Решение по делу № 2-69/2019 от 23.01.2019

Дело № 2-69/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Усть-Кулом

07 февраля 2019 года

    Усть-Куломский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,

при секретаре судебного заседания О.Н. Решетиной,

с участием помощника прокурора Е.А. Поповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности устранить нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района в интересах Республики Коми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений «Вольдино», «Деревянск», «Дзёль», «Диасёрья», «Дон», «Зимстан», «Кебанъёль», «Керчомъя», «Кужба», «Мыёлдино», «Нижний Воч», «Парч», «Пожег», «Помоздино», «Руч», «Тимшер», «Усть-Кулом», «Усть-Нем», «Югыдъяг» муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский».

В обоснование исковых требований указано, что при проверке соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории МО МР «Усть-Куломский» установлено нарушение норм законодательства органами местного самоуправления МО МР «Усть-Куломский» на территории сельских поселений района места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов до настоящего времени не созданы, схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определены, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не ведется. Непринятие мер по оборудованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду, способствует распространению инфекционных болезней и наступлению иных тяжких последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, и, как следствие, ведет к ущемлению экологических прав граждан.

В судебном заседании помощник прокурора Попова Е.А. поддержала заявленные исковые требования по основаниям указанным в иске.

Ответчик администрация муниципального района «Усть-Куломский» о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила, о причинах неучастия не известила. В представленных письменных возражения указали, что в соответствии с ч.3 статьи 13.4. Федерального закона № 89-ФЗ, пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра, пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона Республики Коми № 148-РЗ муниципальные образования сельских поселений осуществляют полномочия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений. Считают себя ненадлежащим ответчиком по делу и просили отказать в удовлетворении иска.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии со статьей 13.4 вышеуказанного закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (пп. 1.2). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (пп. 2.1.1).

В п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 определено, что "контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов; "контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительством Российской Федерации утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Согласно п. 2 вышеуказанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п.11 Правил).

Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (п. 12 Правил).

По представленным прокурором сведениям с территорий сельских поселений (населенных пунктов) вывоз твердых бытовых отходов выполняется МУП «Север», региональным оператором «Ухтажилфонд» согласно заключенным договорам на вывоз ТКО, для сбора и транспортировки отходов с территорий сельских поселений частично применяется бестарный способ вывоза отходов, установленные мешки с мусором вывозятся к местам размещения отходов в соответствии с графиками производства работ.

Исходя из сообщений администраций сельских поселений следует, что:

- на территории сельского поселения «Вольдино» схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) не определены. Вывоз ТКО производится на площадку, размещенную на территории СП «Помоздино». Административный реестр мест (площадок) накопления ТКО не ведется. На территории поселения организован бестарный способ (пакеты) сбора и транспортировки ТКО (л.д.9);

- на территории сельского поселения «Нижний Воч» - места для вывоза мусора определены. Схема размещения контейнеров согласовано с организацией занимающейся вывозом мусора МУП «Север». Реестр не ведется. Но ведется постоянный контроль за накоплением мусорных контейнеров. Вывоз мусора производится каждую неделю (л.д.10-12);

- на территории сельского поселения «Деревянск» схемы размещения мест (площадок) накопления ТБО не определены, реестр мест (площадок) накопления ТКО администрацией не ведется, сбор и транспортировка ТКО от частного жилого фонда осуществляется региональным оператором «Ухтажилфонд» (вынос мусора еженедельно по определенным местам) (л.д.13);

- на территории сельского поселения «Дзёль» определены схемы размещения мест (площадок) накопления ТБО, но так как вывоз - мусора осуществляется бестарным способом (пакеты) 1 раз в месяц согласно маршруту движения транспорта при вывозке ТКО контейнеры для сбора ТБО на площадке отсутствуют. Административный реестр мест площадок накопления ТКО не ведётся. Сбор и транспортировка ТКО от частного жилого фонда осуществляется бестарным способом (пакеты) (л.д.15-17);

- на территории сельского поселения «Диасёръя» - сбор ТКО осуществляется мусоровозной техникой челночным способом (сбор в мешках). Места (площадки) накопления ТКО не созданы (л.д.18-19);

- на территории сельского поселения «Дон» определены места накопления ТКО, согласованные с субподрядчиком по вывозу ТКО МУП «Север». Нормативными актами данные места не утверждены. Реестр мест (площадок) накопления ТКО не ведется. Сбор и транспортировка ТКО от частного жилого фонда организовано челночным способом (л.д.20);

- на территории администрации сельского поселения «Кебанъель» сбор и транспортировку ТКО от частного жилого фонда, производит вывоз Региональный оператор по обращению с ТКО «Ухтажилфонд». Кроме того, к этой работе привлечены подрядчики, субподрядчики по вывозу отходов. Принято постановление от 26.12.2018 № 133 «Об утверждении схемы, реестра мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории сельского поселения «Кебанъель» (л.д.21);

- на территории сельского поселения «Кужба» определены схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО. Реестр мест (площадок) накопления утвержден постановлением администрации сельского поселения «Кужба» от 10.01.2019 № 2. Сбор и транспортировка ТКО от частного жилого фонда на территории сельского поселения «Кужба» организован следующим образом: еженедельно по вторникам грузовой транспорт ООО «Север» выгружает ТКО из контейнеров и вывозит на свалку с. Усть-Кулом (л.д.26-36);

- на территории сельского поселения «Керчомъя» схема размещения (площадок) накопления ТБО определена на собрании граждан 30.10.2018. Площадки определены через каждые 500 метров по ул. Центральная. Из-за нехватки мусорных контейнеров, администрацией оборудованы деревянные ящики, объемом 2м3 в количестве 9 штук и установлены на определенных местах сбора мусора. Реестр ведется. Сбором и транспортировкой ТБО занимается МУП «Север», вывозится по понедельникам каждую неделю (л.д.37-52);

- на территории администрации сельского поселения «Мыёлдино» схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО согласованы с МУП «Север» и ООО «Ухтажилфонд». Реестр мест (площадок) накопления ТКО не ведется. Вывоз ТКО производится МУП «Север» через субподрядчика ИП «ФИО4» транспортом ИП. Вывоз производится каждую неделю по субботам. Сбор производится в пакеты (пластиковые), мусорные мешки (л.д.53);

- на территории сельского поселения «Парч» определены схемы размещения мест накопления ТБО и согласованы с МУП «Север». Реестр мест накопления ТКО не ведется. Мусор собирается в мешки и выносится жильцами в день вывоза мусора каждый четверг с 10 до 12 часов в определённые места (л.д. 54-57);

- на территории сельского поселения «Пожег не определены схемы размещения мест (площадок) твердых бытовых отходов. Адреса мест накопления ТКО определены. Сбор и транспортировку ТКО от частного жилого фонда ведёт МУП «Север» (л.д.58-60);

- на территории сельского поселения «Помоздино» места дислокации контейнерных площадок утверждены постановлением от 15.02.2018 № 31 «Об утверждении схемы размещения контейнерных площадок для временного хранения ТКО на территории МО СП «Помоздино». Реестр мест (площадок) накопления ТКО утвержден. Сбор и вывоз ТКО с населенных пунктов поселения производится субподрядной организацией регоператора МУП «Север» еженедельно по средам. Сбор ТКО производится как мешками на контейнерных площадках, так и в имеющихся мусорные контейнеры (л.д.61-66);

    - на территории сельского поселения «Зимстан» утвержденная схема размещения мест (площадок) накопления ТКО отсутствует, административный реестр мет (площадок) накопления ТКО не ведется. Сбор и транспортировка ТКО от частного жилого фонда производится подрядными организациями ООО «Ухтажилфонд» в каждое воскресенье и субботу, проезжая по всем улицам сельского поселения «Зимстан» (л.д.67-69);

    - на территории сельского поселения «Руч» схемы размещения мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов не определены. Реестр мест (площадок) накопления ТКО не утвержден и не ведется. ООО «Ухтажилфонд» организован без контейнерный сбор и транспортировка ТКО от частного жилого фонда еженедельно по вторникам (мусор выносится в день вывоза) (л.д.70);

- на территории сельского поселения «Тимшер» не определены схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО. Не ведется административный реестр мест (площадок) накопления ТКО. Организован мешковый сбор мусора от каждого домовладения по пятницам с 8.00 часов машиной ФИО4 (с. Мыелдино) (л.д.71);

- на территории сельского поселения «Усть-Кулом» схема размещения контейнерных площадок ТКО утверждена (приложение к схеме размещения) (л.д.72-77);

- на территории сельского поселения «Усть-Нем» схемы размещения мест площадок накопления ТКО определены. Ведется реестр мест площадок накопления ТКО. Сбор и транспортировку ТКО частного жилого фонда осуществляет еженедельно по четвергам МУП «Север». Сбор ТКО частного жилого фонда осуществляется челночным способом (л.д.78-81);

- на территории администрации сельского поселения «Югыдъяг» схемы размещения мест накопления ТКО определены. Реестр мест накопления ТКО согласован с представителем Регионального оператора, представителем оператора по транспортировке ТКО. Транспортировка ТКО организована челночным способом (пакетированный сбор) (л.д.84).

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

В силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.2).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п.3)

Согласно статье 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми закреплены вопросы местного значения, в том числе и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В специальном законе (№89-ФЗ) и Правилах обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра законодатель указывает на необходимость создания мест (площадок) накопления ТКО, определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществление ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, тогда как законом субъекта РФ определены полномочия сельских поселений только как участие в организации по накоплению и транспортированию ТКО.

Такие полномочия сельских поселений закреплены и в их Уставах муниципальных образований.

При этом в Уставе МО МР «Усть-Куломский» к вопросам местного значения муниципального района отнесено также только участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района. Между тем такое изложение полномочий органов местного самоуправления муниципального района в Уставе при буквальном толковании законодательства не соответствует положениям ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств в части разграничения полномочий, по организации деятельности в области обращения с отходами между органами местного самоуправления муниципальным районом и сельскими поселениями.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления муниципального района являются надлежащими ответчиками по заявленному прокурором иску, именно они являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, то есть осуществляют полномочия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений.

Таким образом, вышеуказанную частичную проведенную работу сельскими поселениями по организации обращения с отходами следует рассматривать только как участие. При этом принимая во внимание, что законом субъекта Российской Федерации на сельские поселения полномочия по созданию мест (площадок) накопления ТКО, утверждению схем размещения мест (площадок) накопления ТКО, ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО не возложены, следовательно, составленные и принятые ими документы в отсутствие уполномоченного законом лица, не могут быть признаны правомерными и соответствующими законодательству Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бездействие администрации муниципального района «Усть-Куломский» нарушает обязательные требования санитарных Правил по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, подземных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов, что служит источником возникновения болезнетворных организмов, способствует распространению инфекционных заболеваний и наступлению иных негативных последствий, представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, и, как следствие, ведет к нарушению экологических прав граждан.

Исходя из установленных обстоятельств и исследованных в совокупности доказательств, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» организовать и обеспечить проведение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений «Вольдино», «Деревянск», «Дзёль», «Диасёрья», «Дон», «Зимстан», «Кебанъёль», «Керчомъя», «Кужба», «Мыёлдино», «Нижний Воч», «Парч», «Пожег», «Помоздино», «Руч», «Тимшер», «Усть-Кулом», «Усть-Нем», «Югыдъяг» муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий - подпись.

Мотивированное решение составлено 12.02.2019.

Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин

2-69/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Усть-Куломского района Республики Коми
Ответчики
администрация МР "Усть-Куломский"
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukolomsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
26.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее