Решение по делу № 2-1273/2020 от 18.12.2019

Гражданское дело № 2-1273/2020

УИД 47RS0005-01-2019-007034-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена в судебном заседании 13 октября 2020 года.

Решение в окончательном виде изготовлено 19 октября 2020 года.

г. Выборг                                               13 октября 2020 года

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего    судьи                               Грачевой Ю.С.,

с участием прокурора                                                 Замашнюка И.А.,

при секретаре                                                               Ивановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Выборгского гарнизона, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному унитарному предприятию «Оборонпромэкология» Минообороны России, федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минообороны России об обязании совершить определенные действия,

установил:

Военный прокурор Выборгского гарнизона, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области, с иском к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному унитарному предприятию «Оборонпромэкология», федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минообороны России, в котором, уточнив требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию свалки твердых бытовых отходов на землях Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории земельного участка по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Огоньки, военный городок №8 (координаты участка 60.316873, 29.820403).

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проверки, проведенной Военной прокуратурой Выборгского гарнизона совместно с представителями ЛОГКУ «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» по соблюдению требований природоохранного законодательства, установлено, что на земельном участке площадью 1 402 000 м2, расположенном по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Огоньки, военный городок №8 (координаты участка 60.316873, 29.820403) размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Отходы складируются непосредственно на почве в виде куч навалом.

Собственник отходов не установлен. По морфологическому составу отходы представляют собой: бой асфальта, отходы древесины, бой кирпича, полимеры. Общий объем складируемых отходов составляет 1008, 56 м3. При этом, в ходе осмотра земельного участка установлено, что комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию незаконной свалки твердых бытовых отходов на землях Министерства обороны РФ в Выборгском районе Ленинградской области до настоящего времени не выполнен.

По мнению прокурора, выявленные нарушения в области охраны окружающей среды нарушают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.

В этой связи прокурор, ссылаясь на положения статей 13 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 55 Лесного Кодекса РФ, статьи 7, 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 8 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требовал судебной защиты прав на благоприятную окружающую среду, полагая, что в данном случае обязанность по ликвидации отходов, незаконно размещенных на землях минобороны, лежит на ответчиках.

Представитель истца - помощник Военного прокурора Выборгского гарнизона Замашнюк И.А. настаивал на заявленных требованиях.

Ответчики Министерство обороны РФ, ФГУП «Оборонпромэкология», ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования», в заседание суда не явились, о времени и месте судебного заседания извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представили.

Третье лицо – ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России" в заседание суда не явилось, о времени и месте судебного заседания извещалось по правилам ст.113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представило.

Третьи лица, Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области", Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Департамент "Рослесхоз" по Северо-Западному федеральному округу в заседание суда не явились, о времени и месте судебного заседания извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представили.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом на основании материалов дела, Военной прокуратурой Выборгского гарнизона совместно с представителями ЛОГКУ «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области.

В ходе проверки выявлено, что на земельном участке площадью 1 402 000 м2, расположенном по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Огоньки, военный городок №8 (координаты участка 60.316873, 29.820403) размещена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, что подтверждается копиями актов о нарушении законодательства.

Морфологический состав отходов: бой асфальта, отходы древесины, бой кирпича, полимеры. Собственников отходов установить не представилось возможным в виду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов конкретному лицу.

При этом, в ходе осмотра земельного участка установлено, что комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию незаконной свалки твердых бытовых отходов на землях Министерства обороны РФ в Выборгском районе Ленинградской области до настоящего времени не выполнен.

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года N 92-0).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 № 238-О-О, по смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.

При этом положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в     результате      которых      происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В части 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" указано, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен (пункт 1 части 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Из статьи 3 Федерального закона от 23.11.1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» следует, экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Основные положения, определяет общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами.

В статье 6 основных положений указано, что условия проведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородности слоя почвы, устанавливается органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающие разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со статьей 11, частью 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Согласно статье 11 Федерального закона «Об обороне», Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.

На основании части 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне», имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения ил и оперативного управления.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из положений приведенной статьи следует, что обязанность по содержанию собственности может быть возложена не только на собственника, но и на других лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу действия оснований статьи 71 Конституции РФ статей 1, 10, 11, 13, 25 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне», Положения о Министерстве обороны РФ Вооруженные силы РФ – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей. Имущество Вооруженных сил РФ, в том числе воинских частей относится к федеральной собственности, и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлено, что защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника данного государственного имущества.

Созданное в соответствии с приказом Минообороны России ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минообороны России имеет филиал в виде Морозовского лесничества Минообороны России на территории Ленинградской области и которое осуществляет свою деятельность в целях управления контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минообороны России.

Деятельность по очистке и рекультивации загрязненных участков, воинских частей и военных городков от загрязнений является основным направлением деятельности ФГУП «Оборонпромэкология» Минообороны России.

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, находящейся в оперативном управлении Минообороны России, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке земельных участков, проводимых ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минообороны России и ФГУП «Оборонпромэкология» Минообороны России.

В данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности владельца земельного участка за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию находящегося во владении и пользовании земельного (лесного) участка.

Таким образом, поскольку такая обязанность прямо установлена законом, а зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории находящейся во владении и пользовании ответчиком, то они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь вышеперечисленными нормами действующего законодательства, установив, что размещение несанкционированных свалок на землях, находящихся в ведении Министерства обороны РФ нарушает права населения на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных военным прокурором исковых требований, возложении на ответчиков обязанности ликвидировать отходы несанкционированных свалок и осуществить рекультивацию земельных участков.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Военного прокурора Выборгского гарнизона, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному унитарному предприятию «Оборонпромэкология» Минообороны России, федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минообороны России об обязании совершить определенные действия– удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, федеральное государственное унитарное предприятие «Оборонпромэкология» Минообороны России, федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минообороны России осуществить комплекс мероприятий, направленных на рекультивацию земель и ликвидацию свалки твердых бытовых отходов на землях Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории земельного участка по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Огоньки, военный городок №8 (координаты участка 60.316873, 29.820403).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд.

    Судья                  Ю.С. Грачева

2-1273/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Выборгского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
ФКУ "Объединенное стратегическое командование западного военного округа
ФГУП «Оборонпромэкология» Минообороны России
Другие
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
Департамент "Рослесхоз" по Северо-Западному федеральному округу
Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области"
Суд
Выборгский городской суд Ленинградской области
Судья
Грачева Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
vyborgsky.lo.sudrf.ru
18.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2019Передача материалов судье
23.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.02.2020Предварительное судебное заседание
14.04.2020Судебное заседание
02.06.2020Судебное заседание
23.07.2020Судебное заседание
20.08.2020Предварительное судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее