Дело №2-6727/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2016 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при секретаре Пантюхиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лепихиной Т.Д. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании решения от <дата> года Комиссии МВД по Удмуртской Республике по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Удмуртской Республики и военнослужащих внутренних войск незаконным; возложении обязанности выплачивать истцу пенсию с <дата> года в размере 28037,48 руб. с дальнейшим перерасчетом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с установленной выслугой 34 года 07 месяцев 10 дней; возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Лепихина Т.Д. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании решения от <дата> года Комиссии МВД по Удмуртской Республике по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск незаконным (дата решения указана с учетом уточнения на л.д. 105), возложении обязанности произвести расчет пенсии Лепихиной Т.Д. с <дата> года с установленной выслугой 34 года 07 месяцев 10 дней, в соответствии с приказом от <дата> года № <номер> ФСКН РФ по УР, установив размер пенсии истца 28037,48 руб., взыскании невыплаченной пенсии за июнь 2016 года в размере 28037,48 руб. в месяц с последующим ежемесячным начислением и взысканием Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации по Удмуртской Республике в пользу Лепихиной Т.Д. до момента полного исполнения решения суда, возмещении морального вреда в размере 50000 руб.
Исковое заявление мотивировала тем, что приказом от <дата> года № <номер> ФСКН РФ по УР на основании п.п. 2 п. 142 Указа Президента РФ от 05.06.2003 года № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» была уволена со службы по достижению предельного возраста. На <дата> года ей была рассчитана выслуга лет для назначения пенсии в льготном исчислении 34 года 07 месяцев 10 дней. В период с <дата> года по <дата> года истцу выплачивалась пенсия, в размере 28037,48 руб. в месяц.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 года № 156 органы ФСКН РФ были упразднены, вопросы пенсионного обеспечения переданы в органы МВД.
<дата> года Управлением по работе с личным составом МВД по УР истец уведомлен о необходимости перерасчета выслуги лет с исключением из нее периода работы на бухгалтерских должностях с <дата> года по <дата> года, с чем истец категорически не согласен, поскольку в силу ст. 54 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 29, ст. 1110; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2620) (далее - Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации), в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Истцу нанесен материальный вред в размере месячной выплаты за июнь 2016 года в размере 28037,48 руб.
Просила также возместить расходы на оплату помощи представителя в размере 15000 руб., расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 1000 руб.
В последующем истец Лепихина Т.Д. изменила п. 2 исковых требований. Просила возложить обязанность на ответчика выплачивать истцу пенсию с <дата> года в размере 28037,48 руб. с дальнейшим перерасчетом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с установленной выслугой 34 года 07 месяцев 10 дней (л.д. 96).
В судебное заседание истец Лепихина Т.Д., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 58). Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель Лепихиной Т.Д., Лепихин О.В., исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика, Самоволькина И.Р., исковые требования не признала. В письменных пояснениях указала, что в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств, и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В силу п. "б" ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации (ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 24 июля 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г.).
Согласно подп. "а" п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г. Пунктом 5 этого Указа, руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.
Частью 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации. То есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.
Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом ФСНП России от 21 мая 1996 г. N 169 (в ред. приказа ФСНП России от 30 января 1998 г. N 44) (далее - Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции. Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах залоговой полиции, и их семьям" и других законодательных актов.
В соответствии с подп. "е" п. 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169, сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции:
в судах, органах прокуратуры, правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий);
в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего Союза ССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей;
в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследовании при государственных налоговых инспекциях после 17 Декабря 1992 г., если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.
Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях по бухгалтерским специальностям в высших учебных заведениях в Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.
В обоснование исковых требований о наличии оснований для включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы на бухгалтерских должностях истица ссылается на Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям", которым действие постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в этих органах.
Между тем в пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 перечислены периоды, засчитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого Постановления, периодов работы на бухгалтерских должностях в высших учебных заведениях до поступления на службу.
Таким образом, из системного толкования приведенных положений нормативных правовых актов следует, что время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы налоговой полиции в должностях по бухгалтерской специальности в высших учебных заведениях в выслугу лет для назначения пенсии не включается.
Считает также неправомерной ссылку истца на п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N 1358), согласно которому при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, поскольку данная норма касается исчисления стажа работы, дающего право на надбавку за выслугу лет работникам налоговых органов, а не исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
Кроме того, данная норма относится к работникам налоговых органов, то есть гражданам, работающим (не проходящим службу), не имеющим специальных званий и: не имеющим статуса сотрудника налоговой полиции.
Действия МВД по Удмуртской Республике по пересмотру расчета выслуги лет для назначения пенсии законны и обоснованы. В обоснование сослалась на постановление Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 13 Закона РФ «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова, пункты 13, 14, 54 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ № 4468-1, истец имеет право, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Таким образом, оспариваемые периоды войдут истцу в трудовой стаж для получения страховой пенсии по старости.
Не имеется оснований для взыскания с МВД по Удмуртской Республике компенсации морального вреда. Изначально при переводе истицы в ФСКН органами налоговой полиции расчет выслуги лет был сделан неверно, необоснованно включив в него оспариваемые периоды работы. В дальнейшем, при увольнении истицы на пенсию, органами ФСКН при производстве расчета выслуги лет для назначения пенсии данная ошибка была повторена. При этом органы ФСКН не воспользовались правом исправления данной ошибки в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", что привело к необоснованным выплатам денежных средств из федерального бюджета.
Не имеется также оснований для удовлетворения требований истицы о возмещении расходов на оплату услуг представителя, поскольку представителем является супруг истца. Размер требований завышен.
Представитель Государственного учреждения Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике Бусыгин А.К. пояснил, что считает исковое заявление обоснованным.
Выслушав пояснения представителей истца, ответчика и третьего лица, проверив полномочия представителей, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:
Согласно сведениям расчета Лепихиной Т.Д. (л.д. 66-67),
С <дата> года по 29.06.1987 года студентка Чимкентского гидромелиоративно-строительного техникума;
С <дата> года по <дата> года бухгалтер Устиновского механического института;
с <дата> года по <дата> года бухгалтером II категории Ижевского механического института;
с <дата> года по <дата> года бухгалтером I категории Ижевского механического института;
с <дата> года по <дата> года ведущим бухгалтером бухгалтерии Ижевского механического института;
с <дата> года по <дата> года заместителем главного бухгалтера ГНИ № <номер> г. Москвы;
с <дата> года по <дата> года заместителем начальника отдела – заместителем главного бухгалтера отдла финансового обеспечения ГНИ № <номер> г. Москвы;
с <дата> года по <дата> года заместителем начальника отдела финансового и хозяйственного обеспечения – заместителем главного бухгалтера межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам № <номер> по г. Москве;
с <дата> года по <дата> года старшим оперуполномоченным 1 отделения 1 отдела оперативно-технической и поисовой службы Управления ФСНП России по Удмуртской Республики;
с <дата> года по <дата> года проходила службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
<дата> года Лепихина Т.Д., подполковник полиции, уволена приказом Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике № <номер> от <дата> года по подпункту 2 пункта 142 (по достижении предельного возраста) (л.д. 68).
<дата> года утверждено заключение о назначении пенсии за выслугу лет подполковнику полиции Лепихиной Т.Д.. Пенсия назначена с <дата> года по выслугу 34 года (л.д. 61).
Решением Комиссии МВД по Удмуртской Республики по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Удмуртской Республики и военнослужащих внутренних войск (протокол заседания Комиссии № <номер> от <дата> года) пересмотрен расчет выслуги лет для назначении пенсии Лепихиной Т.Д. и пенсию за выслугу лет с <дата> года (из контекста – в отношении периода работы бухгалтером, ведущим бухгалтером Ижевского механического института с <дата> года по <дата> года) (л.д. 78-83).
Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 года № 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
В силу п. "б" ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации (ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 24 июля 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г.).
Согласно подп. "а" п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г. Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.
Частью 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-I, предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации. То есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.
Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом ФСНП России от 21 мая 1996 г. N 169 (в ред. приказа ФСНП России от 30 января 1998 г. N 44) (далее - Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции. Инструкция от 21 мая 1996 г. N 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" и других законодательных актов.
В соответствии с подп. "е" п. 2.6 Инструкции от 21 мая 1996 г. N 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции:
в судах, органах прокуратуры, правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий);
в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего Союза ССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей;
в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после <дата> г., если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.
Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции по бухгалтерским специальностям в коммерческих организациях в Инструкции от <дата> г. N <номер> не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.
В пунктах 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 перечислены периоды, засчитывающиеся в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы в том числе сотрудникам органов внутренних дел. При этом названными пунктами не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространено действие этого Постановления, периодов работы по бухгалтерским специальностям в коммерческих организациях до поступления на службу.
П. 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1996 г. N 718 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2000 г. N 1358), согласно которому при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям, касается исчисления стажа работы, дающего право на надбавку за выслугу лет работникам налоговых органов, а не исчисления выслуги лет для назначения пенсии.
В силу ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона № 216-ФЗ от 21.07.2014 года, вступил в законную силу с 01.01.2015 года), в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Таким образом, решение Комиссии МВД по Удмуртской Республики по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Удмуртской Республики и военнослужащих внутренних войск (протокол заседания Комиссии № <номер> от <дата> года) о пересмотре расчета выслуги лет для назначении пенсии Лепихиной Т.Д. и пенсии за выслугу лет с <дата> года (исключении из выслуги лет периодов работы бухгалтером, ведущим бухгалтером Ижевского механического института с <дата> года по <дата> года) законно. При этом следует отметить, что указанное решение не привело к прекращению выплаты пенсии Лепихиной Т.Д.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова" признана часть первая статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", как закрепляющую условия назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел и тем самым являющуюся необходимым элементом правового механизма реализации права указанных лиц на пенсионное обеспечение с учетом характера и продолжительности осуществления ими профессиональной деятельности, соответствующей Конституции Российской Федерации.
Признана часть первая статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов.
Указано, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
Впредь до внесения в правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, суды общей юрисдикции при оценке правомерности прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, необоснованно назначенной в результате допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, на основе объективного и полного исследования представленных доказательств должны учитывать указанные в пункте 2 резолютивной части настоящего Постановления и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
При этом Конституционный Суд РФ указал следующее.
Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не содержит каких-либо предписаний, касающихся прекращения выплаты назначенной пенсии, а также последствий для пенсионера обнаружения ошибки, допущенной при ее назначении и (или) выплате органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, за исключением указания на возможность удержания сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, и порядка такого удержания (статья 62).
Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" изначально не предусматривал какого-либо регулирования для случаев выявления возможных ошибок, и только Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ его статья 24 была дополнена пунктом 5, согласно которому в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации; установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Именно на такое правоприменение ориентировал судебную практику Верховный Суд Российской Федерации, исходивший в своих решениях из того, что при отсутствии условий, определяющих право на пенсию за выслугу лет, в частности службы определенной продолжительности, указанная пенсия назначена быть не может, а выплата назначенной пенсии подлежит прекращению (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2004 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2004 года).
Соответственно, как по смыслу, придаваемому в правоприменительной практике части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", так и по буквальному смыслу пункта 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", обнаружение ошибки, допущенной пенсионным органом и выразившейся в назначении пенсии за выслугу лет без достаточных оснований, влечет за собой безусловное прекращение ее выплаты.
Сам по себе такой способ исправления подобных ошибок, как прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, не может рассматриваться как несовместимый с требованиями Конституции Российской Федерации, однако в системе действующего правового регулирования он является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе длительности периода получения пенсии (срока, прошедшего с момента назначения пенсии), отсутствия виновных действий со стороны пенсионера, социальных последствий, наступающих для него в этом случае.
Совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от <дата> года по делу "<данные изъяты>").
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.
На основании изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░░░ 28037,48 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 34 ░░░░ 07 ░░░░░░░ 10 ░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ 11.11.2016 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░ ░.░.