УИД <номер изъят>RS0<номер изъят>-<номер изъят>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 27 февраля 2024 года
Икрянинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО5.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
представителя истца ФИО3,
ответчика - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки по льготной категории работников просвещения, проживающих и работающих в сельской местности,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указывая, что <дата изъята> в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о назначении льготы по назначен ЖКУ, как педагогу, живущему и работающему в сельской местности обратилась ФИО1, предоставив необходимые документы. На основании поданного заявления ФИО1 в соответствии с законом <адрес> от <дата изъята> <номер изъят>/ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес>» решением Центра <номер изъят> от <дата изъята> ФИО1 назначены денежные компенсации за период с <дата изъята>. Согласно выписки из приказа <номер изъят> от <дата изъята> директора МБОУ «<данные изъяты>» ФИО1 уволена по окончанию срока трудового договора <дата изъята>. В связи с тем, что ФИО1 не уведомила «ЦСПН <адрес>» о своем увольнении, у нее образовалась переплата денежной компенсации за период с <дата изъята> по <дата изъята> в размере 68936,97 рублей. О необходимости возврата неосновательно полученных денежных средств в сумме 68936,97 рублей ФИО1 была уведомлена письменно, однако до настоящего времени денежные средства не возвратила. Просят суд взыскать с ФИО1 излишне выплаченную ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории работников просвещения, проживающих и работающих в сельской местности в размере 68936,97 рублей.
В судебном заседании представитель истца ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» ФИО3 исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, Сообщила, что сотрудники «ЦСПН <адрес>» всегда уведомляли ее о необходимости заключения дополнительного или нового договора, о необходимости предоставления дополнительных документов. О том, что при ее увольнении и дальнейшем трудоустройстве в МКОУ «Восточнинская ООШ» она должна была сообщить в «ЦСПН <адрес>» она не знала. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Астраханской области от 18.12.2008 №79/2008-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» право на получение денежной компенсации имеют граждане, проживающие на территории Астраханской области и имеющие право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе в соответствии с Законом Астраханской области от 22 декабря 2016 г. №85/2016-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области».
Согласно ст. 29 Закона Астраханской области от 22.12.2016 №85/2016-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» право на меру социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей имеют педагогические работники государственных образовательных организаций Астраханской области, муниципальных образовательных организаций, руководители государственных образовательных организаций Астраханской области, муниципальных образовательных организаций и их заместители, руководители структурных подразделений государственных образовательных организаций Астраханской области, муниципальных образовательных организаций и их заместители (п. «е» ч. 1 ст. 29);
- лица, проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Астраханской области, вышедшие на пенсию, общий стаж педагогической работы которых в образовательных организациях сельских населенных пунктов, рабочих поселков (поселков городского типа) Астраханской области составляет не менее 10 лет, а также лица, проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Астраханской области, соответствующие условиям, необходимым для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, общий стаж педагогической работы которых в образовательных организациях сельских населенных пунктов, рабочих поселков Астраханской области составляет не менее 10 лет. (п. 2 ч. 1 ст. 29)
Гражданам, указанным в подпунктах «а» - «д» пункта 1, пункте 2 части 1 настоящей статьи, имеющим среднедушевой доход семьи (доход одинокого гражданина) ниже полуторной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Астраханской области, действующей на дату обращения за мерой социальной поддержки, предоставляется ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1055 рублей. (ч. 2 ст. 29)
Гражданам, указанным в подпункте «е» пункта 1 части 1 настоящей статьи, предоставляется ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения, электрической энергии, отопления в размере 1500 рублей. (часть 2.1 ст. 29)
Порядок и условия предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной частью 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Астраханской области. (ч. 3 ст. 29)
Постановлением Правительства Астраханской области от 18.01.2018 N 9-П "О Порядке и условиях предоставления ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Астраханской области" (далее - Постановление) утверждены порядок и условия предоставления ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Астраханской области.
Согласно п. 3 Постановления назначение ежемесячного пособия, указанного в пункте 1 настоящего Порядка (далее - ежемесячное пособие), гражданам (семьям), указанным в пункте 1 настоящего Порядка (далее - заявители), осуществляют государственные казенные учреждения Астраханской области - центры социальной поддержки населения муниципальных районов, центры социальной поддержки населения районов города Астрахани, центр социальной поддержки населения закрытого административно-территориального образования Знаменск, подведомственные министерству социального развития и труда Астраханской области (далее - учреждения) по месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания.
В судебном заседании установлено, что <дата изъята> с заявлением <номер изъят> ответчик ФИО1 обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с просьбой предоставления государственной услуги: назначения компенсационной выплаты по ЖКУ, как льготной категории граждан, а именно работнику просвещения, проживающему и работающему на территории сельской местности. Для назначения государственной услуги ответчиком предоставлены документы о том, что она действительно работает в МБОУ «<данные изъяты>» учителем (справка <номер изъят> от <дата изъята>). Впоследствии ответчику предоставлялись выплаты в период с <дата изъята> по <дата изъята> ежемесячно.
Согласно справке, предоставленной МБОУ «<данные изъяты>», ФИО1, <дата изъята> года рождения работала в МБОУ «<данные изъяты>» в период с <дата изъята> по <дата изъята>, а также с <дата изъята> по <дата изъята>.
Выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО1 по льготной категории лиц «педагогический работник» прекращена в связи с предоставлением списка работников образовательных учреждений относящихся к педагогическому составу, в которых ФИО1 не значится.
В соответствии с частью 5 статьи <адрес> от <дата изъята> <номер изъят> «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» граждане, получающие денежную компенсацию, обязаны извещать уполномоченный орган об изменениях состава семьи, места жительства, оснований предоставления мер социальной поддержки и других обстоятельствах, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение ее размера, в течение 10 рабочих дней со дня наступления обстоятельств с представлением соответствующих документов.
Излишне выплаченные суммы денежной компенсации засчитываются в счет будущих платежей, а при отсутствии права на получение денежной компенсации в последующий период указанные средства добровольно возвращаются получателем денежной компенсации в бюджет, из средств которого была предоставлена денежная компенсация. При отказе от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются уполномоченным органом в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 14 ст. <адрес> от <дата изъята> <номер изъят>-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» предоставление денежной компенсации гражданам, указанным в части 1 статьи 2 настоящего Закона, а также членам их семей, указанным в частях 2.1 статьи 3 настоящего Закона, прекращается при наступлении одного из следующих случаев: утраты данными гражданами, членами их семей права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг.
В связи с тем, что ответчик уволена на основании приказа директора МБОУ «<данные изъяты>» <номер изъят> от <дата изъята>, но при этом в нарушение ст. <адрес> от <дата изъята> <номер изъят> - ОЗ, не сообщила в уполномоченный орган об обстоятельствах, влекущих перерасчет размера компенсации расходов либо прекращение ее выплаты, истец пришел к выводу об необоснованной выплате сумм компенсации расходов за период с <дата изъята> по <дата изъята> в размере 68936,97 рублей.
Подтверждение права на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготной категории лиц «педагог» ответчиком предоставлено не было.
Анализируя в совокупности представленные письменные доказательства и установленные по делу обстоятельства, учитывая их взаимную связь, достоверность, относимость и допустимость, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета, в размере, установленном п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования государственного казенного учреждения <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, <дата изъята> года рождения (<номер изъят> в пользу государственного казенного учреждения <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» излишне выплаченную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных расходов в сумме 68936,97 рублей за период с <дата изъята> по 31.10.2023
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 2268,11 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Икрянинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом <дата изъята>.
Судья ФИО6