Дело № 2-727/2022 судья Васина О.В.
УИД 32RS0003-01-2021-004139-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-48/2024 (33-3340/2023)
г. Брянск 11 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего | Сокова А.В., |
судей областного суда | Ильюхиной О.Г., Михалевой О.М. |
при секретаре | Смольняковой О.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Снежской сельской администрации Брянского района Брянской области на решение Брянского районного суда Брянской области от 20 декабря 2022 года по гражданскому делу по иску прокурора Брянского района Брянской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Профгарант», Снежской сельской администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., пояснения представителя ответчика Снежской сельской администрации Брянского района Брянской области Смольской Т.Н., возражения помощника прокурора Брянского района Брянской области Лисовской М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Брянского района Брянской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Профгарант», Снежской сельской администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий, указывая, что в ходе проведенной проверки выявлены многочисленные нарушения требований ГОСТ Р 52169-2012 «Национальный стандарт РФ. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» игрового комплекса, расположенного на придомовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Представление об устранении выявленных нарушений, внесенное руководителю управляющей компании ООО «Профгарант», оставлено без исполнения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, прокурор просил признать незаконным бездействие ООО «Профгарант», выразившееся в непринятии мер по принятию в состав общего имущества многоквартирного дома, приведению в надлежащее состояние, обслуживанию и ремонту детского игрового оборудования детской площадки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № возле жилого <адрес>, в <адрес>: детского игрового комплекса, качелей, качелей-балансира и обязать ООО «Профгарант» привести в соответствие с требованиями государственных стандартов детское игровое оборудование детской площадки по указанному адресу; признать незаконным бездействие Снежской сельской администрации, выразившееся в непринятии мер по обслуживанию и ремонту детского игрового оборудования детской площадки, расположенной возле жилого <адрес>, в <адрес>: детского игрового комплекса, в части игрового оборудования, расположенного на землях сельского поселения и обязать Снежскую сельскую администрацию привести в соответствие с требованиями государственных стандартов детское игровое оборудование детской площадки, расположенной по указанному адресу, в части игрового оборудования, расположенного на землях сельского поселения.
Определением суда от 26.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСН «Рославльская 9».
Определением суда от 22.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Брянского района Брянской области.
Решением Брянского районного суда Брянской области от 20.12.2022 исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие Снежской сельской администрации Брянского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по обслуживанию и ремонту детского игрового оборудования детской площадки на территории <адрес> в районе многоквартирного <адрес>, состоящего из детского игрового комплекса, качелей, качелей-балансира; обязал Снежскую сельскую администрацию Брянского района Брянской области привести детское игровое оборудование детской площадки, состоящей из детского игрового комплекса, качелей, качелей-балансира, по указанному адресу в соответствие с требованиями государственных стандартов, учитывая их техническое состояние, в срок до 01.10.2023. В удовлетворении остальной части требований - отказал.
В апелляционной жалобе Снежская сельская администрация Брянского района Брянской области просит отменить решение суда, как незаконное. В обоснование доводов жалобы указывает, что обязанность по содержанию детских площадок на прилегающей к жилым домам территории возложена на управляющую компанию. Ссылается, что оборудование детской площадки на балансе у администрации не состоит. Считает, что игровой комплекс подлежит сносу, как несоответствующий требованиям безопасности.
В направленных в адрес суда возражениях помощник прокурора Брянского района Брянской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Снежской сельской администрации Брянского района Брянской области Смольская Т.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Помощник прокурора Брянского района Брянской области Лисовская М.А. полагала решение суда законным и обоснованным.
Дело рассмотрено на основании статьи 167 ГПК РФ в отсутствие иных участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером № с разрешенным использованием для размещения многоквартирного жилого дома.
Границы указанного земельного участка установлены и внесены в сведения ЕГРН (т. 2 л.д. 4).
Собственниками недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, принято решение о создании ТСН «Рославльская 9».
26.06.2016 между ООО «Профгарант» и ТСН «Рославльская 9» заключен договор управления общим имуществом многоквартирного дома (далее – МКД) по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, предметом которого является выполнение управляющей организацией за плату в многоквартирном доме услуг и работ по надлежащему управлению, содержанию, ремонту состава общего имущества собственников МКД, определенного в приложении № 1, в границах и зонах эксплуатационной ответственности (приложение № 2), а также предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества и осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей по управлению МКД.
В приложении № 1 к указанному выше договору в состав общего имущества многоквартирного дома включены земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (п. 6) и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 7).
На придомовой территории многоквартирного жилого дома (во внутренней части двора жилого дома) имеется детская площадка, включенная в состав общего имущества указанного МКД, содержание и обслуживание которой осуществляет ООО «Профгарант».
Кроме того, на территории многоквартирного жилого <адрес> со стороны <адрес> расположена детская игровая площадка с установленным детским игровым комплексом и качелями.
На основании заключения инженера-геодезиста <данные изъяты> данная игровая площадка частично расположена на земельном участке с кадастровым номером №, частично в границах Снежского сельского поселения, государственная собственность на который не разграничена. Качели полностью расположены на земельном участке с кадастровым номером № (т. 2. л.д. 94).
Спорная детская площадка в состав общего имущества не включалась, собственниками помещений МКД не возводилась, на обслуживание в управляющую компанию не передавалась.
Администрация Брянского района земельный участок для размещения детской игровой площадки, проведения работ по благоустройству (обустройство парка, дорожек, иных элементов благоустройства) по <адрес> не формировала, на кадастровый учет не ставила, никому не выделяла. Сведениями о лице, проводившем работы по благоустройству земельного участка, установившем детское игровое оборудование на данном земельном участке администрация не располагает, разрешение на установку указанной детской игровой площадки не предоставляла.
Жители, проживающие в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>, неоднократно обращались в прокуратуру Брянского района с требованиями о проведении проверки на соответствие требованиям норм и стандартов детской площадки, расположенной на придомовой территории к многоквартирному жилому дому, указывая на аварийное состояние указанной детской площадки.
В связи с поступившими обращениями прокуратурой Брянского района в период с 2016 года по настоящее время неоднократно проводились проверки с направлением запросов в органы местного самоуправления, в целях установления принадлежности указанной детской площадки, и с составлением соответствующих актов, согласно которым выявлено ее несоответствие требованиям, установленным законодательством, а также наличие разрушений элементов детской площади, деформации конструкций, неисправности, поломки оборудования, отсутствие документации и осмотров на техническое состояние оборудования детской площадки.
05.07.2016 и 14.08.2017 в адрес главы Снежской сельской администрации внесены представления об устранении нарушений законодательства о благоустройстве территории.
30.03.2020 прокуратурой Брянского района директору ООО «Профгарант» внесено представление об устранении нарушений законодательства о содержании общедомового имущества.
23.09.2016 органом местного самоуправления уполномоченному собственнику МКД отказано в утверждении схемы расположения земельного участка под МКД со ссылкой, что участок частично расположен на землях общего пользования, что нарушит права неопределенного круга лиц.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции - 02.11.2022 с участием представителей сторон был составлен акт осмотра игрового оборудования по адресу: <адрес>, в котором установлено, что детская площадка, состоящая из детского игрового комплекса, качелей и качелей-балансира, имеет разрушение ограждающих элементов детского игрового комплекса, выход из строя крепежных элементов, повреждения слоя краски элементов игрового комплекса и качелей, отсутствуют сидения качелей.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела установлен факт несоответствия детской игровой площадки требования ГОСТ, указанное оборудование представляет угрозу для здоровья несовершеннолетних. Суд пришел к выводу о том, что лицом ответственным за обслуживание, ремонт и содержание детского игрового оборудования детской игровой площадки является Снежская сельская администрация, поскольку указанные объекты находятся на территории Снежского сельского поселения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к общему имуществу многоквартирного дома относятся земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 16 указанного Федерального закона со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ и подпунктами «е» и «ж» пункта 2 Правил № 491 к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, в том числе оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Подпунктами «а», «б», «г» пункта 10 Правил № 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); в) застройщиком (лицом, обеспечивающим строительство многоквартирного дома); г) лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче.
ООО «Профгарант» как лицо, осуществляющее лицензируемый вид деятельности - управление многоквартирным домом, обязано соблюдать лицензионные требования к лицензиату по надлежащему содержанию общего имущества собственников МКД, установленные частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и частью 2.3 статьи 161 и частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 6.1. ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования», утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.10.2014 № 1447-си к работам, входящим в услугу текущего содержания относится в том числе, обустройство детских, игровых, спортивных и иных площадок. Согласно данному пункту ГОСТ содержание детских, спортивных, игровых площадок и сооружений осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации, путем проведения работ, обеспечивающих безопасную эксплуатацию. Установленное на площадках оборудование должно соответствовать требованиям, установленных в технических регламентах и нормативно-правовых актах.
В пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В рассматриваемом случае ООО «Профгарант» осуществляет управление общим имуществом собственников МКД. Детская игровая площадка, на которой выявлены нарушения, расположена, в том числе на придомовой территории МКД, все игровое оборудование полностью находится на земельном участке с кадастровым номером №.
Поскольку в силу приведенных правовых норм, управляющая организация приняла на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению МКД, в состав которого в силу законодательства включены и детские игровые, которые должны содержаться в надлежащем и исправном состоянии, судебная коллегия приходит к выводу о наличии обязанности по надлежащему содержанию спорной площадки именно у общества.
Судебная коллегия принимает во внимание, что государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке путем принятия соответствующих правил содержания общего имущества многоквартирного дома и технической эксплуатации жилищного фонда определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих организаций.
В этой связи все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
При этом управляющая организация выступает в этих отношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Кроме того, из материалов дела следует, что ТСН заинтересовано в сохранении детской игровой площадки, не возражало нести бремя ее содержания, напротив, администрация возражает против содержания данной площадки, имеет намерение осуществить ее снос.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы являются обоснованными.
В данном случае обществом меры по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД приняты не были, в связи с чем, требования прокурора о возложении обязанности на ООО «Профгарант» по приведению в соответствие с требованиями государственных стандартов детского игрового оборудования детской площадки по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
При этом судебная коллегия считает, что оснований для признания незаконным бездействия ООО «Профгарант» не имеется, поскольку из материалов дела следует, что уполномоченный собственник МКД обращался в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка под МКД, вместе с тем в утверждении схемы администрацией было отказано со ссылкой на расположение части земельного участка на землях общего пользования.
Из пояснений представителя ТСН «Рославльская 9», данных в суде первой инстанции, жители МКД имеют намерение включить спорную детскую площадку в состав общего имущества и провести мероприятия по ее сохранению, установить ограждение, однако администрация отказывает в проведении необходимых мероприятий по передаче детской площадки.
Указанные обстоятельства подтверждаются ответом Снежской сельской администрации, имеющимся в материалах дела (т. 2 л.д. 40).
Как следует из материалов дела, игровая площадка находится в неисправном состоянии:
- отсутствуют информационные таблички или доски, содержащие правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи для сообщения службе эксплуатации в нарушение п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт РФ. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»;
- отсутствует контроль и техническое обслуживание оборудования детской площадки в нарушение раздела 6 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт РФ. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»;
- отсутствуют сидения на качелях-балансире, на качелях, одно из ограждений игрового комплекса повреждено и сдвинуто с места в нарушение п. 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт РФ. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования».
Указанные нарушения подлежат устранению ответчиком ООО «Профгарант».
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что неотнесение игровой площадки к общему имуществу МКД правового значения не имеет, поскольку из договора управления общим имуществом многоквартирного дома, заключенного 26.06.2016 между ООО «Профгарант» и ТСН «Рославльская 9», следует, что он заключен в целях надлежащего управления, содержания и ремонта общего имущества собственников МКД, в состав которого включены, в том числе земельный участок, с элементами озеленения и благоустройства и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
То обстоятельство, что в договоре управления не указана спорная детская площадка, расположенная на придомовой территории, не освобождает управляющую компанию от обязанности по ее содержанию, поскольку в силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по содержанию общего имущества, расположенного в границах земельного участка на придомовой территории, в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности для жизни и здоровья граждан, возложена на управляющую компанию.
Также в соответствии с положениями части 1 статьи 206 ГПК РФ, учитывая тот факт, что нахождение детской в неисправном состоянии угрожает здоровью детей, судебная коллегия полагает, что обязанность по приведению игрового оборудования в надлежащее состояние следует исполнить в срок до 01.02.2024.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований прокурора и возложении на ООО «Профгарант» обязанности по приведению в соответствие с требованиями государственных стандартов детского игрового оборудования детской площадки по указанному адресу подлежат удовлетворению. Требования о признании незаконным бездействия ООО «Профгарант», а также требования, заявленные к Снежской районной администрации Брянского района Брянской области, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статей 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Брянского районного суда Брянской области от 20 декабря 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Брянского района Брянской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Профгарант», Снежской сельской администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Профгарант» привести детское игровое оборудование детской площадки на территории <данные изъяты> в районе многоквартирного дома <данные изъяты>, состоящее из детского игрового комплекса, качелей, качелей-балансира, в соответствие с требованиями государственных стандартов, в срок до 01.02.2024, устранив следующие нарушения:
- п. 7.5 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт РФ. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» - оборудовать игровой комплекс информационными табличками или досками, содержащими правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи для сообщения службе эксплуатации при неисправности оборудования;
- раздела 6 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт РФ. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» путем осуществления контроля и технического обслуживания оборудования;
- п. 7.7 ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт РФ. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» - установить сидения на качели и качели-балансире, осуществить ремонт ограждения игрового комплекса.
В удовлетворении остальных требований, заявленных прокурором к обществу с ограниченной ответственностью «Профгарант», отказать.
В удовлетворении исковых требований прокурора Брянского района Брянской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Снежской сельской администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 12 января 2024 года.
Председательствующий: | А.В. Соков |
Судьи областного суда: | О.Г. Ильюхина О.М. Михалева |