В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-4145/2022
(№ 2а-197/2022 (2а-5428/2021))
Строка № 3.198
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июля 2022 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего – судьи Доровских И.А.,
судей Андреевой Н.В., Сухова Ю.П.,
при секретаре Поповой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России №16 по Воронежской области к Кирсановой Наталье Анатольевне о взыскании обязательных платежей, по апелляционной жалобе административного ответчика Кирсановой Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Доровских И.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного ответчика Кирсанову Н.А., ее представителя Кордова В.В., представителя МИФНС России №16 по Воронежской области Гвоздева А.А., судебная коллегия,
(судья районного суда Галкин К.А.)
У С Т А Н О В И Л А:
МИФНС России № 16 по Воронежской области обратилась в Ленинский районный суд г. Воронежа с административным исковым заявлением к Кирсановой Н.А. о взыскании задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В административном исковом заявлении указано, что административный ответчик являлась индивидуальным предпринимателем до 12.04.2019, в связи с чем, являлась плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, за налогоплательщиком числится недоимка по пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
По данным налогового органа, у административного ответчика образовалась недоимка по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за период с 27.01.2019 по 01.02.2019 в размере 59,17 руб., за период с 30.04.2019 по 24.06.2020 в размере 148,21 руб., за период с 28.01.2019 по 19.11.2020 в размере 1479,54 руб., по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 27.01.2019 по 01.02.2019 в размере 286,65 руб., за период с 30.04.2019 по 24.06.2020 в размере 631,95 руб., за период с 28.01.2019 по 19.11.2020 в размере 7063,17 руб., пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за период с 01.12.2015 по 01.02.2019 в размере 458,09 руб., за период с 24.05.2017 по 19.11.2020 в размере 9038,70 руб., а всего на общую сумму 19164,62 руб. В адрес ответчика было направлено налоговое требование, однако в установленный срок требование не было исполнено.
В связи с вышеизложенным, МИФНС России № 16 по Воронежской области обратилась в суд и просит взыскать с ответчика задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за период с 27.01.2019 по 01.02.2019 в размере 59,17 руб., за период с 30.04.2019 по 24.06.2020 в размере 148,21 руб., за период с 28.01.2019 по 19.11.2020 в размере 1 479,54 руб., по пени на страховые взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 27.01.2019 по 01.02.2019 в размере 286,65 руб., за период с 30.04.2019 по 24.06.2020 в размере 631,95 руб., за период с 28.01.2019 по 19.11.2020 в размере 7063,17 руб., пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за период с 01.12.2015 по 01.02.2019 в размере 458,09 руб., за период с 24.05.2017 по 19.11.2020 в размере 9 038,70 руб., а всего на общую сумму 19164, 62 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 февраля 2022 года с Кирсановой Н.А. взыскана задолженность по пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за период с 27.01.2019 по 01.02.2019 в размере 59,17 руб., за период с 30.04.2019 по 24.06.2020 в размере 148,21 руб., за период с 28.01.2019 по 19.11.2020 в размере 1479,54 руб., по пени на страховые взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 27.01.2019 по 01.02.2019 в размере 286,65 руб., за период с 30.04.2019 по 24.06.2020 в размере 631,95 руб., за период с 28.01.2019 по 19.11.2020 в размере 7063,17 руб., пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за период с 01.12.2015 по 01.02.2019 в размере 458,09 руб., за период с 24.05.2017 по 19.11.2020 в размере 9038,70 руб., а всего на общую сумму 19 164,62 руб., государственную пошлину в размере 766,58 руб. в доход соответствующего бюджета.
В апелляционной жалобе Кирсановой Н.А. ставится вопрос об отмене названного решения районного суда от 25 февраля 2022 года и о принятии по делу нового решения.
В судебном заседании административный ответчик Кирсанова Н.А. и ее представитель Кордов В.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержали, просили ее удовлетворить, представитель МИФНС России №16 по Воронежской области Гвоздев А.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение районного суда без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного ответчика Кирсанову Н.А., ее представителя Кордова В.В., представителя МИФНС России №16 по Воронежской области Гвоздева А.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке по доводам жалобы и изученным материалам административного дела, по мнению судебной коллегии, не имеется. При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный ответчик являлась в период с 29.04.2011 по 12.04.2019 индивидуальным предпринимателем, №. Таким образом, Кирсанова Н.А. в указанный период являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Согласно данным налогового органа, у административного ответчика образовалась недоимка по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за период с 27.01.2019 по 01.02.2019 в размере 59,17 руб., за период с 30.04.2019 по 24.06.2020 в размере 148,21 руб., за период с 28.01.2019 по 19.11.2020 в размере 1479,54 руб., по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 27.01.2019 по 01.02.2019 в размере 286,65 руб., за период с 30.04.2019 по 24.06.2020 в размере 631,95 руб., за период с 28.01.2019 по 19.11.2020 в размере 7063,17 руб.
По данным налогового органа, у административного ответчика образовалась задолженность по пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за период с 01.12.2015 по 01.02.2019 в размере 458,09 руб., за период с 24.05.2017 по 19.11.2020 в размере 9038,70 руб.
В адрес административного ответчика налоговым органом были направлены налоговые требования об уплате налога № от 05.07.2019, № от 25.06.2020, № от 20.11.2020.
Материалами дела подтверждено, что налоговые требования были направлены в электронной форме через личный кабинет «Мой налог», что не оспаривалось административным ответчиком.
В установленный срок требования ответчиком не были исполнены.
18.06.2021 мировым судьей судебного участка №5 в Ленинском судебном районе Воронежской области вынесено определение об отмене судебного приказа № от 14.05.2021 о взыскании с административного ответчика недоимки по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (п.п.2 и 3 ст.44 НК РФ).
В силу подп.2 п.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно части 1 статьи 232 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года (абзац второй подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со ст.432 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4).
Согласно п.п.1 п.1 ст.227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят налогоплательщики: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В соответствии с п.2 ст.227 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода (ч.2, 3,6, 8 ст.227 НК РФ).
В силу п.1 ст.248 названного Кодекса доходы включают в себя: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации), внереализационные доходы.
Согласно п.1 ст.346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 346.19 НК РФ).
Статьей 346.21 НК РФ предусмотрен порядок исчисления и уплаты указанного налога, налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Пункт 6 ст.69 НК РФ предусматривает, что требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 16 по Воронежской области, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, проверив соблюдение административным истцом порядка и срока для обращения в суд, а равно представленный административным истцом расчет, который рассчитан в соответствии с законодательством, учитывая, что требование об уплате налога, страховых взносов, пени в добровольном порядке было направлено административному ответчику, но не исполнено им, размер задолженности административным ответчиком не оспаривался, пришел к обоснованному выводу о том, что административный ответчик Кирсанова Н.А. была обязана уплатить задолженность по пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, по пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
Представленный налоговым органом подробный расчет задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, является нормативно обоснованным и арифметически верным. Со стороны административного ответчика и ее представителя указанный расчет оспорен не был, как и не были представлены документы, подтверждающие оплату вышеуказанной задолженности за спорный период.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в районный суд 05.10.2021, таким образом, административным истцом не пропущен срок на обращение в суд с названными требованиями, поскольку налоговый орган вправе обратиться с иском о взыскании задолженности по обязательным платежам в течение шести месяцев с даты вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа в силу специальной нормы налогового законодательства (п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ), при этом определение об отмене судебного приказа № от 14.05.2021 о взыскании с административного ответчика недоимки по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, было вынесено мировым судьей судебного участка №5 в Ленинском судебном районе Воронежской области 18.06.2021.
Доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом общего трехгодичного срока исковой давности, а также о возможности применения к спорным правоотношениям ст.333 Гражданского кодекса РФ в целях снижения взыскиваемых сумм являются необоснованными и не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу п.3 ст.2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством, что обоснованно было указано в оспариваемом решении районного суда.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на собранных по делу доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Кроме того, согласно п.п.1 и 2 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
При этом, Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (п.2 ст.48).
С учетом изложенного, положения ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
По общему правилу, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
В рамках настоящего административного дела представителем МИФНС России №16 по Воронежской области суду апелляционной инстанции были представлены доказательства принятия налоговым органом мер принудительного взыскания с административного ответчика за указанные налоговые периоды сумм задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде копий решения № от 17.07.2018 и решения № от 12.02.2019
Таким образом, судебная коллегия полагает, что налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию с административного ответчика суммы налога, задолженности по страховым взносам.
Принимая во внимание изложенное, доводы апелляционной жалобы Кирсановой Н.А. не могут повлечь отмену решения районного суда, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение районного суда является законным и обоснованным, оснований для отмены и изменения решения районного суда судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 25 февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кирсановой Наталье Анатольевне – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течении 6-ти месяцев через районный суд принявший решение.
Председательствующий:
Судьи коллегии: