Решение по делу № 2-259/2019 от 22.07.2019

Дело № 2-259/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 сентября 2019 года село Карпогоры     

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Першиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Ромахиной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таборской Надежды Алексеевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о взыскании расходов на капитальный ремонт крыши,

у с т а н о в и л :

Таборская Н.А. обратилась с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о взыскании расходов на капитальный ремонт крыши, мотивируя тем, что в соответствии с договором социального найма от 29.01.2014 года проживает с семьей в жилом помещении по адресу: Архангельская область, Пинежский район, <адрес>, являющемся муниципальной собственностью. С момента вселения в дом крыша дома протекает, неоднократно обращалась в управляющую компанию и администрацию МО «Пинежский муниципальный район», 15.03.2019 ей пришел ответ с КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район», что для определения ремонтных работ и источника финансирования необходимо провести осмотр крыши и состояния кровельного покрытия дома в летний период. Поскольку крыша протекала очень сильно, ждать более было невозможно, в связи с чем в июне 2019 года они заняли денежные средства, закупили материал, наняли работников и перекрыли крышу. На ремонт крыши и на оплату труда рабочих потратили 165 388 рублей. Полагает, что в силу статей 30, 66 Жилищного кодекса РФ собственник и наймодатель жилого помещения обязан возместить ей понесенные убытки, поскольку в соответствии с постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 предельный срок устранения протечек крыши 1 сутки, в то время как в её доме крыша протекала с момента вселения.

Истец Таборская Н.А. и её представитель Соплякова Е.С. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, просили рассмотреть дело без их участия. В судебном заседании 4 сентября 2019 года на иске настаивали по тем же основаниям, пояснив, что в связи с бездействием ответчика, поскольку крыша протекала очень сильно, истец была вынуждена произвести ремонт за свой счет.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, начальник юридического отдела администрации МО «Пинежский муниципальный район» Зубова Н.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без их участия, в отзыве указала, что КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» с иском не согласно, так как Таборская Н.А. произвела ремонт крыши произвольно, без согласования с наймодателем, в связи с чем считает, что понесенные ею расходы не могут быть возмещены. Кроме того, согласно акту обследования от 15.08.2018, составленному в присутствии представителя управляющей компании ООО «Альфа», крыша требовала всего лишь текущего ремонта, который уполномочена производить управляющая компания. Согласно составленной смете, расходы на ремонт крыши составляют 19461 руб. 32 коп.

Допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании 4 сентября 2019 года генеральный директор ООО «Альфа» Земцовская С.В. показала, что летом 2017 года и в августе 2018 года по заявлениям Таборской Н.А. лично производила осмотр крыши дома № 20 по ул. <адрес>, было установлено, что уже на тот момент она требовала не текущего, а капитального ремонта, поскольку неисправности составляли значительно более 10%, протекала во многих местах, все перекрытия сгнили, шифер полностью потрескался, по нему невозможно было ходить. По согласованию с Таборской Н.А. понесенные ею расходы на деревянные перекрытия в сумме 12100 рублей зачтены в счет платы за содержание жилья, указанные расходы не включены в представленный к иску счет.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ООО «Альфа», в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без их участия. В отзыве указала, что крыша в доме № 20 по ул. <адрес> требовала капитального ремонта. На основании заявлений Таборской Н.А. ими было направлено обращение в КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» с предложением о выделении шифера на ремонт кровли ее дома, который бы управляющая организация произвела как текущий, однако, ответа не последовало.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании договора социального найма от 29 января 2014 года Таборская Н.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного в доме № 20 по ул. <адрес> Пинежского района Архангельской области (л.д. 89-90).

Собственником данного жилого дома с 29 января 2016 года является МО «Пинежский муниципальный район» (л.д. 73).

20 апреля 2018 года Таборская Н.А. обратилась в управляющую компанию ООО «Альфа» с заявлением о замене кровли крыши, на что ей поступил ответ о том, что замена кровли относится к капитальному ремонту, при условии приобретения ею материалов для замены кровли, работы будут выполнены за счет оплаты услуг за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД (л.д. 9-10).

Таборская Н.А. 18 февраля 2019 года вновь обратилась в ООО «Альфа» и Комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» с заявлениями о проведении ремонта оконных проемов и крыши дома, поскольку она протекает (л.д. 5-6).

В ответ на обращение ООО «Альфа» указало, что оконные проемы в квартире не относятся к общедомовому имуществу и ремонтируются за счет собственника или нанимателя жилого помещения, перекрытие кровли относится к капитальному ремонту, согласно договору управления управляющая организация устраняет неисправности стальных, асбестоцементных и других кровель не более 10% (л.д. 7).

Комитетом по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации МО «Пинежский муниципальный район» 15 марта 2019 года был дан ответ заявителю Таборской Н.А. о том, что наниматель жилого помещения обязан проводить ремонт оконных блоков за свой счет, для определения объемов производства ремонтных работ крыши и источников финансирования необходимо произвести осмотр крыши и состояния кровельного покрытия дома в летний период, о результатах осмотра будет сообщено дополнительно (л.д. 8).

Поскольку каких-либо мер по ремонту кровли ответчиком фактически не предпринималось, истец произвела его самостоятельно.

За проведение работ по ремонту кровли Таборской Н.А. оплачено ФИО1 за материал 84 388 руб. 00 коп., за демонтаж кровли 16 000 руб. 00 коп. и за монтаж кровли 65 000 руб. 00 коп., всего на сумму 165 388 руб. 00 коп., что подтверждено актом приема выполненных работ № 1 от 26.06.2019 (л.д. 54).

Материалы на сумму 84 388 руб. 00 коп. приобретены ФИО1 17 мая 2019 года у ИП ФИО2., что подтверждено счетом на оплату № 0Л00000795 от 17.05.2019 и кассовыми чеками об оплате товара от 17.05.2019 на сумму 28770 руб. 00 коп и от 10.06.2019 на сумму 55 618 руб. 00 коп. (л.д. 52-53).

Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ и статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Частью 2 статьи 676 ГК Российской Федерации предусмотрено, что наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

В силу пункта 5 части 1 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе требовать в установленном порядке от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Примерный Перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, определен в приложении N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170.

Согласно абз. 2 пп. "е" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.

Все иные работы относятся к капитальному ремонту жилого помещения, который в соответствии с подп. "в" пункта 5 Типового договора социального найма жилого помещения обязан осуществлять наймодатель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 2 Правил в состав общего имущества включаются крыши домов (подпункт "б" пункта 2), которое должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, текущий и капитальный ремонт.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 в соответствии с частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пункт 10 Правил предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования. Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в течение 1 суток с момента обнаружения протечки или заявки жильцов (пункт 4.6.1.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

Пунктом 4.6.1.10 названных Правил предусмотрено, что неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в течение одних суток.

Частью 2 статьи 66 ЖК РФ предусмотрено право нанимателя при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, по своему выбору потребовать уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.

Из материалов дела следует, что крыша дома № 20 по ул. <адрес>, где проживает истец, действительно нуждалась в капитальном ремонте. Ремонт не был проведен наймодателем со ссылкой на необходимость определения ремонтных работ и источников финансирования.

Доводы ответчика о том, что крыша требовала всего лишь текущего ремонта, опровергаются представленными истцом фотографиями и показаниями свидетеля. Кроме того, из технического паспорта на жилой дом по состоянию на 2 июня 2019 года (раздел 9), износ кровли составляет 55%, с учетом того, что ? здания перекрыта в 2015 году металлическими профилированными листами (л.д. 67).

Ссылка на то, что межведомственной комиссией не принято решение о проведении капитального ремонта крыши в доме истца, несостоятельна, поскольку истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о ремонте крыши, осмотр был произведен им 15.08.2018, о чем составлен соответствующий акт, бездействие ответчика по созыву межведомственной комиссии и непринятие соответствующего решения не могут служить основанием для отказа в иске.

Представленная ответчиком смета, согласно которой расходы на ремонт крыши составляют 19461 руб. 32 коп., не утверждена, компетенция составителя не подтверждена, сама смета необоснованна, в связи с чем не может быть принята судом в качестве надлежащего и достоверного доказательства.

Факт несения истцом реальных расходов на капитальный ремонт крыши подтвержден соответствующими доказательствами.

Форма договора (акт выполненных работ) на выполнение работ между гражданами Таборской Н.А. и Кривополеновым Д.К. соответствует требованиям ст. ст. 160 и 161 ГК РФ.

Отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения наймодателя от установленной законом обязанности по возмещению расходов, понесенных нанимателем на капитальный ремонт муниципального имущества. Кроме того, МО «Пинежский район», зная о необходимости капитального ремонта крыши истца в августе 2018 года, имело возможность предусмотреть данные расходные обязательства в бюджете на 2019 год.

Доводы о произвольном проведении истцом ремонта также не являются основанием для освобождения наймодателя от возмещения расходов, поскольку это прямо предусмотрено ст. 66 Жилищного кодекса РФ.

С учетом изложенного в пользу истца подлежат взысканию расходы на капитальный ремонт крыши в размере 165 388 рублей.

В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов МО «Пинежский район» от 24.12.2015 № 470, КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» является структурным подразделением администрации МО «Пинежский район», отдельным юридическим лицом и действует от имени муниципального образования в пределах предоставленных им полномочий. Основными целями и задачами Комитета, согласно названному Положению, является организация владения, управления и распоряжения муниципальным и государственным имуществом в пределах, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствий с жилищным законодательством; организация бюджетного учёта имущества казны МО «Пинежский район». При этом в области жилищно-коммунального хозяйства Комитет планирует средства, необходимые на финансирование функционирования коммунального хозяйства, организует работы по разработке программ, планов по реконструкции и капитальному ремонту и модернизации объектов коммунального хозяйства, работы по реконструкции и капитальному ремонту объектов коммунального хозяйства, приемку и оплату выполненных работ, контроль за ходом реконструкции, капитальному ремонту и модернизации, выполняемых с участием средств районного бюджета; запрашивает и получает от физических и юридических лиц, органов власти и управления всех уровней информацию, необходимую для осуществления функций по управлению и распоряжению муниципальным имуществом; проводит контроль за сохранностью, эксплуатацией и использованием по назначению муниципального имущества; организует содержание, обслуживание и сохранность имущества казны, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, исполняет соответствующую часть бюджета; осуществляет иные функции, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, отнесенных в установленном законодательством порядке к компенсации органов местного самоуправления МО «Пинежский район» по основным направлениям деятельности Комитета.

Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район», осуществляющий функции наймодателя и являющийся распорядителем бюджетных средств на содержание муниципального имущества и проведение его капитального ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем с ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» в пользу истца Таборской Н.А. следует взыскать 4 507 руб. 76 коп. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление Таборской Надежды Алексеевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о взыскании расходов на капитальный ремонт крыши - удовлетворить.

Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» в пользу Таборской Надежды Алексеевны в счет возмещения расходов на капитальный ремонт крыши 165 388 рублей, а также 4 507 рублей 76 копеек в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины, а всего в сумме 169 895 (Сто шестьдесят девять тысяч восемьсот девяносто пять) рублей 76 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом.

Судья Е. А. Першина

2-259/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Таборская Н.А.
ООО "Альфа"
Соплякова Е.С.
КУМИ и ЖКХ администрации МО "Пинежский район"
Суд
Пинежский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
pinegasud.arh.sudrf.ru
22.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2019Передача материалов судье
26.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.08.2019Предварительное судебное заседание
04.09.2019Судебное заседание
05.09.2019Судебное заседание
05.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее