Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2018 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Хамнуевой Т.В., при секретаре судебного заседания Содномовой Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Улан-Удэ гражданское дело по иску Чернецкой ТН к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Чернецкая Т.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, просила обязать ответчика обеспечить ее жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства до конца 2018 года.
В обоснование иска указала, что являясь ребенком-сиротой, поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем. До настоящего времени Чернецкая Т.Н. не обеспечена жилым помещением.
В судебном заседании истец Чернецкая Т.Н. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обеспечить ее жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в <адрес>. Пояснила, что проживает в съемном помещении в <адрес> вместе с малолетним ребенком.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Шабаева О.Ц., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Пояснила, что в настоящее время истец Чернецкая Т.Н. уже состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Республике Бурятия под ..., в связи с чем по мере формирования специализированного жилищного фонда истец будет обеспечена жилым помещением. Полагает, что отсутствует предмет спора. Обеспечение истца жилым помещением во внеочередном порядке на основании решения суда поставит в худшее положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца, и также нуждающихся в жилых помещениях.
Суд, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу положений ст.1 названного Федерального закона дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ч.8 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Республики Бурятия от 07.08.2007 г. №486 (в ред. от 30.06.2015 г.) «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» функции социальной защиты семьи, женщин и детей Республиканского агентства по делам семьи и детей переданы Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия.
В соответствии с п.п. 3,4,5 п. 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 г. № 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Законом Республики Бурятия от 22.12.2012 № 3102- IV «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия» (ред. от 25.11.2016 г., с изм. от 13.03.2017 г.), Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 г. № 102 (в ред. от 27.05.2016 г.) утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики.
Как видно из имеющихся в деле документов, Чернецкая Т.Н. родилась *** Её мать К умерла ***, что подтверждается свидетельством о смерти ..., а отец Ч – *** (свидетельство о смерти ....
Постановлением Прибайкальской районной администрации от *** ... Чернецкая Т.Н. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений.
Как следует из справки главного специалиста органа опеки и попечительства Прибайкальской районной администрации от *** ранее Чернецкая Т.Н. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений не состояла, поскольку за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое распоряжением администрации <данные изъяты> от *** ... признано непригодным для проживания.
В настоящее время Чернецкая Т.Н. не обеспечена жилым помещением, и проживает в съемной квартире, иного жилья не имеет.
Оценив перечисленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Чернецкая Т.Н. относится к категории детей-сирот, и, не имея закрепленного жилого помещения, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В целях обеспечения гарантий социально уязвимых категорий населения, создания условий для осуществления мер по повышению степени социальной защищенности населения, а также семей, имеющих детей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в республике действует Государственная программа Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014г. № 107 (далее - Госпрограмма).
Ответственным исполнителем-координатором Госпрограммы является Министерство социальной защиты Республики Бурятия.
В рамках указанной Госпрограммы действует подпрограмма 3 «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», одной из приоритетных задач которой является обеспечение детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, жильем. Координатором и ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство социальной защиты РБ.
Кроме того, п.2 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства РБ от 31.03.2005 г. № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 27.05.2016 г.) установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты Республики Бурятия.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обязанным обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию Чернецкой Т.Н. указанного права, в настоящее время является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие сформированного республиканского специализированного жилищного фонда, равно как и наличие других лиц, обладающих аналогичным правом, не могут служить препятствием к реализации истцом права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод ответчика об отсутствии спора, ввиду того, что истец уже значится в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит отклонению.
До настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено. Приведенные нормы не содержат императивных положений, предусматривающих обеспечение жильем лиц из числа приведенной категории в порядке очередности внутри соответствующего списка, как следствие Чернецкая Т.Н. вправе требовать судебной защиты, обращаясь с таким иском.
В силу изложенного, исковые требования Чернецкой Т.Н. суд считает подлежащими удовлетворению и возлагает на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия обязанность обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию права истца на предоставление ей жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чернецкой ТН удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Чернецкой ТН благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20.08.2018 г.
Судья Т.В. Хамнуева