Дело № 2-529/2021
37RS0005-01-2021-000473-92
Решение в окончательной форме изготовлено 9 апреля 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2021 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Фищук Н.В.,
при секретаре Артамоновой Е.С.,
с участием представителя истца Бобровой Т.В., действующей на основании доверенности,
ответчика Ботякова А.А.,
представителя ответчика Афанасьева Л.В., действующего на основании ходатайства ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Ивановском районном суде Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» к Ботякову А.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее – Региональный оператор) обратилось в суд с иском к Ботякову А.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Иск мотивирован тем, что п.1 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. По результатам конкурсного отбора, проведенного Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области, истец наделен статусом регионального оператора на территории Ивановской области. 17 января 2017 года между истцом и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Ивановской области, в соответствии с которым Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по соглашению в полном объеме не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором утвержден тариф на услугу Региональный оператора. Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.06.2017 № 147-к/1 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 492,90 руб./куб.м, с учетом НДС. Утвержденный тариф действовал с 01.07.2017 по 31.12.2017. Постановлением Департамента от 20.12.2017 № 177-к/4 установлен тариф в размере 480,78 руб./куб.м, с учетом НДС, который действовал с 01.01.2018 по 31.10.2018. Постановлением Департамента от 01.11.2018 № 230-к/1 установлен тариф в размере 480,80 руб./куб.м, с учетом НДС, который действовал с 01.11.2018 по 31.12.2018. Постановлением Департамента от 20.12.2018 № 239-к/8 установлен тариф в размере 488,95 руб./куб.м, с учетом НДС, который действовал с 01.01.2019 по 30.06.2019, и в размере 516,28 руб./куб.м с учетом НДС, который действовал с 01.07.2019 по 31.12.2019. Постановлением Департамента от 20.12.2019 № 59-к/18 установлен тариф в размере 516,28 руб./куб.м, с учетом НДС, который действовал с 01.01.2020 по 31.12.2020, и в размере 531,77 руб./куб.м, который действовал с 01.07.2020 по 31.12.2020. Таким образом, истец начал осуществлять свою деятельность по обращению с ТКО на территории Ивановской области с 01.07.2017 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Ивановской области до 31.12.2031. Во исполнение своих обязанностей Региональный оператор разместил предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и типовые формы договоров на своем официальном сайте. Первоначальная форма типового договора была размещена на официальном сайте истца 16 февраля 2017 года. Новая форма типового договора была размещена в СМИ и на сайте истца 26 октября 2018 года. 30 декабря 2019 года в адрес Ботякова А.А. были повторно направлены два экземпляра подписанного проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО. В адрес истца от ответчика поступил протокол разногласий к договору № 11-2-1299. 07 февраля 2020 года истцом в адрес Ботякова А.А. было направлено сопроводительное письмо с копией протокола разногласий к договору, а также протокол согласования разногласий. Документы получены потребителем 26 февраля 2020 года. В соответствии с п. 4 Договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО является - 01.07.2017. В соответствии с п. 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Региональный оператора. Согласно акту осмотра от 01.10.2019 <данные изъяты>» осуществляет хозяйственную деятельность по адресу: <адрес>. Собственником данного нежилого помещения является Ботяков А.А. Согласно акту осмотра от 01.10.2019 обнаружены промтоварные магазины по адресу: <адрес>. Собственником указанных нежилых помещений также является Ботяков А.А. Поскольку любая хозяйствующая деятельность приводит к образованию ТКО, то Ботяков А.А. в силу закона является собственником ТКО, обязанным урегулировать договорные отношения по их обращению с Региональный оператором. Нормативы потребления ТКО на территории Ивановской области утверждены Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.02.2017 № 133-н/1. Объем ТКО ответчика составляет: по адресу: г<адрес> – 0,605 куб.м в месяц, по адресу: <адрес> – 9,129 куб.м в месяц, общий объем ТКО составляет 9,734 куб.м. За период с 01.07.2017 по 30.04.2020 истец отказал ответчику коммунальные услуги по обращению с ТКО на общую сумму 143655,74 руб. За период с 11.10.2019 по 08.07.2020 сумма неустойки за просрочку внесения платы за оказания услуг по обращению с ТКО составила 10365,03 руб. 05 февраля 2020 года в адрес Ботякова А.А. направлялась претензия с требованием о погашении задолженности. До предъявления настоящего искового заявления истец обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, однако в связи с поступившими от должника возражениями судебный приказ отменен. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика в свою пользу задолженность за услуги по обращению с ТКО за период с 01.07.2017 по 30.04.2020 в сумме 143655,74 руб., неустойку за просрочку внесения платы за услуги по сбору, транспортированию и передаче для размещения отходов за период с 11.10.2019 по 08.07.2020 в сумме 10365,03 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4280 руб.
В судебном заседании представитель истца Боброва Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить. Дополнительно представила справочные расчеты задолженности исковых требований за период с сентября 2017 года по апрель 2020 года, а также за период с февраля 2018 года по апрель 2020 года.
Ответчик Ботяков А.А., представитель ответчика Афанасьев Л.В. против удовлетворения иска возражали. Подтвердили, что ответчик является собственником указанных в иске помещений. Пояснили, что до 2019 года принадлежащие ему помещения для хозяйственной деятельности не использовались, следовательно, никаких отходов в этих помещениях не образовывалось. Кроме того, договор с Региональный оператором им не заключен, следовательно, обязанность по оплате ТКО у него не возникла. Также ответчик указал, что контейнерные площадки в районе принадлежащих ему нежилых помещений не включены в реестр мест накопления ТКО на территории г. Иванова, в связи с чем данные места сбора ТКО являются самовольными свалками и подлежат вывозу за счет бюджета города. Ответчик и его представитель также в своих возражениях ссылались на пропуск истцом сроков исковой давности.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик Ботяков А.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилых помещений, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенных по адресу: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ он является собственником нежилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН.
Из акта осмотра от 01.10.2019, составленного представителями истца, следует, что по адресу: <адрес>, на территории <данные изъяты> кв.м осуществляет деятельность <данные изъяты> договор на оказание услуг по обращению с ТКО у организации не заключен.
Из акта осмотра от 01.10.2019, составленного представителями истца, следует, что по адресу: <адрес> осуществляет свою деятельность ряд юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
30 декабря 2019 года ответчиком получен экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 23.08.2019 №. В п. 4 Договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО указана 01.07.2017. В приложении к договору определены объемы и места накопления ТКО, а также периодичность их вывоза.
После получения договора ответчиком оформлен протокол разногласий в части даты заключения договора (11.01.2020) и даты начала оказания услуг (11.01.2020), который собственноручно подписан истцом и ответчиком с протоколом согласования разногласий.
05 февраля 2020 года истцом оформлен протокол согласования разногласий, в котором дата заключения договора принята в редакции потребителя, а п. 4 договора принимается в редакции Региональный оператора. Протокол согласования разногласий ответчиком не подписан.
05 февраля 2020 года истцом в адрес ответчика направлена претензия и акт сверки взаимных расчетов на сумму 148681,21 руб. Акт сверки ответчиком не подписан.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса РФ собственник обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Статьей 2 Закона № 89-ФЗ установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Истец начал осуществлять свою деятельность по обращению с ТКО на территории Ивановской области с 01.07.2017 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Ивановской области до 31.12.2031.
Наличие у истца статуса регионального оператора по обращению с ТКО и его полномочия на взыскание задолженности оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО подтверждены Уставом ООО «Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами», свидетельством о постановке Общества на учет в налоговом органе, приказом начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22.09.2016 № 140 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период с 2016-2031 годы».
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от дата № 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных слуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354).
Довод ответчика о том, что договор на обращение с ТКО между ним и истцом был заключен только в 2019 году, в связи с чем у него отсутствует обязанность по оплате ТКО за предыдущие периоды, судом признается несостоятельным в силу следующего.
Пунктами 148 (1) и 148 (2) Правил № 354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуг и по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Пунктом 148 (16) Правил №354 установлено, что для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом подписанное собственником заявление. То есть, обязанность по заключению договора на обращение с ТКО лежит не на истце, а на ответчике, и эта обязанность ответчиком своевременно не исполнена.
В силу ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148(1) Правил № 354).
Согласно пунктам 1, 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора; региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности; договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8(17) Правил № 1156 предусмотрено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на дата действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором такого предложения направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) названных Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На официальном сайте Региональный оператора в сети Интернет https://reg-tko37.ru/ размещено предложение всем потребителям, находящимся в зоне деятельности, заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях прилагаемого типового договора.
С учетом изложенного отсутствие между истцом и ответчиком заключенного в письменной форме договора на оказание коммунальных услуг по обращению с ТКО не исключает фактическое наличие между ними договорных отношений по возмездному оказанию таких услуг и не препятствует региональному оператору осуществлять транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО на условиях типового договора.
Довод ответчика о том, что контейнерные площадки в районе принадлежащих ему нежилых помещений являются самовольными свалками, поскольку не включены в реестр мест накопления ТКО, признается судом несостоятельным.
В силу ч. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ) к полномочиям городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, вступающие в силу с 01.01.2019. Данным Постановлением рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, до 1 января 2020 года.
Согласно п. 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, по нормам действующего законодательства обязанность по ведению реестра контейнерных площадок возникла у администрации г. Иванова не ранее 01.01.2019.
В настоящее время администрацией сформирован и утвержден реестр мест накопления ТКО на территории г. Иванова, который размещен на официальном сайте администрации https://ivgoradm.ru/mainPage. В данном реестре отражены контейнерные площадки на <адрес> и <адрес>.
Отсутствие реестра контейнерных площадок до 2019 года само по себе не является основанием для освобождения ответчика от оплаты услуг по обращению с ТКО, т.к. данная обязанность возлагается на потребителей услуги вне зависимости от наличия (отсутствия) используемой им контейнерной площадки в утвержденном реестре.
Утверждения ответчика о том, что до 2019 года нежилые помещения не использовались для хозяйственной деятельности, в связи с чем мусор отсутствовал, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания. Акты осмотра от 01.10.2019 являются косвенным подтверждением того, что данные помещения используются для размещения магазинов и мастерских на протяжении длительного времени. Убедительных доказательств обратному суду не представлено. В период с 01.01.2017 ответчик с заявлением об установлении факта отсутствия производственной или иной хозяйственной деятельности в принадлежащих ему нежилых помещениях к Региональному оператору не обращался.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы накопления ТКО по категориям объектов общественного значения установлены Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.02.2017 № 133-н/1.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.06.2017 № 147-к/1 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в размере 492,90 руб./куб.м, с учетом НДС. Утвержденный тариф действовал с 01.07.2017 по 31.12.2017. Постановлением Департамента от 20.12.2017 № 177-к/4 установлен тариф в размере 480,78 руб./куб.м, с учетом НДС, который действовал с 01.01.2018 по 31.10.2018. Постановлением Департамента от 01.11.2018 № 230-к/1 установлен тариф в размере 480,80 руб./куб.м, с учетом НДС, который действовал с 01.11.2018 по 31.12.2018. Постановлением Департамента от 20.12.2018 № 239-к/8 установлен тариф в размере 488,95 руб./куб.м, с учетом НДС, который действовал с 01.01.2019 по 30.06.2019 и в размере 516,28 руб./куб.м с учетом НДС, который действовал с 01.07.2019 по 31.12.2019. Постановлением Департамента от 20.12.2019 № 59-к/18 установлен тариф в размере 516,28 руб./куб.м, с учетом НДС, который действовал с 01.01.2020 по 31.12.2020 и в размере 531,77 руб./куб.м, который действовал с 01.07.2020 по 31.12.2020.
Согласно представленному истцом расчету задолженность ответчика за период с 01.07.2017 по 30.04.2020 за услугу по обращению с ТКО составляет 143655,74 руб., неустойка за период с 11.10.2019 по 08.07.2020 составляет 10365,03 руб.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, ссылается на пропуск истцом срока исковой давности. Данные доводы заслуживают внимания, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу п. 1 ст. 200, п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. В соответствии с п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Также необходимо учитывать, что срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (п. 12 Постановления от 28.02.1995 № 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 17, 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 следует, что в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет». По смыслу ст.204 Гражданского кодекса РФ, начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа. В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 204 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 207 Гражданского кодекса РФ с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.
В силу частей 1, 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
На основании ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В силу приведенных положений закона срок исковой давности подлежит исчислению по каждому платежу отдельно. Так, по платежу за июль 2017 года срок исковой давности истек 10 августа 2020 года, по платежу за август 2017 года срок исковой давности истек 10 сентября 2020 года, по платежу за сентябрь 2017 года срок исковой давности истек 10 октября 2020 года.
Как следует из отметки на почтовом конверте, 3 сентября 2020 года истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ботякова А.А. задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с ТКО за период с 01.07.2017 по 30.04.2020.
Таким образом, задолженность по платежу за июль 2017 года на момент подачи данного заявления находилась за пределами срока исковой давности, а по последующим платежам течение срока исковой давности приостановилось с указанной даты.
На основании заявления Ботякова А.А. 22 октября 2020 года судебный приказ отменен, в связи с чем со следующего дня – с 23.10.2020 возобновилось течение срока исковой давности.
По платежам за август-декабрь 2017 года и январь 2018 года на момент подачи заявления о вынесении судебного приказа срок исковой давности составлял менее 6 мес. Следовательно, по правилам ст. 204 Гражданского кодекса РФ он удлинился до 6 месяцев и истекает 23 апреля 2021 года. По платежам с февраля 2018 года по апрель 2020 года срок исковой давности продолжил течь в обычном порядке.
Исковое заявление направлено истцом в суд 26 января 2021 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент подачи искового заявления срок давности по взысканию задолженности за июль 2017 года пропущен, задолженность по остальным заявляемым ко взысканию платежам, срок оплаты которых наступил с сентября 2017 года, находится в пределах сроков исковой давности.
В силу абзаца второго п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске, в связи с чем требования истца о взыскании задолженности за июль 2017 года удовлетворению не подлежат.
Разрешая вопрос о размере задолженности, образовавшейся за период с августа 2017 года, сроком оплаты с сентября 2017 года, по апрель 2020 года. подлежащей взысканию с ответчика, суд руководствуется представленным истцом справочным расчетом, который учитывает все имеющие для дела обстоятельства, произведен в соответствии с нормами действующего законодательства и является арифметически верным.
В силу п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии со ст. 333 Гражданского кодекса РФ суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Конституционный Суд РФ в Определении от 21 декабря 2000 г. № 263-О разъяснил, что в пункте 1 статьи 333 Гражданского кодекса РФ речь идет не о праве суда, а по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что исключает для истца возможность неосновательного обогащения за счет ответчика путем взыскания неустойки в завышенном размере.
Разрешая вопрос о взыскании с ответчика неустойки, суд соглашается с ее расчетом в размере 9 943,09 руб., признает основанным на законе.
В данном случае суд не усматривает оснований для применения ст. 333 Гражданского кодекса РФ и снижения размера штрафных санкций, поскольку установленные фактические обстоятельства дела не свидетельствуют о явной несоразмерности штрафа последствиям нарушения обязательства. Ответчиком в нарушение ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательств несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды истца суду не представлено.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность за услуги по обращению с ТКО в размере 131 661,01 руб., а также неустойка в размере 9310,19 руб.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФстороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Как следует из представленных платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 4 280 руб., исходя из цены иска 154 020,77 руб.
В силу приведенных положений гражданского процессуального законодательства, принимая во внимание, что суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований на общую сумму 140971,20 руб., государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в сумме 4 019 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» удовлетворить частично.
Взыскать с Ботякова А.А. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами» задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по платежам за период с сентября 2017 года по апрель 2020 года в размере 131 661 руб. 01 коп., неустойку за просрочку внесения платы за период с 11.10.2019 по 08.07.2020 в сумме 9 310 руб. 19 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 019 руб., а всего 144 990 (сто сорок четыре тысячи девятьсот девяносто) руб. 20 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Фищук