57RS0026-01-2024-001685-32 Производство № 2-1847/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2024 года г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Мукан Т.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Грачевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Горбачева Геннадия Ивановича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителя,
установил:
Горбачев Г.И. в лице представителя по доверенности Лаврусевича А.С., обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее - ООО «Управляющая компания «Зеленая роща») о защите прав потребителя.
В обоснование исковых требований указал, что Горбачев Г.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
С 01 января 2024 г. по 31 января 2024 г. услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами по <адрес> ответчиком оказывалась ненадлежащим образом (ближайшая контейнерная площадка расположена возле <адрес>). То есть такая услуга не соответствовала обязательным предъявляемым к такой услуге требованиям.
В соответствии с требованиями пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток, плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток (не реже одного раза в трое суток при среднесуточной температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, и ежедневно при среднесуточной температуре наружного воздуха плюс 5 °C и выше).
Периодичность вывоза твердых бытовых отходов не превышала 1 раза в неделю вне зависимости от среднесуточной температуры окружающей среды.
02 февраля 2024 г. (в 22 ч. 30 мин) в ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» на адрес электронной почты office@greenpark57.ru была подана претензия с требованием произвести перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО в сторону уменьшения, составить акт с указанием перерывов в оказании услуги за указанный расчетный период, предоставить письменный расчет, выплатить 11000 рублей в счет компенсации морального вреда в досудебном порядке, однако такое требование не было исполнено в досудебном порядке.
По указанным основаниям истец просил суд взыскать с ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» в пользу Горбачева Г.И. 15000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Истец Горбачев Г.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, реализовал свое право на участие через представителя.
Представитель истца Горбачева Г.И. по доверенности Лаврусевич А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, по основаниям указанным в иске, суду пояснил, что в спорный период времени вывоз твердых коммунальных отходов производился только 7 января 2024 г. в 12 часов 00 минут,
14 января 2024 г. в 11 часов 36 минут, 21 января 2024 г. в 10 часов 25 минут.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» по доверенности Субботина А.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск. Суду дополнила, что в случае принятия судом решения об удовлетворении исковых требований, просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
Представитель третьего лица ООО «Эко-Транс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 данного закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В силу пункта 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 указанных Правил под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 10 Правил № 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее по тексту - Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пункт 2 Правил № 354 устанавливает, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 148 (24) Правил № 354 определено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с Примечанием к Приложению № 1, в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.
В соответствии с пунктом 15 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПин 2.1.3684-21) хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов. Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 21, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и п. 150 Правил № 354).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В силу статьи 2 Закона Орловской области от 05.05.2017 № 2102-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Орловской области» не допускается нарушение тишины и покоя граждан, в том числе с двадцати трех часов до семи часов по местному времени в рабочие дни, с двадцати трех часов до десяти часов по местному времени в выходные (суббота, воскресенье) и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании,
Горбачев Г.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании соглашения № от Дата, заключенного между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, ООО «УК Зеленая роща» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Орловской области и данным соглашением.
21 ноября 2023 г. между ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» и ООО «Эко-Транс» был заключен договор № ЭА-ТКО-18/2024 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) в г. Орел (Советский район) и прилегающая территория Орловского муниципального округа на срок
с 01 января 2024 г. по 31 декабря 2024 г. (п. 2.2).
Согласно п. 5.2.1 договора транспортирование ТКО осуществляется не реже, чем предусмотрено СанПиН 2.1.3684-21 (в части требований к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами), в соответствии графиком транспортирования ТКО, указанным в Приложении № 12 к договору. Отклонение от времени и периодичности вывоза отходов допускается только в пределах, уставленных законодательством Российской Федерации, Орловской области.
Обращаясь в суд, истец, ссылаясь на то, что ответчиком в спорный период нарушалась периодичность вывоза ТКО из места накопления, расположенного по адресу: <адрес>.
Судом установлено, и не оспорено стороной ответчика, что вывоз твердых коммунальных отходов с 1 января 2024 г. по 31 января 2024 г. производился с несоблюдение периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, а именно:
7 января 2024 г. в 12 часов 00 минут, 14 января 2024 г. в 11 часов 36 минут, 21 января 2024 г. в 10 часов 25 минут.
Указанные обстоятельства следуют из представленных представителем истца в материалы дела записей системы видеонаблюдения и не оспаривались стороной ответчика.
Судом также установлено, что контейнерная площадка находится на небольшом расстоянии от жилого помещения истца, по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом подтвержден факт ненадлежащего оказания услуги по обращению с ТКО в части оказания данной услуги с несоблюдение периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, установленной СанПиН 2.1.3684-21, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе требованиями к коммунальной услуге, установленными пунктом 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, касающимися периодичности вывоза ТКО независимо от того, осуществляется вывоз с площадок накопления ТКО или бестарным способом.
Каких-либо доказательств, что предоставление потребителю услуг надлежащего качества по вывозу твердых коммунальных отходов в спорный период было невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя ответчиком не представлено.
Согласно ст.15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда; компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Поскольку было установлено нарушение ответчиком прав Горбачева Г.И. как потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
Данная денежная компенсация будет способствовать восстановлению баланса между последствиями нарушения прав истца и степенью ответственности, применяемой к ответчику.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере суд не усматривает.
На основании ч.6 ст.13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, в пользу истцы подлежит взысканию штраф в размере 2 500 рублей.
В силу ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с подп.4 п.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы государственной пошлины зачисляются в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от оплаты государственной пошлины, то с ответчика в порядке ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Горбачева Геннадия Ивановича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителя, удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», ОГРН 1155749005411, ИНН 5753062527 в пользу Горбачева Геннадия Ивановича, Дата года рождения, паспорт серии № №, выдан Дата компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 2500 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», ОГРН 1155749005411, ИНН 5753062527 в доход муниципального образования «город Орел», государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решение суда составлен 18 сентября 2024 г.
Судья Т.Г. Мукан
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2024 года г. Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Мукан Т.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Грачевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Горбачева Геннадия Ивановича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителя,
установил:
Горбачев Г.И. в лице представителя по доверенности Лаврусевича А.С., обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее - ООО «Управляющая компания «Зеленая роща») о защите прав потребителя.
В обоснование исковых требований указал, что Горбачев Г.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
С 01 января 2024 г. по 31 января 2024 г. услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами по <адрес> ответчиком оказывалась ненадлежащим образом (ближайшая контейнерная площадка расположена возле <адрес>). То есть такая услуга не соответствовала обязательным предъявляемым к такой услуге требованиям.
В соответствии с требованиями пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток, плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток (не реже одного раза в трое суток при среднесуточной температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, и ежедневно при среднесуточной температуре наружного воздуха плюс 5 °C и выше).
Периодичность вывоза твердых бытовых отходов не превышала 1 раза в неделю вне зависимости от среднесуточной температуры окружающей среды.
02 февраля 2024 г. (в 22 ч. 30 мин) в ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» на адрес электронной почты office@greenpark57.ru была подана претензия с требованием произвести перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО в сторону уменьшения, составить акт с указанием перерывов в оказании услуги за указанный расчетный период, предоставить письменный расчет, выплатить 11000 рублей в счет компенсации морального вреда в досудебном порядке, однако такое требование не было исполнено в досудебном порядке.
По указанным основаниям истец просил суд взыскать с ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» в пользу Горбачева Г.И. 15000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Истец Горбачев Г.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, реализовал свое право на участие через представителя.
Представитель истца Горбачева Г.И. по доверенности Лаврусевич А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, по основаниям указанным в иске, суду пояснил, что в спорный период времени вывоз твердых коммунальных отходов производился только 7 января 2024 г. в 12 часов 00 минут,
14 января 2024 г. в 11 часов 36 минут, 21 января 2024 г. в 10 часов 25 минут.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» по доверенности Субботина А.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск. Суду дополнила, что в случае принятия судом решения об удовлетворении исковых требований, просила взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
Представитель третьего лица ООО «Эко-Транс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 данного закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В силу пункта 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 указанных Правил под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 10 Правил № 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее по тексту - Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пункт 2 Правил № 354 устанавливает, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 148 (24) Правил № 354 определено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с Примечанием к Приложению № 1, в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.
В соответствии с пунктом 15 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПин 2.1.3684-21) хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов. Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 21, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и п. 150 Правил № 354).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В силу статьи 2 Закона Орловской области от 05.05.2017 № 2102-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Орловской области» не допускается нарушение тишины и покоя граждан, в том числе с двадцати трех часов до семи часов по местному времени в рабочие дни, с двадцати трех часов до десяти часов по местному времени в выходные (суббота, воскресенье) и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании,
Горбачев Г.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании соглашения № от Дата, заключенного между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, ООО «УК Зеленая роща» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Орловской области и данным соглашением.
21 ноября 2023 г. между ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» и ООО «Эко-Транс» был заключен договор № ЭА-ТКО-18/2024 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) в г. Орел (Советский район) и прилегающая территория Орловского муниципального округа на срок
с 01 января 2024 г. по 31 декабря 2024 г. (п. 2.2).
Согласно п. 5.2.1 договора транспортирование ТКО осуществляется не реже, чем предусмотрено СанПиН 2.1.3684-21 (в части требований к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами), в соответствии графиком транспортирования ТКО, указанным в Приложении № 12 к договору. Отклонение от времени и периодичности вывоза отходов допускается только в пределах, уставленных законодательством Российской Федерации, Орловской области.
Обращаясь в суд, истец, ссылаясь на то, что ответчиком в спорный период нарушалась периодичность вывоза ТКО из места накопления, расположенного по адресу: <адрес>.
Судом установлено, и не оспорено стороной ответчика, что вывоз твердых коммунальных отходов с 1 января 2024 г. по 31 января 2024 г. производился с несоблюдение периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, а именно:
7 января 2024 г. в 12 часов 00 минут, 14 января 2024 г. в 11 часов 36 минут, 21 января 2024 г. в 10 часов 25 минут.
Указанные обстоятельства следуют из представленных представителем истца в материалы дела записей системы видеонаблюдения и не оспаривались стороной ответчика.
Судом также установлено, что контейнерная площадка находится на небольшом расстоянии от жилого помещения истца, по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом подтвержден факт ненадлежащего оказания услуги по обращению с ТКО в части оказания данной услуги с несоблюдение периодичности вывоза твердых коммунальных отходов, установленной СанПиН 2.1.3684-21, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе требованиями к коммунальной услуге, установленными пунктом 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, касающимися периодичности вывоза ТКО независимо от того, осуществляется вывоз с площадок накопления ТКО или бестарным способом.
Каких-либо доказательств, что предоставление потребителю услуг надлежащего качества по вывозу твердых коммунальных отходов в спорный период было невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя ответчиком не представлено.
Согласно ст.15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда; компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Поскольку было установлено нарушение ответчиком прав Горбачева Г.И. как потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
Данная денежная компенсация будет способствовать восстановлению баланса между последствиями нарушения прав истца и степенью ответственности, применяемой к ответчику.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере суд не усматривает.
На основании ч.6 ст.13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, в пользу истцы подлежит взысканию штраф в размере 2 500 рублей.
В силу ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с подп.4 п.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы государственной пошлины зачисляются в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от оплаты государственной пошлины, то с ответчика в порядке ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Горбачева Геннадия Ивановича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителя, удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», ОГРН 1155749005411, ИНН 5753062527 в пользу Горбачева Геннадия Ивановича, Дата года рождения, паспорт серии № №, выдан Дата компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 2500 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», ОГРН 1155749005411, ИНН 5753062527 в доход муниципального образования «город Орел», государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решение суда составлен 18 сентября 2024 г.
Судья Т.Г. Мукан