Решение по делу № 2а-843/2021 от 17.03.2021

Дело № 2а-843/2021

(24RS0007-01-2021-001527-52)

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2021 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Максимовой О.В.,

при секретаре Булатовой А.А.,

с участием административного истца Байрита А.А. путем использования системы видеоконференц-связи,

представителя административного ответчика ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю Киселевой А.С., действующей на основании доверенности, путем использования системы видеоконференц-связи,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Байрита ФИО14 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» Подкове ФИО17 о признании незаконными действий по привлечению к дисциплинарной ответственности, переводу в строгие условия содержания,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Байрит А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» о признании незаконными действий по привлечению к дисциплинарной ответственности, переводу в строгие условия содержания. Требования мотивированы тем, что он отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 19.11.2019 года по 20.10.2020 года, где учился в 10 и 11 классах вечерней школы, в сентябре 2020 года записался на обучение по специальности «мастер по ремонту холодильного оборудования», вещевым довольствием на летний и зимний периоды обеспечен в полном объеме не был. 03.11.2020 года он был этапирован в ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, где впоследствии увидел в личном деле сведения о получении им образования по специальностям «подсобный рабочий», «навальщик-свальщик 2 разряда», однако указанные специальности он не получал, не обучался на них. 14.12.2020 года он был переведен в отряд № 8, где ему сообщили, что он трудоустроен в бригаду № 81, связанную с лесопилением и деревообработкой, с указанием о выходе на работу ежедневно с 15.12.2020 года с 08 часов 45 минут до 18 часов 00 минут. Он отказался и не стал выходить на линию развода промзоны, пояснив сотрудникам администрации ИУ, что он незаконно был переведен в ИК-42, в связи с чем, не может быть и законно трудоустроен, при этом ни на одну из специальностей он не обучался, своего согласия на трудоустройство не давал, имеет заболевание глаз, что препятствует трудоустройству из-за расфокусировки зрения и прогрессирующего эффекта, а также не был обеспечен вещевым довольствием, особенно на зимний период, учитывая, что работы выполняются на улице, а ИК-42 находится в местности, приравненной к Крайнему Северу, где наблюдаются экстремально низкие температуры воздуха. Тем самым, администрацией ИУ ему не были предоставлены достойные условия труда и его оплата. За невыход на линию развода 01.03.2021 года, 02.03.2021 года на него был составлен рапорт, а 05.03.2021 года по данным фактам он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор на 10 суток, с переводом в строгие условия содержания, с чем он не согласен. Просит признать решение и соответствующие действия администрации ИУ о привлечении его к дисциплинарной ответственности 05.03.2021 года и переводе в строгие условия содержания незаконными, отменить их.

Определениями Богучанского районного суда Красноярского края от 12.07.2021 года, 06.08.2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» Подкова В.В.

Административный истец Байрит А.А. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, настаивая на их удовлетворении, суду пояснил, что, действительно, 01.03.2021 года он не вышел на линию развода по состоянию здоровья, в связи с отсутствием зимней одежды и соответствующих специальностей. Состояние его здоровья (зрение) ухудшилось в 2019 году, при этом, фельдшер ИК-42 не имел права выдавать заключение, что он (административный истец) не имеет заболеваний в связи с отсутствием таких полномочий, окулистом он не является. Обучение на специальности он не проходил, с техникой безопасности его не знакомили, сертификат выдавался формально. Кроме того, получаемая им заработная плата была ниже МРОТ. 05.03.2021 года на дисциплинарной комиссии он дал свои объяснения по поводу невыхода на линию развода. Куртку он получал 19.11.2019 года, но при этапировании вещи ему не дали, одежду только сейчас стали выдавать из подменного фонда. С приказом № 295, распорядком дня он был ознакомлен начальником отряда только в августе 2021 года. Просит административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю Киселева А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями не согласилась, полагая их незаконными и необоснованными, поддержала все изложенное в письменном отзыве на иск, согласно которому Байрит А.А. был привлечен к дисциплинарной ответственности при наличии достаточных и законных оснований, порядок и сроки наложения дисциплинарного взыскания не нарушены, постановление о наложении взыскания от 05.03.2021 года вынесено уполномоченным должностным лицом с учетом всех обстоятельств совершения нарушений, личности осужденного, соответствует тяжести и характеру нарушения. Также, за отказ 01.03.2021 года от работы в соответствии с требованиями ст. ст. 116, 122 УИК РФ постановлением начальника ИК-42 от 05.03.2021 года Байрит А.А. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен в строгие условия отбывания наказания. Байрит А.А. был уведомлен о предъявленном дисциплинарном обвинении, ознакомлен с порядком наложения дисциплинарного взыскания, с правом его обжалования и наличием необходимой информации на стендах наглядной агитации в общедоступных местах. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме в связи с необоснованностью заявленных требований. Дополнительно представитель Киселева А.С. суду пояснила, что согласие осужденных на трудоустройство не требуется, это их обязанность. Вещи Байриту А.А. выдавались в полном объеме. Фельдшер МСЧ уполномочен делать заключение о трудоспособности осужденных. Факт прохождения обучения специальности «навальщик-свальщик» подтверждается имеющимся в материалах личного дела Байрита А.А. соответствующим сертификатом. В августе 2021 года Байрит А.А. был повторно ознакомлен с распорядком дня, при этом, указанная информация под роспись не доводится, так как имеется на стендах.

Административный соответчик Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю в зал суда своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суду не сообщило.

Административный ответчик начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колонию № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» Подкова В.В. в зал суда не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Заслушав участников процесса, допросив свидетеля ФИО8, исследовав письменные доказательства и другие документы, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Дела об оспаривании действий (бездействия), решений исправительных учреждений подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 3 Конвенции от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод» и ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 13 Конвенции от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», каждый, чьи права и свободы, признанные настоящей Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Права и свободы человека и гражданина согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30.08.1955 года, предусмотрено, что наказания можно налагать только в соответствии с таким законом или такими распоряжениями, причем ни один заключенный не может подвергаться повторному наказанию за один и тот же проступок. Ни один заключенный не может быть подвержен наказанию, не будучи предварительно информирован о проступке, который ему ставится в вину, и не получив должной возможности высказаться в свое оправдание. Компетентные власти должны подвергать каждое такого рода дело тщательному рассмотрению.

Согласно ст. 2 УИК РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов. Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

В силу ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Приказом ФСИН России № 422 от 13.06.2019 года Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных учреждений № 26 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» переименовано в Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю».

В силу п. 1.1 Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» (сокращенное наименование: ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю) является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренными в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно пункту 2.1 Устава целями деятельности ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю является, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Байрит А.А. осужден 27.05.2019 года Канским городским судом Красноярского края по п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 10 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; начало срока 12.02.2017 года, конец срока 14.08.2027 года.

Судом установлено, что Байрит А.А. согласно справке по личному делу прибыл в ИК-42 п. Октябрьский 03.11.2020 года.

Администрация исправительного учреждения ИК-42 характеризует осужденного Байрита А.А. следующим образом: был трудоустроен навальщиком-свальщиком лесоматериалов 2 разряда, за невыход на работу трудоустройство прекращено с ДД.ММ.ГГГГ, отбывает наказание в строгих условиях отбывания наказания, отношение к выполнению трудовых обязанностей неудовлетворительное, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, самооценка соответствует типу личности и уровню образования, участие в работах по благоустройству территории ИУ не принимает, не поощрялся, неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, что подтверждается также справкой о поощрениях и взысканиях, на мероприятия воспитательного и профилактического характера реагирует плохо, на профилактическом учете не состоит, в коллективе уживчив, с администрацией колонии ведет себя вежливо, тактично, социально-правовые занятия посещает

Согласно свидетельствам о профессии рабочего № 3437, № 23985 Байрит А.А. с 17.12.2020 года по 30.12.2020 года и с 17.11.2020 года по 07.12.2020 года проходил обучение по программам профессионального обучения «подсобный рабочий» и «навальщик-свальщик 2 разряда», соответственно, по результатам чего решениями аттестационной комиссии ЦТАО от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ему присвоены квалификации «подсобный рабочий 1 разряда», «навальщик-свальщик 2 разряда».

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник производственного отдела ИК-42 ФИО8 показал, что согласно распоряжению ГУФСИН России по Красноярскому краю каждый осужденный, не имеющий документов, подтверждающих наличие специальностей, по прибытию в ИК, находясь на карантине, должен пройти обучение по какой-либо низко квалификационной специальности для дальнейшего трудоустройства на производственных объектах. В ИК-42 такими специальностями, не требующими особых знаний и специальной подготовки, являются «подсобный рабочий», «навальщик-свальщик лесоматериалов» и «уборщик служебных помещений». За время нахождения в карантине (14 дней) осужденным посредством внутреннего кабельного телевидения транслируются учебные лекции по указанным специальностям. После выхода из карантина с осужденным преподавателем проводится работа в кабинете техники безопасности, выясняется, что усвоил осужденный. Далее обучение проходит непосредственно на рабочем объекте под руководством наставника в бригаде, по итогам чего проводится квалификационный экзамен в форме устного зачета-беседы, что осужденный может даже и не заметить, далее выдается соответствующее свидетельство. В период обучения Байрита А.А. обучающим был ФИО9, который Байриту А.А. знаком.

Согласно статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации - наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Лишение свободы, в соответствии со ст. 56 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Согласно ч. 1 ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.

Режим в исправительных учреждениях согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту – Правила).

Статьей 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Аналогичные обязанности осужденных предусмотрены пунктом 16 Правил. Этот пункт Правил также возлагает на осужденных обязанности: соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ, добросовестно относиться к труду и учебе, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.

Частью 1 статьи 103 УИК РФ установлено, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Согласно п.п. 24, 25, 28 Правил осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определенных администрацией ИУ, с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и прохождения ими обучения по специальности, требующей соответствующей квалификации, а также исходя из наличия рабочих мест, кроме работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных в соответствии с перечнем. В установленное распорядком дня время осужденные выстраиваются поотрядно, побригадно в отведенных местах для развода на работу и вывода с работы. При разводе на работу проверяется, все ли осужденные обуты и одеты по сезону и в установленной форме. Лица, одетые не по форме, возвращаются для устранения нарушений в одежде. При выводе и возвращении осужденных с работы, а также временно выходивших в промышленную зону по поручениям администрации ИУ проводится их личный обыск. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, порядок их применения установлены статьями 115 - 118 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Согласно статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться, помимо прочего, следующие меры взыскания: выговор; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.

Статьей 119 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что правом применения перечисленных в статье 115 данного Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

В соответствии с частью 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Водворение осужденных в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 4 указанной статьи).

Согласно пунктам 3, 10, 12, 14 Приказа Минюста РФ от 09 августа 2011 года N 282 "Об утверждении Порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья" медицинский осмотр осужденного осуществляется на основании постановления начальника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы (далее - учреждение), или лица, его замещающего, о применении к осужденному взыскания в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.

При проведении медицинского осмотра изучаются жалобы осужденного, медицинская карта, проводится медицинский осмотр и при необходимости - дополнительные методы исследований. В медицинскую карту осужденного вносится запись об основании проведения медицинского осмотра, диагноз выявленных заболеваний и формулируется заключение о возможности или невозможности по состоянию здоровья нахождения осужденного в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах.

После завершения процедур, непосредственно связанных с медицинским осмотром и оформлением медицинской документации, медицинский работник, проводивший осмотр осужденного, на постановлении о применении к осужденному взыскания выносит медицинское заключение, оформляемое собственноручно, с указанием времени и даты проведенного медицинского осмотра.

Основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности нахождения осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, одиночной камере, штрафном или дисциплинарном изоляторе является заболевание, травма либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях (в том числе в медицинской части).

Согласно справке старшего инспектора ГСЗ и УТСО ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю от 19.08.2021 года Байрит А.А. за период отбывания наказания в ИК-42 был трудоустроен: навальщиком-свальщиком лесоматериалов 2 разряда в бригаду № 81 с 15.12.2020 года до 16.01.2021 года; навальщиком-свальщиком лесоматериалов 2 разряда в бригаду № 82 с 01.03.2021 года до 10.03.2021 года; подсобным рабочим 1 разряда в бригаду ОСУОН «участок непромышленной деятельности» с 30.04.2021 года, где продолжает работать по настоящее время. Факты трудоустройства и его прекращения подтверждаются также приказами начальника и врио начальника ИК-42 от 14.12.2020 года, 14.01.2021 года, 26.02.2021 года, 09.03.2021 года.

Согласно приказу врио начальника ИК-42 от 26.02.2021 года № 43-ос, на основании рапорта начальника лесобиржи, согласованного, в том числе, инженером ПО и ПП и медицинским работником, осужденный Байрит А.А. в связи с производственной необходимостью был привлечен к оплачиваемому труду с 01.03.2021 года на должность навальщика-свальщика лесоматериалов 2 разряда, со сдельной оплатой труда в бригаду № 82 «Разделка хлыстов», с установлением должностного оклада 3 788 рублей, с доплатой 4 % от должностного оклада за вредные условия труда.

Как видно из распорядка дня для осужденных, трудоустроенных в 1-ую смену сектора «А» в ИК-42, утвержденного приказом ФКУ ИК-42 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 08.05.2020 года № 346, развод на работу осуществляется с 08 часов 05 минут до 08 часов 45 минут, прибытие на рабочее место – с 08 часов 45 минут до 09 часов 05 минут. Указанный распорядок дня, как указано представителем административного ответчика и не оспорено административным истцом, наглядно размещен на стенде в помещении отряда, и личного с ним ознакомления под роспись не требует.

Из рапорта ДПНК ИК-42 ФИО10 от 01.03.2021 года следует, что 01.03.2021 года с 08 часов 50 минут в жилой зоне ИК-42 сектора «А» было установлено, что осужденный Байрит А.А. отсутствовал в отведенном месте для развода на работу и вывода с работы, находящемся на центральной аллее жилой зоны ИК-42; в 08 часов 55 минут Байрит А.А. был обнаружен в расположении отряда № 8 ИК-42 сектора «А», на законные требования выйти на оплачиваемую работу Байрит А.А. ответил отказом, что является нарушением п. 16 гл. 3, п.п. 24, 25 гл. 6 Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения. Указанное обстоятельство подтверждается также справкам начальника лесобиржи ИК-42 ФИО11, разнарядкой на вывод осужденных на производственный объект «Нижний склад» и объект коммунально-бытового обеспечения жилой зоны на 01.03.2021 года, согласно которым осужденный Байрит А.А., трудоустроенный на должность навальщика-свальщика 2 разряда в бригаде № 82, отсутствовал на рабочем месте 01.03.2021 года с 08 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, на работу в первую смену в составе бригады № 82 не вышел; при этом, осужденные, трудоустроенные на объекте «лесобиржа», обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (спецодежда) на самом производственном объекте.

В своих письменных объяснениях, данных 02.03.2021 года, Байрит А.А. факт невыхода на развод на работу 01.03.2021 года не отрицал, при этом указал, что не будет выходить на работу, так как: был переведен в нарушение ст. 81 УИК РФ из ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю; вещевым довольствием не обеспечен в полном объеме; не имеет специальности, так как обучение не проходил; имеет заболевание глаз, что препятствует трудоустройству; учреждение должно предоставить достойную оплату труда в соответствии с законом.

Вопреки доводам административного истца, согласно медицинскому заключению фельдшера МЧ ИК-42 Байрит А.А. 01.03.2021 года в медицинскую часть не обращался, лечение не проходит, трудоспособен, освобождение от работы не выдавалось. Факт трудоспособности Байрита А.А. подтверждается также представленной медицинской картой последнего, согласно которой в анамнезе Байриту А.А. установлен диагноз – миопия I степени, который о нетрудоспособности последнего не свидетельствует, основанием к освобождению от работы не является. Соответствующее заключение о трудоспособности Байрита А.А. выдано уполномоченным лицом, в соответствии с Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285.

Байрит А.А. 05.03.2021 года уведомлен о предъявленном дисциплинарном обвинении, ознакомлен с порядком наложения дисциплинарного взыскания, с правом обжалования принятого решения и с тем, что сведения об органах и должностных лицах, в адрес которых осужденные могут направлять свои заявления, ходатайства, жалобы, размещен на стендах наглядной агитации в общедоступных местах, от подписи в расписке отказался.

В своем заключении начальник отряда ОВРсО ИК-42 майор внутренней службы ФИО12 от 04.03.2021 года, проводивший проверку по факту допущенного нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденным Байритом А.А., полагал факт нарушения осужденным доказанным, целесообразным привлечь последнего к дисциплинарной ответственности.

По результатам проведенной проверки состоялось 05.03.2021 года заседание дисциплинарной комиссии, утвержденной приказом начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю № 758 от 01.12.2020 года, куда Байрит А.А. был приглашен, что последним не отрицается, вину признал частично, составлен протокол заседания от 05.03.2021 года № 25, подписанный присутствовавшими членами комиссии и их замещающими, было принято решение после заслушивания начальника отряда ФИО12 – водворить осужденного Байрита А.А. за допущенное 01.03.2021 года нарушение в штрафной изолятор на 10 суток, признать злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Постановлениями председателя комиссии - начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю Подкова В.В., действующего на основании приказа № 254-лс от 23.11.2020 года, от 05.03.2021 года на основании статей 115, 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденный Байрит А.А. за нарушение установленного порядка отбывания наказания водворен в штрафной изолятор на 10 суток за то, что 01.03.2021 года нарушил распорядок дня, не вышел на развод на работу, законное требование – выйти на оплачиваемую работу – не выполнил, ответил отказом; был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, и за совершение злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания, отказ от оплачиваемой работы, переведен с обычных на строгие условия отбывания наказания.

Вышеприведенные постановления объявлены Байриту А.А. 05.03.2021 года под роспись.

Как следует из вышеприведенного постановления от 05.03.2021 о водворении осужденного Байрита А.А. в штрафной изолятор, на указанном документе имеется запись и подпись медицинского работника ФКУЗ МСЧ № 24 ФСИН России от 05.03.2021 года, что на момент осмотра в 19 часов 10 минут ФИО4 по состоянию здоровья может содержаться в ШИЗО.

При приеме в ШИЗО в ходе личного обыска (досмотра) запрещенных предметов у Байрита А.А. не обнаружено.

Согласно справке ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в период с 01.03.2021 года по 02.08.2021 года жалоб, заявлений от административного истца Байрита А.А. по спорному вопросу в адрес Учреждения не поступало.

Из копии журнала регистрации закрытых жалоб осужденных, справки ИК-42 от 03.08.2021 года видно, что с исходящей корреспонденцией с 01.03.2021 года по настоящее время осужденный Байрит А.А. неоднократно обращался в различные инстанции, в том числе, судебные.

Оснований считать недостоверными изложенные в рапорте, протоколе заседания дисциплинарной комиссии и иных документах сведения не имеется, поскольку они составлены уполномоченными должностными лицами, в пределах представленных им законом полномочий, описанные обстоятельства соответствуют друг другу.

В подпункте 2 пункта 30 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными указывается, что ни один заключенный не может быть подвержен наказанию, не будучи предварительно информирован о поступке, который ему ставится в вину, и не получив должной возможности высказаться в свое оправдание. Согласно части 1 статьи 117 УИК РФ до наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт.

Согласно ст. 116 УИК РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания является, помимо прочего, отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.

В силу ч. 3 ст. 122 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

Требования подпункта 2 пункта 30 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, ч. 1 ст. 117 УИК РФ администрацией ИК-42 не нарушены, поскольку дать объяснения осужденному администрацией исправительного учреждения было предложено, тот воспользовался указанным правом.

Право административного истца Байрита А.А. на защиту также нарушено не было, поскольку он проинформирован о существе допущенного им нарушения, которое полно и конкретно изложено, ему предоставлено право возражать как по фактическим обстоятельствам, так и против применения меры взыскания, заявив соответствующие доводы в письменном объяснении.

Поскольку на Байрита А.А. распространяются режимные требования исправительной колонии строгого режима, то суд приходит к следующим выводам: о доказанности факта нарушения Байритом А.А. установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении; об обоснованности применения к нему мер взыскания в виде водворения в ШИЗО, а также об обоснованности признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, поскольку им допущен отказ от работы, а также в течение одного года повторно нарушен установленный порядок отбывания наказания, при этом за каждое из этих нарушений он был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной, с переводом в силу требований ст. 122 УИК РФ в строгие условия отбывания наказания.

Тем самым Байрит А.А. допустил нарушение, предусмотренное пунктами 16, 24, 25 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Письменные доказательства, в том числе, рапорт сотрудника ИК-42, заключение по результатам проверки, протокол заседания дисциплинарной комиссии, соответствуют требованиям ст. 70 КАС РФ. Оснований, предусмотренных ст. ст. 59, 61 КАС РФ, для признания имеющихся в деле доказательств недопустимыми не установлено.

Взыскание в виде водворения в ШИЗО от 05.03.2021 года отвечает требованиям закона о полном и всестороннем учете данных о поведении осужденного за весь период отбывания наказания, с учетом ранее неоднократного его привлечения к дисциплинарной ответственности.

Согласно части 1 статьи 117 УИК РФ взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения.

В соответствии с ч. 1 ст. 119 УИК РФ начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие пользуются правом применения мер взыскания в полном объеме.

Постановления от 05.03.2021 года о водворении Байрита А.А. в ШИЗО, признании последнего злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переводе с обычных на строгие условия отбывания наказания приняты начальником исправительного учреждения, то есть надлежащим лицом, в пределах реализации предоставленных полномочий, не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения установленного порядка отбывания наказания.

По смыслу статьей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.

Таким образом, при недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.

Учитывая вышеизложенное, проверив законность и обоснованность наложенного взыскания, суд находит подтвержденным факт нарушения Байритом А.А. установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, принятые должностным лицом администрации меры имели под собой достаточное основание. При наложении взыскания учтены обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного, порядок применения мер взысканий соблюден. Постановления о наложении дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, переводе в строгие условия отбывания наказания вынесены после проверки изложенных сведений, в связи с чем, суд считает, что основания для отмены постановлений начальника ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю отсутствуют. Установленный Уголовно-исполнительным кодексом РФ обязательный порядок применения к Байриту А.А. оспариваемых мер нарушен не был.

Действующее законодательство, не предполагая произвольного определения места отбывания осужденным наказания, устанавливает открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, при которых допускается его перевод в другое исправительное учреждение. Нарушений положений ст. 81 УИК РФ при переводе осужденного Байрита А.А. в ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю судом не усматривается.

Критически суд относится и к доводам административного истца о его необеспечении вещевым довольствием, что явилось, в том числе, причиной невыхода на работу, поскольку, как видно из представленных справок бухгалтерии ИК-42, ведомости обмундирования в эксплуатации, а также копии лицевого счета осужденного, белье трикотажное теплое, головной убор зимний, куртку утепленную, сапоги комбинированные, то есть зимний комплект одежды, были получены Байритом А.А. 19.11.2019 года, со сроком носки 36 месяцев. Кроме того, суд учитывает, что осужденные, трудоустроенные на объекте «лесобиржа» ИК-42, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (спецодежда) на самом производственном объекте.

Предметы вещевого довольствия выдаются осужденным согласно Приложению № 1 к Приказу Минюста РФ № 216 от 03.12.2013 года по прибытии в исправительную колонию. Последующая выдача производится по мере необходимости, но не ранее истечения установленных сроков носки, находящихся в пользовании предметов и только с разрешения начальника учреждения по письменному заявлению осужденного.

Доводы административного истца о неполучении им специальности суд не принимает во внимание, поскольку они опровергаются материалами дела, в частности, свидетельством о профессии рабочего № 23985 по программе профессионального обучения «навальщик-свальщик 2 разряда», а также показаниями свидетеля ФИО8 о порядке проведения указанного обучения. Также, суд отмечает, что в период с 15.12.2020 года до 16.01.2021 года, то есть до обжалуемых действий администрации ИУ, Байрит А.А. уже был трудоустроен навальщиком-свальщиком лесоматериалов 2 разряда, исполнял трудовые обязанности по указанной специальности, в связи с чем, его ссылки на отсутствие у него указанной специальности, опыта и навыков работы по ней, суд находит необоснованными.

Доводы административного истца о несоответствии размера оплаты его труда минимальному размеру оплаты труда проверке в рамках заявленных требований не подлежат, поскольку в спорный период, несмотря на трудоустройство, последний к работе не приступил, рабочих дней не имел. Кроме того, указанные доводы основанием для освобождения от работы не являются, осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым Байриту А.А. отказать в удовлетворении административных исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» Подкове В.В. о признании незаконными действий по привлечению 05.03.2021 года к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор, переводу в строгие условия содержания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Байриту ФИО15 в удовлетворении административного иска к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 42 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» Подкове ФИО16 о признании незаконными действий по привлечению 05.03.2021 года к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор, переводу в строгие условия содержания отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в срок месяц со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края.

Председательствующий подпись О.В. Максимова

Решение в окончательной форме изготовлено 03 ноября 2021 года.

Копия верна

Судья О.В. Максимова

2а-843/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Байрит Артур Александрович
Ответчики
ФКУ ИК-42 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Богучанский районный суд Красноярского края
Судья
Максимова Ольга Викторовна
Дело на странице суда
boguchan.krk.sudrf.ru
17.03.2021Регистрация административного искового заявления
17.03.2021Передача материалов судье
19.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Судебное заседание
03.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2021Дело оформлено
22.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее