Решение по делу № 33-6437/2019 от 22.10.2019

г.Сыктывкар Дело №2-206/2019 (33-6437/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.,

судей Жуковской С.В.,Ушаковой Л.В.,

при секретаре Вахниной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании 31 октября 2019 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Сысольский» на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 4 сентября 2019 года, которым исковые требования прокурора Сысольского района в интересах несовершеннолетних Казюлин М.Д., Казюлину М.Д., Казюлину А.Д. к администрации муниципального района «Сысольский», удовлетворены; признаны незаконными и подлежащими отмене постановления администрации МР «Сысольский» от 17.12.2018 <Номер обезличен>, от 17.12.2018 <Номер обезличен>, от 17.12.2018 <Номер обезличен> об отказе во включении в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений; на администрацию муниципального района «Сысольский» возложена обязанность включить Казюлин М.Д. <Дата обезличена> г.р., Казюлину М.Д., <Дата обезличена> г.р., Казюлину А.Д. <Дата обезличена> г.р. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Сысольского района.

Заслушав доклад судьи Ус Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И.о. прокурора Сысольского района Республики Коми, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних Казюлина М.Д., Казюлиной М.Д., Казюлиной А.Д., обратился в суд с иском к администрации МР «Сысольский» о постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.

В процессе рассмотрения гражданского дела прокурор Сысольского района уточнил исковые требования, просил признать незаконными и подлежащими отмене постановления администрации МР «Сысольский» от 17.12.2018 <Номер обезличен>, от 17.12.2018 <Номер обезличен>, от 17.12.2018 <Номер обезличен> об отказе во включении в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений. Обязать администрацию муниципального района «Сысольский» включить Казюлина М.Д. <Дата обезличена> г.р., Казюлину М.Д., <Дата обезличена> г.р., Казюлину А.Д. <Дата обезличена> г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Сысольского района.

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МР «Сысольский» не согласна с решением суда, считает решение необоснованным и подлежащим отмене.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст.ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для их удовлетворения и отмены решения суда не усматривает.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что решением Сысольского районного суда Республики Коми от 17.12.2015 ФИО., ФИО1. лишены родительских прав в отношении детей: Казюлина М.Д., <Дата обезличена> года рождения, Казюлиной М.Д., <Дата обезличена> года рождения, Казюлиной А.Д., <Дата обезличена> года рождения, Казюлиной П.Д., <Дата обезличена> года рождения, Казюлина А.Д., <Дата обезличена> года рождения, Казюлина И.Д., <Дата обезличена> года рождения, Казюлиной С.Д., <Дата обезличена> года рождения.

Приказом Управления образования и науки Тамбовской области от 15.07.2016 <Номер обезличен> ФИО назначена опекуном (попечителем) над несовершеннолетними Казюлиным М.Д., Казюлиной М.Д., Казюлиной А.Д.

Распоряжением Межрайонного сектора опеки и попечительства отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству (<Адрес обезличен>) от 27.01.2016 <Номер обезличен>, обеспечена сохранность права на закрепленное жилое помещение за несовершеннолетними Казюлиным М.Д., Казюлиной М.Д., Казюлиной А.Д., по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>.

Постановлениями администрации муниципального района «Сысольский» от 09.10.2018 №<Номер обезличен>§2, <Номер обезличен> <Номер обезличен> установлен факт невозможности проживания Казюлина М.Д., Казюлиной А.Д., Казюлиной М.Д. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы (11 кв.м.) площади жилого помещения.

Согласно сведениям, предоставленным администрацией сельского поселения «Куратово», в жилом доме, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, принадлежащий умершей <Дата обезличена> ФИО2 зарегистрировано ... человек, общая площадь ... кв.м., жилое помещение не обследовалось межведомственной комиссией на предмет оценки состояния жилого помещения, в наследство никто не вступал. В указанном доме зарегистрированы Казюлина Н.В., Костромина Ю.Б., Казюлин М.Д., Казюлина А.Д., Казюлина М.Д., Казюлина П.Д., Казюлин А.Д., Казюлина С.Д., Казюлин И.Д.

В соответствии со свидетельствами о регистрации по месту пребывания от 02.08.2016 №<Номер обезличен>, <Номер обезличен> Казюлина М.Д., Казюлина А.Д., Казюлин М.Д. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <Адрес обезличен>, р<Адрес обезличен>, <Адрес обезличен> на срок с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Постановлением администрации МР «Сысольский» от 17.12.2018 <Номер обезличен> Казюлину М.Д., постановлением администрации МР «Сысольский» от 17.12.2018 <Номер обезличен> Казюлиной А.Д.; постановлением администрации МР «Сысольский» от 17.12.2018 <Номер обезличен> Казюлиной М.Д. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, со ссылкой на ч. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 159-ФЗ от 21.12.1996,поскольку МР «Сысольский» не является местом жительства несовершеннолетних.

Разрешая заявленные требования, с учетом положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», суд, установив в полном объеме фактические обстоятельства дела, дав им правильную юридическую оценку, признал постановления администрации МР «Сысольский» об отказе Казюлину М.Д., Казюлиной А.Д., Казюлиной М.Д. во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда незаконным, в связи с чем возложил обязанность на администрацию муниципального района «Сысольский» включить Казюлина М.Д., Казюлину М.Д., Казюлину А.Д. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Сысольского района.

Вывод суда соответствует нормам действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Одной из дополнительных гарантий в силу абз. 1 п. 1 ст. 8 указанного Закона является однократное предоставление детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно положениям п. 3 ст. 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях реализации данной гарантии орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список). В список включаются указанные лица, достигшие возраста 14 лет.

Пунктом 8 статьи 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» определено, что государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.

На основании п. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» включение граждан, достигших возраста 14 лет, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что местом жительства несовершеннолетних является <Адрес обезличен>, где за ними закреплено жилое помещение, и где они зарегистрированы по месту жительства постоянно по настоящее время, при этом, в отношении данного жилья установлен факт невозможности в нем проживания несовершеннолетних.

Судебная коллегия признает данный вывод суда верным.

Закрепленное п. 1 ст. 148 Семейным кодексом РФ право детей, находящихся под опекой (попечительством), на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание и корреспондирующая ему в силу п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ обязанность опекунов и попечителей несовершеннолетних граждан проживать совместно со своими подопечными не являются основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе, при предоставлении лицам указанной категории жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей.

При таком положении суд первой инстанции обоснованно признал постановления администрации МР «Сысолькмй» об отказе истцам во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда незаконными, постановленными с нарушением вышеприведенного положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в целях восстановления нарушенных прав несовершеннолетнего из числа детей, оставшихся без попечения родителей, возложил на администрацию МР «Сысольский» обязанность включить несовершеннолетних в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Довод жалобы о том, что истцы имеют право на жилищное обеспечение по месту регистрации в <Адрес обезличен>, где они в настоящее время проживают, не может быть принят во внимание как обстоятельство, влекущее отмену решения суда, поскольку <Адрес обезличен> является местом их пребывания, местом жительства их опекуна. Применительно к рассматриваемым обстоятельствам дела истцы вправе определить свое место проживания в <Адрес обезличен>, которое по настоящее время является для них постоянным местом жительства.

Доводы жалобы о неправильном применении норм материального права при разрешении спора основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не могут быть приняты во внимание в качестве основания, влекущего отмену законного и обоснованного решения суда.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и поэтому доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сысольского районного суда Республики Коми от 4 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «Сысольский» - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

33-6437/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ус Е.А.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
16.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2019Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
31.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее