Мотивированное решение изготовлено 11.03.2020.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.03.2020 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филимоновой С.В., при секретаре Плосковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-286/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области к Антонову Сергею Васильевичу о взыскании задолженности по уплате транспортного налога,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №40817810604900317040 по Свердловской области обратилась в суд с иском к Антонову С.В. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Антонов С.В. является налогоплательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности ряд транспортных средств, перечень которых перечислен в исковом заявлении. Указанному лицу налоговым органом был произведен расчет транспортного налога за 2015 год в сумме 7 679 руб. и за 2016 год в сумме 8 554 руб. (налоговое уведомление №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ), и также установлен срок для уплаты – 01.11.2017. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за неуплату транспортного налога в установленный законом срок Антонову С.В. были начислены пени в размере 28 руб. 33 коп. После этого, должник частично произвел уплату транспортного налога в сумме 8 833,65 руб., в связи с чем, сумма задолженности у Антонова С.В. по недоимки транспортного налога составила – 7 399,35 руб.
Налогоплательщику предлагалось в добровольном порядке уплатить сумму налога, пени, в связи с чем, на основании статей 69 Налогового кодекса РФ ответчику было направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040, которое налогоплательщиком исполнено не было.
Затем, налоговый орган в порядке ст.48 Налогового кодекса РФ обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
20.12.2018 вынесен судебный приказ №2а-3984/2018 о взыскании с Антонова С.В. недоимки по уплате налога в сумме 7 427,58 руб. Однако, 05.03.2019 определением мирового судьи судебного участка №40817810604900317040 Сысертского судебного района Свердловской области судебный приказ №40817810604900317040а-3984/2019 отменен.
14.11.2019 налоговым органом в отношении Антонова С.В. также был произведен перерасчет транспортного налога за 2016 год, стонирована сумма налога в размере 6 442 руб., в результате недоимка по уплате транспортного налога составила – 957, 55 руб.
Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации, административный истец просил взыскать с Антонова С.В. недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме – 957,35 руб.
Обращаясь в суд, административный истец в качестве адреса проживания должника указал: <адрес>.
В силу ч. 3 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как следует из письма начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сысертский» Волкова К.С. от ДД.ММ.ГГГГ (исх. 1326), гр. Антонов С.В. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрировано по адресу: <адрес>, т.е. по адресу, указанному в исковом заявлении. Именно указанному адресу Антонову С.В направлялась вся судебная корреспонденция, в том числе судебное извещение о его вызове в судебное заседание, назначенное по данному делу на ДД.ММ.ГГГГ на 09:30 час., однако, почтовый конверт был возвращен в суд в связи с истечением срока их хранения.
В силу п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Учитывая, что судебные извещения направлялись в адрес административного ответчика по месту ее регистрации, откуда судебные извещения возвращены с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», ответственность неблагоприятных последствий, связанных с неполучением извещения, лежит на ответчике.
В судебное заседание представитель административного истца, а также ответчик, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с соблюдением положений ч. 1 ст. 96 КАС РФ, с ходатайством об отложении судебного заседания по делу в суд не обращались.
В соответствии с ч. 2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Законом Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» № 43-ОЗ от 29.11.2002 предусмотрена ставка транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы по нему и основания для их использования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В силу ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы; суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии с п.4 ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В силу ст. 397 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Судом установлено, что согласно сведений об имуществе налогоплательщика – Антонов С.В. имеет на праве собственности транспортные средства, которые также являются объектом налогообложения.
Согласно ч. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области Антонову С.В. был начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 7 679 (946 руб. + 6 442 руб. + 291 руб.) и за 2016 год в сумме 8 554 руб. (946 руб. + 6442 руб. + 1 166 руб.) руб. на принадлежащие указанному лицу транспортные средства, после чего в адрес указанного налогоплательщика направлено налоговое уведомление №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком его исполнений до 01.12.2017.
В исковом заявлении административном истцом указано, что должник частично произвел уплату транспортного налога в сумме 8 833,65 руб., в связи с чем, сумма задолженности у Антонова С.В. по недоимки транспортного налога составила – 7 399,35 руб.
На основании статей 69, 70 Налогового кодекса РФ налоговым органом 19.01.2018 в адрес Антонова С.В. было направлено требование № 37686 от 14.12.2017 об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 13 830 руб., пени в сумме 45,64 руб. (предоставлен срок для добровольного исполнения до 06.02.2018 года).
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как уже указывалось выше, ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России №40817810604900317040 по Свердловской области в адрес налогоплательщика Антонова С.В. направлено требование от 14 декабря 2017 года №40817810604900317040 об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 13 830 руб., а также пени на указанную недоимку в сумме 45,64 руб., в котором указан срок исполнения требования налогового органа об уплате платежей до ДД.ММ.ГГГГ, то есть шестимесячный срок на обращение в суд истекал 06.08.2018 года.
Судом же установлено, что Межрайонная ИФНС России №40817810604900317040 по Свердловской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Антонова С.В. недоимки по транспортному налогу в сумме 7 399,35 руб. и пени в сумме 28,23 руб., а всего о взыскании недоимки на общую сумму 7 427,58 руб., только ДД.ММ.ГГГГ.
Мировым судьей судебного участка №40817810604900317040 Сысертского судебного района Свердловской области 20.12.2018 вынесен судебный приказ, который был отменен ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Антонова С.В.
Таким образом, обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, имело место уже за пределами сроков, предусмотренных ч. 2 ст. 48 НК РФ. При таких обстоятельствах, административным истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Кроме того, в соответствии абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что мировым судьей судебного участка №40817810604900317040 Сысертского судебного района Свердловской области определение об отмене судебного приказа вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд истекал 05.09.2019 года.
Тогда как, Межрайонная ИФНС России №40817810604900317040 по Свердловской области обратилась в Сысертский районный суд Свердловской области с административным исковым заявлением о взыскании с Антонова С.В. задолженности по уплате транспортного налогов, в сумме 957,35 руб., только 13.12.2019.
В исковом заявлении указано, что 14.11.2019 налоговым органом в отношении Антонова С.В. также был произведен перерасчет транспортного налога за 2016 год, стонирована сумма налога в размере 6 442 руб., в результате недоимка по уплате транспортного налога составила – 957, 55 руб., однако совершение налоговым органом действий по перерасчету взыскиваемых с налогоплательщика сумм не приостанавливает установленные законом сроки давности для обращения должностного лица в суд с соответствующим исковым заявлением.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований (ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).
В административном исковом заявлении истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления в суд, тогда как доказательств причин, объективно препятствующие подать заявление в суд в установленный законом срок административным истцом не приведено. Как и доказательств того, что с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье административный ответчик обращался с соблюдением установленных законом сроков. В связи с чем, в удовлетворении данного ходатайства административному истцу следует отказать поскольку у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд и отсутствие оснований для его восстановления.
Таким образом, суд считает, что требования Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области к Антонову С.В. о взыскании недоимки по транспортному налогам, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области к Антонову ФИО6 о взыскании задолженности по уплате транспортного налогов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд Свердловской области.
Судья: С.В. Филимонова