Решение по делу № 12-21/2023 (12-585/2022;) от 12.12.2022

Дело № 12-21/2023 (12-585/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

10 февраля 2023 года                                                                         г. Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Богомолова Л.А.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой А.В.,

с участием защитника ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» ФИО4, действующего на основании доверенности,

старшего помощника прокурора Пермской транспортной прокуратуры ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» на постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района г. Перми от Дата , которым ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

     у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района Адрес Дата ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» (далее – Детский сад) привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ, назначено в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что основанием для признания Детского сада виновным в совершении вмененного административного правонарушения явилось наличие в корпусах Детского сада по адресам: Адрес и Адрес медицинских кабинетов, что по мнению административного органа и мирового судьи является доказательством осуществления медицинской деятельности (лицензируемой деятельности) по адресам, не указанным в лицензии. Данный вывод мирового судьи противоречит фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам. Административным правонарушением, предусмотренным ч.2 ст.19.20 КоАП РФ является выполнение работ, оказание услуг по медицинской помощи, предусмотренных Постановлением Правительства от Дата по адресам, не указанным в лицензии. Материалы дела не содержат доказательств осуществления Детским садом медицинской деятельности по адресам: Адрес и Адрес. Наличие в зданиях, расположенных по указанным адресам, помещений, поименованных в Постановлении как медицинские кабинеты, таким доказательством не является. На осуществление медицинской деятельности по адресу Адрес сада имеется лицензия от Дата. Здание по адресу: Адрес выведено из эксплуатации и законсервировано. Здание по адресу Адрес саду №136 в результате реорганизации путем присоединения к нему ЧДОУ «Детский сад ОАО «РЖД», у которого имелась лицензия от Дата № ЛО-59-01-003512 на осуществление медицинской деятельности по указанному адресу, которая является действующей в силу п.3 ч.13 ст.20 Закона № 99-ФЗ.

        Защитник ФИО3 участвующая ранее в судебном заседании на доводах жалобы настаивала, дополнительно пояснив, что фактически здание корпуса детского сада по адресу: Адрес не функционирует, образовательные услуги в данном здании не осуществляются, приостановлены с июня 2022 до августа 2023, работников и детей в нем нет, в связи с чем, в нарушение вменено необоснованно. Здание по Адрес находится с составе корпусов детского сада №136, на данное здание ранее имелась лицензия у детского сада до его реорганизации, в настоящее время принимаются меры по внесению данного адреса с состав лицензии. Просит применить положения ст.2.9 КоАП РФ.

        Защитник ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, пояснил, что в настоящее время юридическим лицом приняты меры к устранению нарушения путем подачи заявления в уполномоченный орган по внесению изменений в лицензию и включении здания по Адрес в лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Старший помощник прокурора Пермской транспортной прокуратуры ФИО5 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, полагает постановление мирового судьи законным и обоснованным, при назначении наказания учтены положения ст.4.1 КоАП РФ.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 2 ст. 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п.п.2, 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Пунктом п.8 статьи 3 Федерального закона №99-ФЗ определено, что местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности) является производственный объект (здание, помещение, сооружение, линейный объект, территория, в том числе водные, земельные и лесные участки, транспортное средство и другой объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, а также территория, которая предназначена для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении. Место осуществления лицензируемого вида деятельности имеет почтовый адрес и (или) другие данные, позволяющие его идентифицировать. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности не могут являться помещения, здания, сооружения жилого назначения.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон №99-ФЗ) лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.46 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Согласно п.1 ст.13 Федерального закона №99-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются, в том числе адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, и (или) другие данные, которые позволяют идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности и которые указываются при необходимости в дополнение к почтовому адресу либо вместо него при его отсутствии.

Из содержания п. 1,8 ч.1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в следующих случаях: реорганизация юридического лица в форме преобразования, слияния (при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица по состоянию на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности), присоединения лицензиата к другому юридическому лицу; изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

В силу ч.2 ст.18 Федерального закона №99-ФЗ до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением следующих случаев: осуществление лицензируемого вида деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий, осуществление лицензируемого вида деятельности по истечении пятнадцати рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации в форме преобразования, слияния, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Согласно п.11 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 №852, при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу, не указанному в реестре лицензий, и (или) выполнять работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются этот адрес и (или) работы (услуги), которые лицензиат намерен выполнять, а также соответствующие сведения (документы), предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения.

В соответствии с приведенными нормами право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицензиату исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления соответствующего вида деятельности.

Из материалов дела следует, что Пермской транспортной прокуратурой на основании решения от Дата проведена проверка соблюдения ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» законодательства о защите прав и интересов несовершеннолетних, об охране их жизни и здоровья, об образовании, о здравоохранении, в сфере лицензирования медицинской деятельности.

Согласно пунктам 12, 22, 23 Устава ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» основной целью деятельности Учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за воспитанниками, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников. Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.

Для достижения этих целей ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД», в том числе, оказывает медицинские услуги (при оказании первичной медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу в педиатрии).

Для осуществления данной деятельности ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» имеет лицензию на право осуществления медицинской деятельности от Дата .

Согласно лицензии, местом осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: 614046, Адрес.

В ходе проведения Пермской транспортной прокуратурой проверки соблюдения ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» законодательства о защите прав и интересов несовершеннолетних, об охране их жизни и здоровья, об образовании, о здравоохранении, в сфере лицензирования медицинской деятельности установлено, что в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от Дата /р ЧДОУ «Детский сад ОАО «РЖД» (Адрес) и ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» (Адрес) реорганизованы путем присоединения первого ко второму. ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» является правопреемником ЧДОУ «Детский сад ОАО «РЖД».

Согласно письму Министерства здравоохранения Адрес от Дата -исх, следует, что ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» необходимо внести изменения в реестр лицензий в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности с соблюдением всех лицензионных требований. В период с Дата по настоящее время заявлений ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» о переоформлении (внесения изменений в реестр лицензий) на осуществление медицинской деятельности в связи с реорганизацией Министерством не рассматривались.

При проведении проверки прокуратурой на дату выявления нарушения – Дата установлено, что фактически в ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» медицинская деятельность осуществляется по трем адресам: Адрес, где на первых этажах находятся медицинские кабинеты.

В подтверждение данных обстоятельств представлены доказательства: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от Дата; решение о проведении проверки от Дата ; требование о предоставлении информации и документов от Дата; ответ на предоставление информации и документов от Дата; распоряжение от Дата /р; запрос о предоставлении информации от Дата; письмо Министерства здравоохранения Адрес от Дата -исх; выписка из реестра лицензий на Дата в отношении ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД»; выписка из реестра лицензий на Дата в отношении ЧДОУ «Детский сад ОАО «РЖД»; выписка из ЕГРЮЛ; устав ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД».

Вместе с тем, исходя из даты административного правонарушения, установленной (выявленной) сотрудниками прокуратуры (Дата), нарушение, выразившееся в осуществлении ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» медицинской деятельности по адресу: Адрес, не указанном в лицензии, суд полагает излишне вмененным и подлежащим исключению из объема нарушения по следующим основаниям.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Статья 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет правовой статус лицензионных требований и общие положения, касающиеся лицензионных требований в целом.

Так, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования могут включать в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования (части 1 и 2 вышеназванной статьи).

При этом, в силу части 4 статьи 8 Федерального закона 99-ФЗ к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно приказам от Дата «О приостановлении деятельности групп в летний период», от 24.08.2022 №41 «О приостановке эксплуатации здания и временном переводе образовательного процесса», от Дата «О приостановлении эксплуатации здания» эксплуатация здания по адресу: Адрес приостановлена, сотрудники и воспитанники корпуса переведены в корпуса по Адрес и Адрес.

Данный факт подтвержден и не оспаривается участвующим в деле старшим помощником Пермской транспортной прокуратуры ФИО5, пояснившей, что при проведении проверки было установлено, что фактически деятельность детского сада по Адрес не осуществляется, здание не эксплуатируется.

Таким образом, фактическая лицензируемая деятельность - медицинские услуги (при оказании первичной медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу в педиатрии) по адресу: Адрес, учреждением на момент выявления правонарушения не осуществлялась. Иной период нарушения не вменяется.

Исходя из объективной стороны состава вменяемого правонарушения, административная ответственность по части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возникает при непосредственном осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, с нарушением лицензионных требований. Фактическое не осуществление лицензируемой деятельности не является событием административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ обстоятельств, в связи с которыми у ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» возникла обязанность по переоформлению лицензии, постановление по делу об административном правонарушении и материалы дела не содержат.

Вместе с тем, оснований полагать о не осуществлении ЧДОУ «Детский сад №136 ОАО «РЖД» деятельности по Адрес, при наличии исследованных выше доказательств, не имеется.

Установлено, что в корпусе по Адрес имеется медицинский кабинет, деятельность в корпусе осуществляется по настоящее время, должность старшей медицинской сестры в данном корпусе осуществляет ФИО6, что подтверждается ответом и.о.заведующей ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» ФИО7 от Дата, технической документацией на здание.

Доводы защитника о том, что дети для оказания им первичной медицинской помощи перемещаются в иной корпус по Адрес, суд находит необоснованным и вызывающим сомнения.

Таким образом, ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности по определенному адресу – Адрес, осуществление медицинской деятельности по адресу: Адрес, не отраженным в лицензии указывает на нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Обстоятельств, препятствующих выполнению требований законодательства в области лицензирования медицинской деятельности, не установлено.

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, им дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Довод заявителя о наличии оснований для применения нормы статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Учитывая, что объективная сторона правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в пренебрежительном отношении юридического лица к возложенным на него публично-правовым обязанностям, вмененное заявителю административное правонарушение не может быть признано малозначительным. Отсутствие в результате такого правонарушения наступления каких-либо вредных материальных последствий не может свидетельствовать о его малозначительности.

Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Административное наказание назначено ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» ниже установленного санкцией части 2 статьи 19.20 КоАП РФ минимального предела, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, финансового положения лица, наличия ряда смягчающих административную ответственность обстоятельств и отсутствия отягчающих обстоятельств, что в совокупности признано исключительными обстоятельствами для целей применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, а также того, что юридическим лицом приняты меры к устранению нарушения путем обращения в уполномоченный орган по внесению соответствующих изменений в лицензию, назначение наказания ниже установленного санкцией статьи минимального размера, суд находит правильным.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка Дзержинского судебного района Адрес от Дата , которым ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: исключить из объема обвинения нарушение, выразившееся в осуществлении ЧДОУ «Детский сад № 136 ОАО «РЖД» медицинской деятельности по адресу: Адрес, не указанном в лицензии.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение вступает в силу с момента принятия.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья (подпись).

Копия верна. Судья                                                        Л.А. Богомолова

12-21/2023 (12-585/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Изменено в связи с исключением выводов
Ответчики
ЧДОУ "Детский сад № 136 ОАО "РЖД"
Другие
Яковлев Александр Николаевич
Шмырина Татьяна Климентьевна
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Богомолова Л.А.
Статьи

19.20

Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
12.12.2022Материалы переданы в производство судье
18.01.2023Судебное заседание
10.02.2023Судебное заседание
10.02.2023Вступило в законную силу
21.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее