Дело № 2а-1750/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2021 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Фроловой О.С.,
при секретаре Востриковой Е.Ю.,
прокурора Фирсанова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело №2а-1750/2021 по административному иску Федерального казенного учреждения Тюрьма №2 УФСИН России по Липецкой области к Абаляну Артуру Людвиговичу об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Федеральное казенное учреждение Тюрьма №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Липецкой области (ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Абаляну А.Л. об установлении административного надзора. Требования мотивировало тем, что Абалян А.Л. освобождается ДД.ММ.ГГГГ по отбытии срока наказания, по приговору суда имеет опасный рецидив преступления. В период отбывания наказания Абалян А.Л. ДД.ММ.ГГГГ был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Просит рассмотреть вопрос об установлении в отношении Абаляна А.Л. административного надзора на срок 8 лет, одновременно установить ему следующие административные ограничения: запретить пребывание вне места жительства или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 23.00 до 06.00; запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участия в них; запретить выезд за пределы субъекта РФ по избранному месту жительства или пребывания без разрешения органов внутренних дел; обязать Абаляна А.Л. являться на регистрацию в соответствующий отдел внутренних дел 4 (четыре) раза в месяц.
Представитель административного истца ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, в деле имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Абалян А.Л. надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в материалах дела имеется расписка и заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии.
Суд, на основании статьи 272 Кодекса административного судопроизводства РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика.
Заслушав заключение помощника прокурора г. Ельца Фирсанова В.В., полагавшего, что иск подлежит удовлетворению, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Часть 2 той же статьи предусматривает, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: 1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи); 2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений; 3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 ???????, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации; 4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 часть 3 статья 5 Федерального закона).
В силу пункта 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны также содержаться следующие сведения: 1) по административному делу об установлении или о продлении административного надзора - срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу приговором Октябрьского районного суда города Белгорода от 15 февраля 2018 года Абалян А.Л. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Данным приговором в действиях Абаляна А.Л. в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, признан опасный рецидив преступления.
Вступившим в законную силу постановлением Свердловского районного суда города Белгорода от 24 ноября 2020 года осужденный Абалян А.Л. для дальнейшего отбывания наказания по приговору Октябрьского районного суда города Белгорода от 15 февраля 2018 года в виде лишения свободы из исправительной колонии строгого режима переведен в тюрьму, до окончания срока отбывания наказания.
Совершенное Абаляном А.Л. преступление (ч.2 ст. 228 УК РФ) в силу части 4 статьи 15 Уголовного кодекса РФ относится к категории тяжкого преступления, поэтому срок погашения судимости за него, согласно статье 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления – ДД.ММ.ГГГГ), составляет восемь лет после отбытия наказания.
При таких обстоятельствах, коль скоро Абалян А.Л. имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, суд приходит к выводу о наличии и достаточности правовых оснований для удовлетворения заявленного административного иска и необходимости установления в отношении него административного надзора.
Таким образом, руководствуясь частью 2 статьи 3, пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд считает необходимым установить в отношении Абаляна А.Л. административный надзор сроком на 8 лет (на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости), за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решая вопрос об установлении Абаляну А.Л. конкретных административных ограничений, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 8 статьи 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении административного надзора суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2 статьи 4).
Как следует из имеющейся в материалах дела справки о поощрениях и взысканиях осужденного Абаляна А.Л., за период отбывания наказания имеет 29 неснятых и непогашенных взысканий, поощрений не имеет.
В период отбывания наказания постановлением начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по N... от ДД.ММ.ГГГГ Абалян А.Л. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Администрацией исправительного учреждения Абалян А.Л. характеризуется отрицательно, что подтверждается характеристикой.
С учетом изложенного, суд считает необходимым установить Абаляну А.Л. административное ограничение в виде обязательной явки 3 (три) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о необходимости более строго контроля за поведением Абаляна А.Л. после освобождения для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Поскольку Абалян А.Л. судим за совершение преступления против здоровья населения и общественной нравственности, то суд считает необходимым установить ему в качестве еще одного вида административного ограничения – запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей (подп. 1 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
В частности, в части 3 статьи 12 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ закреплено положение о том, что по исключительным личным обстоятельствам орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пп. 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.
Из сообщения начальника Управления по вопросам миграции от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заключением УМВД России по N... от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт принадлежности к гражданству Российской Федерации гражданина Абаляна А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 г. №1948-1 с применением части 7 статьи 4 Федерального закона от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». По вопросу выхода из гражданства Российской Федерации в УВМ УМВД России по Липецкой области не обращался.
ФКУ Т-2 УФСИН России по N... обратилось в ОМВД России по г.Ельцу с запросом от ДД.ММ.ГГГГ по оформлению паспорта Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации на отбывающего наказание в учреждении ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области гражданина Абаляна А.Л.
Судом установлено, что Абалян А.Л. не имеет на территории РФ регистрации, до задержания проживал по адресу: N... от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, из заявления Абаляна А.Л. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по отбытии срока наказания он убывает по адресу: N....
В связи с необходимостью более строгого контроля за поведением Абаляна А.Л. после освобождения, суд считает необходимым установить следующие административные ограничения: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут и запрещение выезда за пределы N... без разрешения органов внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Как следует из справки медсанчасти исправительного учреждения, противопоказаний у Абаляна А.Л. для установления административного надзора не имеется.
По мнению суда, вышеуказанные срок и административные ограничения, соответствуют целям административного надзора, с учетом личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания, конкретных обстоятельств дела, а также возможного поведения Абаляна А.Л. после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 3, 4, 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, ст. 173.1 УИК РФ, ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Федерального казенного учреждения Тюрьма №2 УФСИН России по Липецкой области к Абаляну Артуру Людвиговичу об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Абаляна Артура Людвиговича административный надзор на срок 8 (восемь) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, возложив на него следующие административные ограничения:
1) запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них;
2) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут без разрешения органов внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;
3) запрещение выезда за пределы N... без разрешения органов внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;
4) обязательная явка 3 (три) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения Абаляна Артура Людвиговича.
Контроль за поведением поднадзорного лица возложить на орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения Абаляна Артура Людвиговича.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд Липецкой области в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий: О.С. Фролова
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2021 года.