Дело № 2а-4113/2019
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
11 июля 2019 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Саблиной Е.А.,
при секретаре Лобанове А.Ю.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Устьянского района Архангельской области, действующего РІ защиту интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє Федеральной службе РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РІ лице Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ Рѕ признании информации, размещенной РЅР° Рнтернет-сайте, запрещенной Рє распространению,
установил:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Устьянского района Архангельской области обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РІ защиту интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рѕ признании информации размещенной РІ сети В«Рнтернет» РїРѕ адресу: https://myaquahouse.ru/otoplenie/schetchiki-gaza-i-tepla/kak-ostanovit-schetchik-elektroenergii.html, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Р’ обоснование требований указано, что РІ С…РѕРґРµ проведенного прокуратурой мониторинга сети В«Рнтернет» установлено, что РЅР° указанном сайте содержится информация Рѕ способах несанкционированного вмешательства потребителей РІ работу РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета электрической энергии РІ целях искажения его показаний. Размещенная информация находится РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј доступе, доступ Рє ней имеет неопределенный РєСЂСѓРі лиц. Распространение информации Рѕ способах несанкционированного вмешательства потребителей РІ работу РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета электрической энергии РІ целях искажения его показаний влечет административную Рё уголовную ответственность, противоречит целям Рё задачам действующего законодательства РІ сфере предоставления коммунальных услуг, подрывает авторитет государственной власти.
Участвующий РІ деле РїРѕ поручению старший помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РіРѕСЂРѕРґР° Архангельска Рванова Рќ.Р’. требования поддержал.
Административный ответчик своего представителя в суд не направил, в представленном суду отзыве полагает возможным признание информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации права РЅР° обжалование решений Рё действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений Рё должностных лиц Рё РІ соответствии СЃРѕ статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее - РљРђРЎ Р Р¤, Кодекс) СЃСѓРґС‹ общей юрисдикции, Верховный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (далее также - СЃСѓРґС‹) рассматривают Рё разрешают подведомственные РёРј дела, возникающие РёР· административных Рё иных публичных правоотношений (административные дела) Рѕ защите нарушенных или оспариваемых прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов граждан, прав Рё законных интересов организаций (части 1 Рё 2 статьи 1 РљРђРЎ Р Р¤).
В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Осуществляя публичные полномочия РІ сфере контроля Р·Р° распространением информации РІ РЎРњР, РІ том числе Рё РІ сети В«Рнтернет», запрещенной Рє распространению, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ данным административным исковым заявлением, действуя как субъект публичных правоотношений РІ рамках предоставленных ему полномочий.
Р’ соответствии СЃ С‡. 1 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации» (далее - Закон Рѕ защите информации) РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Р’ отношении РІРёРґРѕРІ информации, причиняющей вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию детей, указанных РІ Рї. 1 С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Закона Рѕ защите информации, решения Рѕ включении РІ Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти РІ соответствии СЃ РёС… компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим РёРЅСѓСЋ распространяемую посредством сети В«Рнтернет» информацию, причиняющую вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию детей, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ административного судопроизводства РІ рамках осуществления обязательного судебного контроля Р·Р° соблюдением прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина РїСЂРё реализации отдельных административных властных требований Рє физическим лицам Рё организациям (С‡. 3 СЃС‚. 1 РљРђРЎ Р Р¤).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного кодекса.
Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ), если административное дело не отнесено к подсудности Московского городского суда (ч. 2 ст. 20 КАС РФ). При этом неявка административного ответчика в судебное заседание, за исключением случая, когда его явка признана судом обязательной, непредставление им объяснений по административному делу не препятствуют рассмотрению дела по существу.
Указанная позиция нашла свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что прокуратурой осуществлен мониторинг сети В«Рнтернет», РїРѕ результатам которого РЅР° страницах сайта РІ сети В«Рнтернет» выявлено наличие информации, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Рнформация, размещенная РЅР° страницах сети Рнтернет РїРѕ указанному РІ административном РёСЃРєРµ адресу, содержит сведения Рѕ способах несанкционированного вмешательства потребителей РІ работу РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета электрической энергии РІ целях искажения его показаний.
Доступ к сайту открыт для неопределенного круга лиц, возможность просмотра ничем не ограничена, что подтверждено административным ответчиком.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Положениями ст. 7.19, 7.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния; за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Статьей 165 УК РФ установлена уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере.
В силу указания абз. 10 ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии (мощности) и иные владельцы приборов учета электрической энергии не вправе препятствовать обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе использованию для этих целей данных, получаемых с использованием принадлежащих им приборов учета электрической энергии, и контролю за осуществлением коммерческого учета электрической энергии (мощности), включая проверку приборов учета электрической энергии, установленных в границах объектов, принадлежащих субъектам электроэнергетики или потребителям электрической энергии (мощности) на праве собственности или ином законном основании.
Распространение информации о способах несанкционированного вмешательства потребителей в работу приборов учета электрической энергии в целях искажения его показаний влечет административную и уголовную ответственность, подрывает социальную стабильность общества, создает угрозу жизни и здоровью граждан, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг, подрывает авторитет государственной власти.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что указанный сайт содержит информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, иск подлежит удовлетворению.
Учитывая, что РІ соответствии СЃ Рї. 2 С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ основанием для включения РІ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, РІ данном случае будет являться вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, Р° Федеральная служба РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций, осуществляет ведение указанного выше реестра, то СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что РёСЃРє заявлен Рє надлежащему ответчику.
Основанием для включения РІ реестр указанных сведений является РІ том числе вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено (С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ).
По сведениям, предоставленным административным ответчиком, информация, размещенная на вышеуказанном сайте, запрещенной ранее не признавалась.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Устьянского района Архангельской области, действующего РІ защиту интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє Федеральной службе РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РІ лице Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций РїРѕ Архангельской области Рё Ненецкому автономному РѕРєСЂСѓРіСѓ Рѕ признании информации, размещенной РЅР° Рнтернет-сайте, запрещенной Рє распространению удовлетворить.
Признать информацию Рѕ способах несанкционированного вмешательства потребителей РІ работу РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета электрической энергии РІ целях искажения его показаний, размещенную РІ информационно-коммуникационной сети В«Рнтернет» РїРѕ адресу: https://myaquahouse.ru/otoplenie/schetchiki-gaza-i-tepla/kak-ostanovit-schetchik-elektroenergii.html информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Настоящее решение СЃСѓРґР° является основанием для включения Федеральной службой РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций доменного имени (указателя страниц) сайтов РІ сети В«Рнтернет»: https://myaquahouse.ru/otoplenie/schetchiki-gaza-i-tepla/kak-ostanovit-schetchik-elektroenergii.html, содержащего информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено (Рѕ способах несанкционированного вмешательства потребителей РІ работу РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета электрической энергии РІ целях искажения его показаний), РІ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2019 года.
Председательствующий Е.А. Саблина