Решение по делу № 33а-15000/2018 от 23.11.2018

Судья: Судовская Н.В. Дело № 33а-15000/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2018 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Сивохина Д.А., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре – Астафьевой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Галкиной Ю.В. на решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 1 октября 2018 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России №2 по Самарской области обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просила взыскать с Галкиной Ю.В. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 414,80 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды до 01.01.2017 в размере 2 114, 68 руб., ссылаясь на то, что ответчик в добровольном порядке не уплатил недоимку по страховым взносам, указанную в требовании №149193 от 17.07.2017. Выданный 16.01.2018 судебный приказ о взыскании указанной задолженности отменен по заявлению ответчика определением мирового судьи от 05.02.2018г.

Решением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 1 октября 2018 года административное исковое заявление Межрайонная ИФНС России №2 по Самарской области удовлетворено частично, с Галкиной Ю.В. в пользу государства взыскана сумма пени на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 167,54 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 854, 11 руб.

С данным решением не согласилась Галкина Ю.В., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права.

До начала судебного заседания от начальника правового отдела Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области Володиной И.М. поступило письменное ходатайство об отказе от административного искового заявления в части взыскания с Галкиной Ю.В. пени, начисленных на сумму недоимки на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 2 114, 68 руб.

В судебное заседание участники процесса не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Обсудив поступившее ходатайство об отказе от административного искового заявления в части, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями ч. 2 ст. 46 КАС РФ предусмотрено, что административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Согласно ч. 5 данной статьи суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В силу ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращает производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

В соответствии со ст. 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, условия соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно административным истцом, административным ответчиком, сторонами соглашения (ч. 1). Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска ли заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным ст. 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (ч. 2 указанной статьи).

Рассмотрев заявление Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области об отказе от заявленных требований в части взыскания с Галкиной Ю.В. пени, начисленных на сумму недоимки на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 2 114, 68 руб., судебная коллегия полагает возможным принять данный отказ, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Правовые последствия прекращения производства по делу и невозможность повторного обращения в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, административному истцу известны и понятны (статья 195 КАС РФ).

В связи с принятием отказа от иска в части решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 1 октября 2018 года по настоящему делу в указанной части подлежит отмене с прекращением производства по делу в отмененной части.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает решение суда в остальной части законным и обоснованным.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 01.01.2017 регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ.

Статьей 4 Федерального закона от 03.07.2016 N243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшего до 31.12.2016) страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В силу ст.25 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ, в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Аналогичные положения предусмотрены ст. 75 Налогового кодекса РФ, согласно которой пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. Данное требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

В силу ч.1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.2 ст.21 Закона).

Согласно ч.3 ст.21 указанного Закона заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Аналогичные сроки установлены статьей 48 Налогового кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что Галкина Ю.В. является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в связи с чем в ее адрес Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области направлено требование об уплате налогов, страховых взносов, пени, штрафов №077S01170010811 по состоянию 09.01.2017 с предложением в срок до 01.04.2017 погасить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС в размере 19 356,48 руб., на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 3 796,85 руб. (л.д.25).

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов, страхователю начислены пени в ПФ РФ на недоимку на страховую часть за 2016 год в сумме 3 137, 44 рублей, пени в ФФОМС в размере 615, 41 руб.

На основании ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ с целью досудебного урегулирования спора ответчику почтой направлено требование № 149193 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 17.07.2017 сроком уплаты до 04.08.2017 (л.д.6).

16.01.2018 мировым судьей судебного участка № 92 Автозаводского судебного района г.Тольятти Самарской области по заявлению МИФНС России №2 по Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Галкиной Ю.В. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС в размере 19 356,48 руб., на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 3 796,85 руб., пени в ПФ РФ на недоимку на страховую часть за 2016 год в сумме 3 137, 44 рублей, пени в ФФОМС в размере 615, 41 руб., госпошлины в сумме 503, 59 руб. (л.д.33).

Определением от 05.02.2018 судебный приказ отменен по заявлению Галкиной Ю.В. (л.д.34).

В срок, предусмотренный ст.48 НК РФ, МИФНС России №2 по Самарской области обратилась в суд с настоящим иском.

Установлено, подтверждено материалами дела, что требование об уплате налогов, страховых взносов, пени, штрафов №077S01170010811 по состоянию 09.01.2017 получено Галкиной Ю.В. 24.05.2017 (л.д.27).

25.05.2017 Галкина Ю.В. в счет налоговых платежей произвела оплату в размере 19 356,48 руб. и 3796,85 руб. (л.д.29).

Вместе с тем, истец произвел расчет пени с 01.01.2017 по 26.09.2017г.

Учитывая, указанные обстоятельства суд пришел к правильному выводу, что расчет пени необходимо рассчитывать за период с 10.01.2017 по 25.05.2017 (135 дней), с чем судебная коллегия, не имеет оснований не согласиться.

Согласно п. 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 11.12.2015 «О ставе рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» с 01.01.2016 г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату, которые в рассматриваемым период и должны были быть применены судом.

Определяя сумму пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС (с учетом частичного отказа от исковых требований), суд первой инстанции обоснованно указал, что размер пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за период с 10.01.2017 по 26.03.2017 должен составлять 96,19 руб. (3 796, 85 х 76 дней : 300 х 10%), с 27.03.2017 по 01.05.2017 – 44,42 руб. (3 796, 85 х 36 дней : 300 х 9,75%), с 02.05.2017 по 24.05.2017 – 26, 93 руб. (3796,85х 23 дня : 300 х 9,25%), а всего 167, 54 руб.

При указанных обстоятельствах (с учетом частичного отказа от исковых требований) суд пришел к правильному выводу о взыскании с Галкиной Ю.В. в пользу государства пени на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 167,54 руб.

Доводы Галкиной Ю.В., приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что в соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» начисленные за период до 2017 года пени подлежат списанию, основаны на неправильном толковании норм права.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Пунктом 11 статьи 14 Федерального закона N 436-ФЗ предусмотрено, что положения части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В данном случае недоимка, на которую начислены пени, оплачена Галкиной Ю.В. 25.05.2017, то есть до дня вступления Федерального закона N 436-ФЗ в силу (до 29 декабря 2017 года) и поэтому не может быть признана безнадежной ко взысканию.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ч. 3 ст. 157, ст. ст. 304, 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Принять отказ начальника правового отдела Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области Володиной И.М. от административного искового заявления о взыскании с Галкиной Ю.В. пени, начисленные на сумму недоимку на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии.

Решение Безенчукского районного суда Самарской области от 29 ноября 2017 года по настоящему делу отменить в части удовлетворения исковых требований к Галкиной Ю.В. о взыскании суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 854 рублей 11 копеек, производство по настоящему делу в отмененной части прекратить.

Решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 1 октября 2018 года в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу Галкиной Ю.В. - без удовлетворения, изложив резолютивную часть решения суда следующим образом:

«Административное исковое заявление Межрайонная ИФНС России №2 по Самарской области удовлетворено частично. Взыскать с Галкиной Ю.В. в пользу государства сумму пени на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 167,54 руб.».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий – Судьи – Копия верна. Судья -

33а-15000/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области
Ответчики
Галкина Ю.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
23.11.2018[Адм.] Передача дела судье
18.12.2018[Адм.] Судебное заседание
14.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее