Решение по делу № 2а-1334/2021 от 13.09.2021

Дело № 37RS0019-01-2021-002118-41 (2а-1334/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2021 года         город Иваново

Советский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи Родионовой В.В.,

при секретаре Редько Т.В.,

административного истца Семенова А.С.,

представителя административного истца Удалова Ю.А.,

представителей административного ответчика Военного комиссариата Ивановской области Бирюковой О.В., Сивяковой В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семенова Андрея Сергеевича к Военному комиссариату Ивановской области, призывной комиссии Ивановской области о признании незаконным действия (бездействия)

УСТАНОВИЛ:

Семенов А.С. обратился в суд с административным иском к военному комиссариату Ивановской области, призывной комиссии Ивановской области о признании незаконным действия (бездействия) призывной Ивановской области.

Исковые требования мотивированы тем, что Семенов А.С. обратился в суд с административным иском к военному комиссариату Ивановской области, военному комиссариату г.Иваново Ивановской области, Призывной комиссии г.Иваново, призывной комиссии Ивановской области о признании незаконным бездействия призывной Ивановской области. Решением Советского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГг. по административному делу исковые требования Семенова Андрея Сергеевича к Военному комиссариату Ивановской области, Военному комиссариату г. Иваново Ивановской области, призывной комиссии г. Иваново, призывной комиссии Ивановской области о признании незаконным бездействия удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Призывной комиссии Ивановской области, выразившееся в непринятии решения в отношении Семенова Андрея Сергеевича в сроки призыва в период с 01 октября 2020 года по 31 декабря 2020 года, возложены обязанности на призывную комиссию Ивановской области восстановить нарушенные права Семенова Андрея Сергеевича в порядке, установленном Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства от 04.07.2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». В мотивировочной части суд указал, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о бездействии призывной комиссии Ивановской области в отношении Семенова А.С., выразившееся в неисполнении обязанности проведения в отношении Семенова А.С. мероприятий, связанных с призывом на военную службу, а именно вызова Семенова А.С. на контрольно-медицинское освидетельствование, в непринятии решения в отношении него в сроки призыва в период с 01 октября 2020 года по 31 декабря 2020 года в связи с чем административные исковые требования в части подлежат удовлетворению. Решение суда не оспаривалось сторонами и вступило в законную силу 05.05.2021г. До начала мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу (с даты вынесения решения суда ДД.ММ.ГГГГ), административный ответчик знал о необходимости в проведении в отношении Семенова А.С. контрольного медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии Ивановской области, но препятствовал этому. После жалоб на действия должностных лиц, возбуждения исполнительного производства Советским РОСП, вышеприведённое решение суда начало исполняться. 02.07.2021г. (за 9 рабочих дней до завершения весеннего призыва) призывная комиссия Ивановской области приняла решение направить Семенова А.С. на контрольное медицинское освидетельствование. 08.07.2021г. Семенов А.С. проходит контрольное-медицинское освидетельствование. При этом медицинская комиссия не руководствуется вышеприведенным решением суда - не восстанавливает нарушенные права административного истца. Вместо оценки состояния здоровья призывника и полноты медицинских исследований, существовавших до момента незаконного бездействия (до 31.12.2020г.), осуществлялся поиск новых заболеваний. 14.07.2021г. призывная комиссия Ивановской области принимает решение о направлении Семенова А.С. на стационарное обследование ОБУЗ «ОКБ» и ОБУЗ «1 ГКБ». При этом решение призывной комиссии идет в противоречие с мотивировочной и резолютивной частью вышеприведенного решения суда, согласно которого восстановить нарушенные права Семенова А.С. возможно принятием не позднее 15 июля решение: об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. Таким образом, решение призывной комиссии Ивановской области о направлении на дополнительное обследование, вкупе с действиями военного комиссариата Ивановской области по организации призывных мероприятий в ограниченный период времени, и бездействием призывной комиссии Ивановской области об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии направлены на ограничение гражданских прав административного ответчика, создают препятствие в восстановлении нарушенных предыдущим бездействием прав. Административный истец просит признать незаконными действия военного комиссариата Ивановской области; признать незаконным бездействие призывной комиссии Ивановской области; признать незаконным решение призывной комиссии Ивановской области от 14.07.2021г., обязать призывную комиссию Ивановской области в течение осенне-зимнего призыва 2021 г. принять решение: об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу.

Административный истец и его представитель в судебном заседании административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители административного ответчика Военного комиссариата Ивановской области в судебном заседании административные требования не признали, считали их неподлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель административного ответчика Призывной комиссии Ивановской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, материалы личного дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 26 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 5.1 указанного Федерального закона врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, при призыве на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Призывная комиссия Ивановской области были созданы Распоряжением Губернатора Ивановской области № 38-р от 31 марта 2021 года «Об утверждении основного и резервного составов призывной комиссии Ивановской области и призывных комиссий муниципальных районов и городских округов Ивановской области на призыв в апреле-июле 2021 года».

Как усматривается из материалов дела, Семенов А.С. состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Иваново Ивановской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, личного дела призывника, что в период осеннего призыва 2020 года Семенов А.С. прошел медицинское освидетельствование в военном комиссариате г.Иваново.

На основании медицинских документов, имеющихся в личном деле призывника врачом-дерматологом призывной комиссии военного комиссариата г.Иваново сделано заключение, содержащееся в листе медицинского освидетельствования от 15 декабря 2020 года, о признании Семенова А.С. ограниченно годным к военной службе с присвоением категории «В» на основании статьи 65 «б» графы 1 Расписания болезней.

По результатам медицинского освидетельствования Семенова А.С. решением призывной комиссии г.Иваново Ивановской области от 25 декабря 2020 года административному истцу была установлена категория годности «В» (ограниченно годен к военной службе).

Из материалов дела следует, что врачом призывной комиссии Ивановской области Б.Е.П. 28.12.2020 года был сделана запись в листе медицинского освидетельствования: «диагноз и заключение не обоснованно, вызвать очно на контрольное медицинское освидетельствование».

Контрольное медицинское освидетельствование в отношении Семенова А.С. в 2020 году проведено не было, решение призывной комиссией не принималось.

Решением Советского районного суда г.Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным бездействие Призывной комиссии Ивановской области, выразившееся в непринятии решения в отношении Семенова Андрея Сергеевича в сроки призыва в период с 01 октября 2020 года по 31 декабря 2020 года, Призывная комиссия Ивановской области обязана восстановить нарушенные права Семенова Андрея Сергеевича в порядке, установленном Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства от 04.07.2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».

Из материалов дела следует, что Семенов А.С. был вызван на контрольное медицинское освидетельствование 02.07.2021 года.

08.07.2021 года он прошел контрольное медицинское освидетельствование в военном комиссариате Ивановской области.

Из листа медицинского освидетельствования врача дерматолога от 08.07.2021 года следует, что он направлен на дополнительное обследование в 1 ГКБ к врачу аллергологу, терапевту, на стационарное обследование в ОКБ для уточнения диагноза. При этом указано, что административный истец от пробы холодом отказался.

Однако, на обследование административный истец идти отказался.

Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. N 400 (в редакции Приказа Министра обороны РФ от 29.06.2012 г. N 1661) был утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие у гражданина оснований для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих предоставлению призывной комиссии (в военный комиссариат).

Как предусмотрено п. 1 данного Перечня, при рассмотрении вопроса об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности или от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:

признанного не годным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья:

- акт исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписка из истории болезни, заверенные подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения;

- лист медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника (для граждан, освидетельствуемых заочно,

- медицинские документы с основными сведениями, послужившими основанием для признания лица инвалидом).

- карта медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Гражданин, признанный не годным к военной службе, освобождается от исполнения воинской обязанности, а гражданин, признанный ограниченно годным к военной службе, - от призыва на военную службу.

Копии указанных в настоящем приложении документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, а также справки с места жительства и места работы (учебы), приобщаются к материалам личного дела призывника.

В то же время, в случае наличия сомнений в обоснованности предоставления освобождения от исполнения воинской обязанности или отсрочки от призыва на военную службу, вышестоящая призывная комиссия не лишена возможности проверки такой обоснованности путем реализации своих полномочий в административном порядке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.

Абзацем 3 этого пункта установлено, что по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан.

Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.

В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта РФ отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщается гражданину и в соответствующую призывную комиссию.

Разрешая административное дело, суд исходит из того, что поскольку в ходе медицинского освидетельствования, в рамках проведения мероприятий по призыву в отношении Семенова А.С. было невозможно вынести медицинское заключение о его годности к военной службе по состоянию здоровья, он был направлен на медицинское обследование в медицинскую организацию, данное обследование не прошел, поэтому у административного ответчика отсутствовали основания для принятия решения в отношении него о присвоении ему категории годности "В" по имеющимся медицинским документам.

Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о том, что действия административного ответчика призывной комиссии Ивановской области соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Семенова Андрея Сергеевича к Военному комиссариату Ивановской области, призывной комиссии Ивановской области о признании незаконным действия (бездействия) отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Родионова В.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 24.11.2021 года

2а-1334/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Семенов Андрей Сергеевич
Ответчики
Призывная комиссия Ивановской области
Военный комиссариат Ивановской области
Другие
Удалов Юрий Александрович
Суд
Советский районный суд г. Иваново
Судья
Родионова Виктория Валерьевна
Дело на странице суда
sovetsky.iwn.sudrf.ru
13.09.2021Регистрация административного искового заявления
13.09.2021Передача материалов судье
15.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
12.10.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.10.2021Судебное заседание
10.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее