Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ломоносов 04 октября 2018 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,
при секретаре Мелешковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Рудник Максима Анатольевича к Отделу по <адрес> и <адрес> Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства, обязании повторно рассмотреть заявление и поставить на регистрационный учет,
УСТАНОВИЛ:
Рудник М.А. обратился в Ломоносовский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к Отделу по <адрес> и <адрес> Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в указанный отдел с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: д. <адрес>, где зарегистрирована его супруга Дорофеева Е.А. Однако ответчик отказал в регистрации Рудник М.А. по указанному адресу.
Административный истец с отказом не согласен и просит признать незаконным действия Отдела по <адрес> и <адрес> по отказу в регистрации истца в указанном жилом помещении, обязать административного ответчика повторно рассмотреть его заявлении о регистрации и поставить его на регистрационный учет по указанному адресу. Также истец просит взыскать с ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> расходы по оплате государственной пошлины.
В судебное заседание административный истец Рудник М.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель административного ответчика Отдела по <адрес> и <адрес> Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> в судебное заседание также не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> Шленчак А.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 18), в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав представленные письменные возражения (л.д. 23-25) о том, что не было получено согласия на регистрацию истца от ФИО10, как члена семьи нанимателя Денисовой Н.А., и от наймодателя жилого помещения.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица местной администрации МО Лопухинское сельское поселение в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в иске, ссылаясь на то, что истец не обращался в администрацию с заявлением о регистрации по месту жительства его супруги Дорофеевой Е.А. и получении согласия наймодателя (л.д. 38-39).
Заинтересованное лицо Дорофеева Е.А., а также привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Денисова Н.А., Бурдеев К.Н., действующие также в интересах несовершеннолетней дочери Бурдеевой А.К., не явились в судебное заседание, о месте и времени рассмотрения дела были извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в отношении которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица и реального нарушения при этом прав заявителя.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ ) наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
В силу ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Из указанной нормы следует, что отказ наймодателя во вселении граждан в качестве членов семьи нанимателя не может быть произвольным; законодатель установил единственное основание для отказа в таком вселении, если после вселения граждан общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи станет менее учетной нормы. При этом, запрет во вселении граждан в качестве членов семьи нанимателя является не обязанностью, а правом наймодателя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при вселении нанимателем в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы. В то же время для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. Отказ наймодателя в даче согласия на вселение других лиц в жилое помещение может быть оспорен в судебном порядке. Вместе с тем причины, по которым члены семьи нанимателя отказывают в даче согласия на вселение в жилое помещение других лиц, не имеют правового значения, а потому их отказ в таком согласии не может быть признан судом неправомерным.
Органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», с ДД.ММ.ГГГГ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции является Министерство внутренних дел Российской Федерации, вместо упраздненной Федеральной миграционной службы.
В силу положений ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Согласно п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила регистрации), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 713 (п. 4 Правил регистрации), среди которых должностные лица органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда (п. 1 Перечня).
В силу п.16 Правил регистрации гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 17 Правил регистрации лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
Судом установлено, что в жилом помещении – трех комнатной квартире, площадью 56,68 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства Денисова Наталья Александровна, её муж Бурдеев Константин Николаевич, несовершеннолетняя дочь Бурдеева Александра Константиновна, 2010 года рождения, а также сестра Дорофеева Елена Александровна. Указанное жилое помещение предоставлено по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между наймодателем местной администрацией МО Лопухинское сельское поселение и нанимателем Денисовой Н.А., что подтверждается справкой о регистрации (форма 9) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26), также следует из содержания позиции местной администрации (л.д. 38).
Сестра нанимателя указанного жилого помещения Денисовой Н.А. - Дорофеева Е.А. состоит в зарегистрированном браке с истцом Рудник М.А., о чем представлено свидетельство о заключении брака (л.д. 6).
Поскольку Рудник М.А. не является членом семьи Денисовой Н.А., как нанимателя указанного жилого помещения, и не признан в установленном законом порядке в качестве члена её семьи, то для регистрации по месту жительства в этом помещении по месту регистрации его супруги Дорофеевой Е.А., необходимо письменное согласие нанимателя Денисовой Н.А. и членов её семьи, а также наймодателя местной администрацией МО Лопухинское сельское поселение. При этом с заявлением установленной формы о регистрации по месту жительства следовало обратиться к должностному лицу органа местного самоуправления (местной администрацией МО Лопухинское сельское поселение), как ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета (территориальные органы МВД РФ) документов для регистрации по месту жительства.
Вместе с тем Рудник М.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением установленной формы о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, не в орган местного самоуправления - местную администрацию МО Лопухинское сельское поселение, а непосредственно в территориальный орган регистрационного учета - Отдел по <адрес> и <адрес> Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>, указав в заявлении, что жилое помещение предоставлено его супругой Дорофеевой Е.А. на основании договора социального найма, которая также подписала заявление в качестве лица, предоставившего жилое помещение (л.д. 4).
Административный ответчик Отдел по <адрес> и <адрес> Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> отказал в регистрации Рудник М.А. по месту жительства в указанном жилом помещении, ссылаясь на положения ч.1 ст. 70 ЖК РФ о том, что регистрация может быть осуществлена только с согласия наймодателя, о чем имеется разъяснения на обороте заявления Рудник М.А. выполненное старшим инспектором ФИО11 (л.д. 4 оборот).
Поскольку Рудник М.А. не представил письменного согласия нанимателя жилого помещения Денисовой Н.А. и членов её семьи, а также наймодателя местной администрацией МО Лопухинское сельское поселение на вселение его в квартиру по месту регистрации его супруги Дорофеевой Е.А., не являющейся нанимателем этого жилого помещения, при этом обратился сразу в территориальный орган регистрационного учета, вместо должностного лица местной администрации МО Лопухинское сельское поселение, ответственного за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, то административный ответчик обоснованно отказал в регистрации административного истца по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для возложения административного ответчика обязанности рассмотреть заявление Рудник М.А. о регистрации месту жительства и поставить его на регистрационный учет по указанному адресу.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, а также для возмещения истцу расходов по оплате государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░