в лечебном корпусе не обеспечивает автоматического дублирования сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре; помещения лечебного корпуса дополнительно не оборудованы (не оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым (л.д. 25-26, 27-28).

Согласно ч. 4 ст. 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В соответствии с ч. 7 ст. 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

В силу ч. 12 ст. 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности здания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

Согласно ответу ГУ МЧС России по ВО от 02.08.2024 здание ответчика ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО по классу функциональной пожарной опасности относится к Ф1.1 - здания медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно), следовательно на него распространяются требования ч. 12 ст. 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (л.д. 87-88).

В связи с чем, 30.01.2024 Воронежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУ «ОТБ-1 УФСИН России по ВО» было вынесено представление № 2-2-2024 об устранении нарушений (л.д. 29-32).

13.03.2024 указанное представление было рассмотрено начальником ФКУ «ОТБ-1 УФСИН России по ВО» и дан ответ, согласно которому в настоящее время оборудование, стоящее на балансе учреждения не позволяет обеспечить автоматическое дублирование сигнала в подразделение пожарной охраны (система передачи сигнала о пожаре пожарной автоматики «Стрелец-мониторинг»). Произведены расчеты финансовых средств для выполнения данного мероприятия, а именно: проектная документация - 50000 руб.; оборудование с монтажом и техническим обслуживанием - 85000 руб.; ежемесячное обслуживание системы для бюджетных организаций составляет 2500 руб. в месяц. В 2024 году необходимо для выполнения данного мероприятия выделить 160000 руб. Заявка на выделение дополнительных финансовых средств направлена в ИВПО УФСИН (исх. 37/ТО/34/8-463 от 22.02.2024). Проведены рабочие встречи с отделом ГПН по Советскому району и пожарной частью СПЧ № 3 по вопросам оснащения системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналами оповещения. В настоящее время стоимость выполнения проекта, работ по монтажу оборудования, материалов и комплектующих составляет примерно 300000 руб. (с учетом стоимости одного браслета от 15000-20000 руб.). Заявка на выделение дополнительных финансовых средств на выполнение данного мероприятия направлена в ИВПО УФСИН (исх. 37/ТО/34/8-463 от 22.02.2024) (л.д. 33-36, 37-38).

22.02.2024 начальником ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО в адрес УФСИН России по ВО направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о выделении дополнительного финансирования на установку системы передачи сигнала о пожаре пожарной автоматики «Стрелец-мониторинг» и системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения (л.д. 39, 61).

При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель ответчика Мальцев В.Ю. не оспаривал, что вышеуказанные требования законодательства о пожарной безопасности действительно подлежат соблюдению учреждением, в настоящее время возможности устранить нарушения не имеется в связи с отсутствием финансирования, однако соответствующие заявки будут направлены в адрес главного распорядителя бюджетных средств осенью 2024 года, выделение денежных средств планируется в начале 2025 года.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 38.1, 74, 154, 158 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Закона РФ N 1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН РФ от 30.03.2005 N 214, установив, что ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО в настоящий момент не принято достаточных мер, направленных на устранение выявленных ранее нарушений, исковые требования прокурора к указанному ответчику удовлетворил, установил в решении срок, в течение которого ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО должны быть устранены нарушения – в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований к ФСИН России, поскольку понуждение в субсидиарном порядке ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется, в связи с чем, законность и обоснованность решения в указанной части в силу положений ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ не может являться предметом проверки суда апелляционной инстанции. Оснований для проверки решения суда в полном объеме судебная коллегия не усматривает.

Выражая несогласие с решением суда в части возложения обязанности по обеспечению требований пожарной безопасности автор жалобы ссылается на то, что в настоящее время лечебные отделения оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), запасными эвакуационными выходами; пути эвакуации содержаться в соответствии с требованиями нормативных документов; палаты для содержания осужденных оборудованы системами пожарной автоматики 2-го типа (АПС и СОУЭ); помещения оборудованы камерами видеонаблюдения, а также системой дуплексной связи с дежурной частью учреждения. С учетом особенностей учреждения, процесс эвакуации осужденных и их размещения, обусловлен режимными требованиями в учреждениях ФСИН России. В соответствии с этим эвакуация организуется и проходит только под непосредственным контролем сотрудников учреждения.

Судебная коллегия находит вышеуказанный довод апелляционной жалобы несостоятельным, ввиду следующего.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Сам факт нарушения ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО требований пожарной безопасности, который нашел свое подтверждение в суде первой инстанции и не оспаривался ответчиками, свидетельствует о возникновении угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Несоблюдение в полной мере требований пожарной безопасности нарушает права осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО, влияет на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного на территории учреждения, может привести к гибели людей, промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может.

Факт нарушения правил пожарной безопасности в ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО в доводах апелляционной жалобы не оспаривается.

Доводы ответчика об отсутствии необходимого финансирования на выполнение противопожарных мероприятий незаконность принятого по делу решения не подтверждают. Данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.

Доводы апелляционной жалобы представителя ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО по существу сводятся к отсутствию прав у прокурора для обращения с иском в суд, однако данные доводы являются ошибочными, основанными на неверном толковании ст. 45 ГПК РФ.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Приведенные положения закона, во взаимосвязи со ст. 45 ГПК РФ предусматривают полномочия прокурора на обращение в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом закон не ограничивает прокурора в рассматриваемой сфере правоотношений в использовании тех или иных способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Из заявления, поданного в суд, следует, что прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Ссылки на то, что круг содержащихся в ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО лиц является определенным, является ошибочным, поскольку списочный состав лиц, отбывающих наказания в учреждении постоянно меняется путем убытия одних лиц и прибытия в учреждение других, при этом заявлений или жалоб от осужденных применительно к наделению прав прокурора для обращения в суд в данной ситуации не требуется. Настоящий иск обоснованно предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц в связи с выявленными нарушениями законодательства в области пожарной безопасности, поскольку соблюдение требований законодательства, направлено на предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся в ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО.

Принятие указанных мер направлено, в том числе на соблюдение норм действующего законодательства, выполнение которых прокурор вправе контролировать, в том числе посредством обращения в суд.

Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном решении.

Выводы, содержащиеся в решении первой инстанции, представляются суду апелляционной инстанции верными и мотивированными, нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено, юридически значимые обстоятельства определены верно, оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, установленные по делу обстоятельства доказаны собранными по делу доказательствами, положения ст. 198 ГПК РФ при принятии решения соблюдены, доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат указания
на обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут служить основанием для отмены либо изменения судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального или процессуального права судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Воронежа от 13.08.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального казенного учреждения «Областная туберкулезная больница № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» по доверенности Мальцева Владимира Юрьевича – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23.10.2024.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й СУД

Дело № 33-7104/2024

Дело № 2-2207/2024

УИД 36RS0005-01-2024-002510-68

Строка № 2.219

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22.10.2024 г. Воронеж

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:

председательствующего

Безрядиной Я.А.,

судей

Копылова В.В., Трунова И.А.,

при секретаре

Полякове А.В.,

с участием прокурора

Бескакотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Трунова И.А. гражданское дело №2-2207/2022 Советского районного суда г. Воронежа по исковому заявлению Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Областная туберкулезная больница № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области», Федеральной службе исполнения наказания России о возложении обязанности по обеспечению требований пожарной безопасности,

по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения «Областная туберкулезная больница № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» по доверенности Мальцева Владимира Юрьевича на решение Советского районного суда г. Воронежа от 13.08.2024,

(судья районного суда Зеленина В.В.),

УСТАНОВИЛА:

Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Областная туберкулезная больница № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» (далее – ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО), Федеральной службе исполнения наказания России (далее – ФСИН России) с требованиями о возложении обязанности на ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО и ФСИН России в пределах имеющейся компетенции: в системе пожарной сигнализации в лечебном корпусе ОТБ-1 обеспечить автоматическое дублирование сигналов в подразделение пожарной охраны с пользованием системы передачи извещений о пожаре; в помещениях лечебного корпуса ОТБ-1 дополнительно оборудовать (оснастить) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

В обоснование заявленных требований указывает, что в ходе проверки ФКУ «ОТБ-1 УФСИН России по ВО» установлено, что в учреждении длительное время не устраняются нарушения федерального законодательства о пожарной безопасности. В ноябре 2023 в ходе проверки учреждения среди прочих выявлены нарушения пожарной безопасности, система пожарной сигнализации в лечебном корпусе не обеспечивает автоматического дублирования сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

Помещения лечебного корпуса дополнительно не оборудованы (не оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым. Данные нарушения были отражены в представлении спецпрокуратуры, направленном в адрес начальника учреждения 30.01.2024. С целью фактического устранения выявленных нарушений, а также в порядке контроля выполнения ранее направленного представления, 22.04.2022 спецпрокуратурой истребована дополнительная информация, согласно которой установлено, что администрацией ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» мер по фактическому устранению вышеуказанных нарушений не принято, денежные средства руководством УФСИН по Воронежской области на данные нужды не выделяются, а принятые меры к выделению денежных средств администрацией учреждения никаких результатов не принесло.

Ранее принятыми мерами прокурорского реагирования добиться устранения нарушений закона не представилось возможным. Указанные нарушения несут в себе угрозу для жизни и здоровья лиц, проживающих и находящихся там, в связи с отбытием уголовного наказания, выполнением служебных или договорных обязательств, а также не обеспечивают надлежащую защиту государственного имущества. Устранение указанных нарушений требуется с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, выполняющих служебные задачи, находящихся на территории учреждения в связи с выполнением договорных обязательств. Состав и количество указанных лиц постоянно меняются. В связи с этим привлечь их к участию в деле в качестве истцов, не представляется возможным.

Истец полагает, что в ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» нарушено право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности. Учредителем ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России. Прокуратурой установлено, что у ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» недостаточно средств для исполнения этих обязательств, и в силу п.п. 2.1 и 2.5.1 Устава ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» обязанности по исполнению пожарной безопасности в ОТБ-1 ложатся на собственника учреждения. Таким образом, создание надлежащих и безопасных условий для пребывания людей в жилых, складских и производственных зданиях и помещениях, является общими обязанностями ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» и ФСИН России. В связи с этим, требования о создании безопасных условий отбывания наказания и обеспечении требований пожарной безопасности в жилых, складских и производственных зданиях и помещениях ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО», в соответствии с федеральными законами, подлежат заявлению к ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» и ФСИН России. Учитывая, что нарушения закона имеют место в ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО», учреждение обязано непосредственно принять участие в их устранении. Как главный распорядитель бюджетных средств ФСИН России обязан осуществить финансирование, необходимое для устранения нарушений закона (л.д. 4-8).

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 13.08.2024 постановлено исковые требования Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО», ФСИН России о возложении обязанности по обеспечению требований пожарной безопасности – удовлетворить частично.

Обязать ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» в течение одного года со дня вступления в законную силу настоящего решения: обеспечить в системе пожарной сигнализации в лечебном корпусе ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» автоматическое дублирование сигналов в подразделение пожарной охраны с пользованием системы передачи извещений о пожаре; дополнительно оборудовать (оснастить) помещения лечебного корпуса ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

В остальной части исковых требований – отказать (л.д. 91, 92-95).

В апелляционной жалобе представитель ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО» по доверенности Мальцев В.Ю. просит решение суда отменить, как незаконное
и необоснованное, указывая, что в настоящее время леченые отделения оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), запасными эвакуационными выходами. Пути эвакуации содержатся в соответствии с требованиями нормативных документов. Палаты для содержания осужденных оборудованы системами пожарной автоматики 2-го типа (АПС и СОУЭ). Помещения оборудованы камерами видеонаблюдения, а также системой дуплексной связи с дежурной частью учреждения. Организовано круглосуточное дежурство сотрудников учреждения и операторов видеонаблюдения, обходы, осмотры и патрулирование помещений и территории с учетом расстановки постов. В штатное расписание учреждения входит отдельный пожарный пост ведомственной пожарной охраны учреждения. С учетом особенностей учреждения, процесс эвакуации осужденных и их размещения, обусловлен режимными требованиями в учреждениях ФСИН России. В соответствии с этим эвакуация организуется и проходит только под непосредственным контролем сотрудников учреждения. Кроме того, указывает на отсутствие у прокурора полномочий на предъявление данного искового заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ (л.д. 122-125).

Представитель ответчиков ФКУ «ОТБ № 1 УФСИН России по ВО», ФСИН России, третьего лица УФСИН России по ВО по доверенностям Мальцев В.Ю. в суде апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в ней доводам.

Прокурор Бескакотова А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов, изложенных в жалобе, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Статья 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации: соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») установлены виды систем обнаружения пожара и требования к ним (ст. ст. 52, 54).

Согласно п. 1.2, 2.29, 5.3.1, 10.1.4, 11.1.7, 11.2.10, 11.3.4 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 N 214 правила являются обязательными для исполнения работниками учреждений и органов ФСИН России, осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми (далее - осужденные) и другими лицами, находящимися в учреждениях и органах ФСИН России.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что согласно п. 1.1 Устава ФКУ «ОТБ № УФСИН России по ВО», является лечебно-профилактическим учреждением уголовно-исполнительной системы РФ, созданным для медицинского обслуживания осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях УИС (л.д. 13-24).

Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств (п. 1.7 Устава).

Предметом и целями деятельности Учреждения являются создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов (п. 2.1 Устава).

При этом учреждение обеспечивает пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения (п. 2.5.1 Устава).

В ноябре 2023 года в ходе совместной проверки проведенной прокуратурой Воронежской области и ГУ МЧС России по ВО в отношении ФКУ «ОТБ-1 УФСИН России по ВО» среди прочих, были выявлены, в том числе, следующие нарушения требований пожарной безопасности: система пожарной сигнализации в лечебном корпусе не обеспечивает автоматического дублирования сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре; помещения лечебного корпуса дополнительно не оборудованы (не оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым (л.д. 25-26, 27-28).

Согласно ч. 4 ст. 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В соответствии с ч. 7 ст. 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.

В силу ч. 12 ст. 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности здания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, с учетом индивидуальных способностей людей к восприятию сигналов оповещения должны быть дополнительно оборудованы (оснащены) системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения. Такие системы (средства) оповещения должны обеспечивать информирование соответствующих работников организации о передаче сигнала оповещения и подтверждение его получения каждым оповещаемым.

Согласно ответу ГУ МЧС России по ВО от 02.08.2024 здание ответчика ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО по классу функциональной пожарной опасности относится к Ф1.1 - здания медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно), следовательно на него распространяются требования ч. 12 ст. 84 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (л.д. 87-88).

В связи с чем, 30.01.2024 Воронежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУ «ОТБ-1 УФСИН России по ВО» было вынесено представление № 2-2-2024 об устранении нарушений (л.д. 29-32).

13.03.2024 указанное представление было рассмотрено начальником ФКУ «ОТБ-1 УФСИН России по ВО» и дан ответ, согласно которому в настоящее время оборудование, стоящее на балансе учреждения не позволяет обеспечить автоматическое дублирование сигнала в подразделение пожарной охраны (система передачи сигнала о пожаре пожарной автоматики «Стрелец-мониторинг»). Произведены расчеты финансовых средств для выполнения данного мероприятия, а именно: проектная документация - 50000 руб.; оборудование с монтажом и техническим обслуживанием - 85000 руб.; ежемесячное обслуживание системы для бюджетных организаций составляет 2500 руб. в месяц. В 2024 году необходимо для выполнения данного мероприятия выделить 160000 руб. Заявка на выделение дополнительных финансовых средств направлена в ИВПО УФСИН (исх. 37/ТО/34/8-463 от 22.02.2024). Проведены рабочие встречи с отделом ГПН по Советскому району и пожарной частью СПЧ № 3 по вопросам оснащения системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналами оповещения. В настоящее время стоимость выполнения проекта, работ по монтажу оборудования, материалов и комплектующих составляет примерно 300000 руб. (с учетом стоимости одного браслета от 15000-20000 руб.). Заявка на выделение дополнительных финансовых средств на выполнение данного мероприятия направлена в ИВПО УФСИН (исх. 37/ТО/34/8-463 от 22.02.2024) (л.д. 33-36, 37-38).

22.02.2024 начальником ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО в адрес УФСИН России по ВО направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о выделении дополнительного финансирования на установку системы передачи сигнала о пожаре пожарной автоматики «Стрелец-мониторинг» и системами (средствами) оповещения о пожаре, в том числе с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения (л.д. 39, 61).

При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель ответчика Мальцев В.Ю. не оспаривал, что вышеуказанные требования законодательства о пожарной безопасности действительно подлежат соблюдению учреждением, в настоящее время возможности устранить нарушения не имеется в связи с отсутствием финансирования, однако соответствующие заявки будут направлены в адрес главного распорядителя бюджетных средств осенью 2024 года, выделение денежных средств планируется в начале 2025 года.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 38.1, 74, 154, 158 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Закона РФ N 1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН РФ от 30.03.2005 N 214, установив, что ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО в настоящий момент не принято достаточных мер, направленных на устранение выявленных ранее нарушений, исковые требования прокурора к указанному ответчику удовлетворил, установил в решении срок, в течение которого ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО должны быть устранены нарушения – в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований к ФСИН России, поскольку понуждение в субсидиарном порядке ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

В указанной части решение суда первой инстанции не обжалуется, в связи с чем, законность и обоснованность решения в указанной части в силу положений ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ не может являться предметом проверки суда апелляционной инстанции. Оснований для проверки решения суда в полном объеме судебная коллегия не усматривает.

Выражая несогласие с решением суда в части возложения обязанности по обеспечению требований пожарной безопасности автор жалобы ссылается на то, что в настоящее время лечебные отделения оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), запасными эвакуационными выходами; пути эвакуации содержаться в соответствии с требованиями нормативных документов; палаты для содержания осужденных оборудованы системами пожарной автоматики 2-го типа (АПС и СОУЭ); помещения оборудованы камерами видеонаблюдения, а также системой дуплексной связи с дежурной частью учреждения. С учетом особенностей учреждения, процесс эвакуации осужденных и их размещения, обусловлен режимными требованиями в учреждениях ФСИН России. В соответствии с этим эвакуация организуется и проходит только под непосредственным контролем сотрудников учреждения.

Судебная коллегия находит вышеуказанный довод апелляционной жалобы несостоятельным, ввиду следующего.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Сам факт нарушения ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО требований пожарной безопасности, который нашел свое подтверждение в суде первой инстанции и не оспаривался ответчиками, свидетельствует о возникновении угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Несоблюдение в полной мере требований пожарной безопасности нарушает права осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО, влияет на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного на территории учреждения, может привести к гибели людей, промедление в принятии эффективных и оперативных мер, направленных на устранение нарушений, допустимым признано быть не может.

Факт нарушения правил пожарной безопасности в ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО в доводах апелляционной жалобы не оспаривается.

Доводы ответчика об отсутствии необходимого финансирования на выполнение противопожарных мероприятий незаконность принятого по делу решения не подтверждают. Данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.

Доводы апелляционной жалобы представителя ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО по существу сводятся к отсутствию прав у прокурора для обращения с иском в суд, однако данные доводы являются ошибочными, основанными на неверном толковании ст. 45 ГПК РФ.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Приведенные положения закона, во взаимосвязи со ст. 45 ГПК РФ предусматривают полномочия прокурора на обращение в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. При этом закон не ограничивает прокурора в рассматриваемой сфере правоотношений в использовании тех или иных способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Из заявления, поданного в суд, следует, что прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Ссылки на то, что круг содержащихся в ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО лиц является определенным, является ошибочным, поскольку списочный состав лиц, отбывающих наказания в учреждении постоянно меняется путем убытия одних лиц и прибытия в учреждение других, при этом заявлений или жалоб от осужденных применительно к наделению прав прокурора для обращения в суд в данной ситуации не требуется. Настоящий иск обоснованно предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц в связи с выявленными нарушениями законодательства в области пожарной безопасности, поскольку соблюдение требований законодательства, направлено на предотвращение угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся в ФКУ ОТБ-1 УФСИН России по ВО.

Принятие указанных мер направлено, в том числе на соблюдение норм действующего законодательства, выполнение которых прокурор вправе контролировать, в том числе посредством обращения в суд.

Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном решении.

Выводы, содержащиеся в решении первой инстанции, представляются суду апелляционной инстанции верными и мотивированными, нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено, юридически значимые обстоятельства определены верно, оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, установленные по делу обстоятельства доказаны собранными по делу доказательствами, положения ст. 198 ГПК РФ при принятии решения соблюдены, доводам сторон и представленным ими доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат указания
на обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут служить основанием для отмены либо изменения судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального или процессуального права судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Воронежа от 13.08.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального казенного учреждения «Областная туберкулезная больница № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области» по доверенности Мальцева Владимира Юрьевича – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23.10.2024.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-7104/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Воронежская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний России
ФКУ Областная туберкулезная больница № 1 УФСИН России по Воронежской области
Другие
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Трунов Игорь Анатольевич
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
09.10.2024Передача дела судье
22.10.2024Судебное заседание
25.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2024Передано в экспедицию
22.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее