Дело № 2-2106/2023 Председательствующий- Цицкиев Р.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-906/2024
23 июля 2024 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.М.,
судей Дзаитова М.М. и Горокаевой Х.А.,
при секретаре судебного заседания Арчаковой З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арсамаковой Маки Магомедовны к Отделению СФР по Республике Ингушетия и Отделению СФР по Волгоградской области о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным и возложении обязанности возобновить выплату пенсии по апелляционной жалобе представителя ОСФР по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда от 09 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Кориговой М.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец ФИО2 обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит признать действия ответчиков, выразившиеся в приостановлении выплаты страховой пенсии, незаконными и обязать возобновить выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
Исковое заявление мотивировано тем, что она являлась получателем страховой пенсии. ДД.ММ.ГГГГ ей прекратили выплату пенсии, в связи с чем ею было подано заявление в пенсионный орган о разъяснении причины приостановления пенсионной выплаты. На заявление ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил, что основанием для приостановления выплаты страховой пенсии стало неправомерное установление и выплата досрочной пенсии по старости в связи с особыми и тяжелыми условиями труда, что подтверждается сверкой наличия или отсутствия подтверждающих документов. Указывает, что стаж ее работы подтверждается трудовой книжкой, заполненной и оформленной в соответствии с требованиями трудового законодательства, в связи с чем считает решение о прекращении пенсии незаконным.
Истец ФИО2, представитель ОСФР по <адрес>, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОСФР по Республике Ингушетия Оздоеву М.М., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно п.19 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Частью 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 25 данного Федерального закона предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, действовавшим на момент принятия решения ответчиком о назначении пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555), так и п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, действовавшим на момент прекращения выплаты пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами либо могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.д.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и т.д.) не по вине работника.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением пенсионного органа о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Из уведомления ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об обнаружении ошибки и прекращении выплаты пенсии ФИО2 следует, что в ходе проверки пенсионных дел получателей досрочной пенсии по старости, назначенных в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», проведенной РК ПФР, было выявлено отсутствие подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы, в связи с чем выплату пенсии прекратить с ДД.ММ.ГГГГ.
Из возражений ОСФР по <адрес> следует, что ФИО2 утратила право на пенсию по выслуге лет, поскольку нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы дающих право на досрочное назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона, а именно относительно периодов работы, указанных в трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. в СШ № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. в СШ № в <адрес>.
Из возражений ОСФР по <адрес> следует, что согласно трудовой книжке AT-V № от ДД.ММ.ГГГГ, справке, уточняющей льготный характер работы № от ДД.ММ.ГГГГ выданной политехническим колледжем им. Арапиева, справке, уточняющей льготный характер работы № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Средней общеобразовательной школой №, справке, уточняющей льготный характер работы № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Средней общеобразовательной школой № <адрес>, подтвердить право на досрочную страховую пенсию по старости не представляется возможным, поскольку отсутствуют сведения о нахождении в отпуске по уходу за детьми 2007 года рождения и 2009 года рождения.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований, исходил из того, что у ответчика отсутствовали основания для прекращения выплаты пенсии, что доводы истца о наличии у нее права на льготное пенсионное обеспечение нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в частности сведениями из трудовой книжки, справками о заработной плате и справками, уточняющими особый характер работы.
Руководствуясь положениями статьи 10 ГК РФ, суд пришел к выводу о том, что доказательств, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права истца на пенсию, ответчиком не представлено, что именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что истец предоставил недостоверные сведения.
Судебная коллегия с правомерностью и обоснованностью выводов суда соглашается.
Судебной коллегией установлено и из материалов гражданского дела следует, что ФИО2 при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста были представлены необходимые документы, подтверждающие наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Соответствующие периоды работы ФИО2 подтверждаются сведениями из трудовой книжки, являющейся основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору (п. 6 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), а также справками с мест работы (справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная средней школой № <адрес>, справка от ДД.ММ.ГГГГ №, выданная Управлением образования по <адрес> и <адрес> Министерства образования Чеченской Республики, справка от ДД.ММ.ГГГГ №, справка от ДД.ММ.ГГГГ №, справка от ДД.ММ.ГГГГ №, справка от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со ст. 30 Закона N 400-ФЗ применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее - Список N 781), а также действовавший на тот период список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Также в данном подпункте указан перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической I деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Так, пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 г. № 781 предусмотрены должность преподаватель, а пунктом 1.10 раздела «Наименование учреждений» этого же списка – училища всех наименований, в том числе училище-интернат.
Согласно п. 13 того же постановления в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет), в том числе училище.
Исходя из приведенного правового регулирования периоды работы в должности преподавателя засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Таким образом, доводы жалобы судебная коллегия считает необоснованными, поскольку факт работы истца в спорные периоды в указанном учреждении подтверждается трудовой книжкой.
При этом в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» обязанность предоставлять сведения о застрахованных лицах лежит на работодателе и не может быть возложена на застрахованное лицо.
Доказательства, свидетельствующие о недостоверности сведений, содержащихся в трудовой книжке и представленных из пенсионного дела справок, стороной ответчиков в материалы дела не представлены.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие условий, предусмотренных ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ, для назначения истцу досрочной пенсии по старости на день ее обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. При этом стороной ответчиков не представлены доказательства недостоверности представленных истцом документов, что могло бы повлечь в силу ст.25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии.
При приеме документов ответчик проверял правильность оформления заявления о назначении пенсии и соответствие изложенных в нем сведений и документов, о чем свидетельствуют имеющиеся в пенсионных делах заключения о праве истцов на досрочное назначение пенсии по ч. 1 ст.30 приведенного Федерального закона.
Как верно отмечено судом первой инстанции, добросовестность действий ФИО2 и работодателя презюмируется в силу закона, в связи с чем на ответчиках лежит обязанность представить бесспорные доказательства, подтверждающие представление истцом при назначении пенсии недостоверных сведений.
В соответствии со ст.8 и ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работника обязан предоставлять работодатель – плательщик страховых взносов.
Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст. 1 и 22 ТК РФ, п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включить периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном ((персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Истцом в обоснование подтверждения спорного периода представлена в материалы дела трудовая книжка.
Между тем ответчиками не представлены доказательства выполнения ими положений п.8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. №519п путем направления запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные им организации, располагающие документами (сведениями), указанными в п. 4 данного Порядка.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
В связи с изложенным судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магасского районного суда от 09 октября 2023 г., которым удовлетворено исковое заявление Арсамаковой Маки Магомедовны к Отделению СФР по Республике Ингушетия и Отделению СФР по Волгоградской области о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным и возложении обязанности возобновить выплату пенсии, оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по Республике Ингушетия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна
Судья Коригова М.М.