дело №2а-559/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Адамовка 10 ноября 2020 года
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Абдулова М.К.,
при секретаре судебного заседания Супрун В.Е.,
с участием административного истца помощника прокурора Адамовского района Сейткалиевой Р.К.,
представителя административного ответчика администрации МО Адамовский район Оренбургской области Головко Л.Ю., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Кибякова А.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Адамовского района Оренбургской области, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области и администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству мест для сбора и накопления твердых коммунальных отходов и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Адамовского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Обильновский сельсоветАдамовского района Оренбургской области, указав, что в ходе проверки соблюдения администрацией муниципального образования Обильновский сельсоветАдамовского района Оренбургской области законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что административным ответчиком в нарушение требований ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 21 и 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и санитарных правил содержания территорий населенных мест не организован надлежащим образом процесс по обустройству мест (контейнерных площадок) для сбора и накопления твердых бытовых коммунальных отходов. Так, администрацией МО Обильновский сельсовет был составлен реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории поселения. Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории Обильновского сельсовета организовано 15 площадок и установлено 15 контейнеров. Между тем, контейнерные площадки для накопления ТКО не оборудованы в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Несоблюдение административным ответчиком вышеуказанных требований природоохранного и санитарного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В связи с указанными обстоятельствами просил признать незаконным бездействие администрации МО Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии организационных мер по обустройству мест (контейнерных площадок) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов по адресам, указанным в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов, согласованных с Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области и обязать административного ответчика обустроить специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющие подъездной путь для автотранспорта согласно предварительному реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории поселения в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением от 14.10.2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация муниципального образования Адамовский район Оренбургской области.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Адамовского района Сейткалиева Р.К. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области Головко Л.Ю. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска к администрации Адамовского района отказать.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области в судебном заседании участия не принимал, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, также указал, что административные исковые требования признает в полном объеме.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика администрации МО Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области.
Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Кибяков А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя данное право, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в ч. 1 ст. 4 и ст. 218 устанавливает, что заинтересованные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях предусмотренных законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии с п. 2.1.3, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 года № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями(п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).
Пунктом 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, постановлением администрации МО Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области № 42-П от 12.11.2018 года утвержден реестр мест (площадок), согласно которому на территории муниципального образования организовано 15 площадок и установлено 15 контейнеров для сбора и накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно акту проверки, проведенной помощником прокурора Адамовского района 16.09.2020 года, все контейнерные площадки, установленные на территории муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указанные обстоятельства административными ответчиками не оспаривались.
Таким образом, со стороны администрации муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области имеет место бездействие, которое выразилось в непринятии мер по обустройству мест для сбора и накопления твердых коммунальных отходов по адресам, указанным в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов, согласованных с Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области. Данное бездействие ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Адамовского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Учитывая, что в силу вышеприведенных норм закона обязанность по обустройству мест (контейнерных площадок) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов возложена на администрацию муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, то правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований к администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области суд не находит.
Устанавливая срок для исполнения решения, суд исходит из принципа исполнения судебных актов по административным делам в разумный срок (ст. 6 КАС РФ) и приходит к выводу, что в настоящем деле разумным сроком исполнения судебного акта будет являться 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административный иск прокурора Адамовского района Оренбургской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии организационных мер по обустройству мест (контейнерных площадок) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов по адресам, указанным в реестре мест накопления твердых коммунальных отходов, согласованных с Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области.
Обязать администрацию муниципального образования Обильновский сельсовет Адамовского района Оренбургской области обустроить специальные площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченные бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющие подъездной путь для автотранспорта в соответствии с предварительным реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории поселения, в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования Адамовский район Оренбургской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 11 ноября 2020 года.
Председательствующий: М.К. Абдулов