Докладчик Лысенин Н.П. Апелляционное дело № 33-3728/2018
Судья Козлов В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 августа 2018 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Алексеевой Г.И. и Степановой З.А.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Ибресинского района Чувашской Республики к Константиновой Ларисе Алексеевне о взыскании суммы социальной выплаты, поступившее по апелляционной жалобе Константиновой Ларисы Алексеевны на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 15 июня 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Ибресинского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Константиновой Л.А. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее – Федеральная целевая программа) в размере 591960 руб., в том числе в доход федерального бюджета в размере 301900 руб., в доход республиканского бюджета в размере 290060 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что 14.07.2014 Константиновой Л.А., как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты в размере 591960 руб. для строительства жилого дома. На момент получения социальной выплаты ответчица работала продавцом в СХПК им.Калинина Ибресинского района Чувашской Республики. 16.04.2014 между администрацией Ибресинского района, СХПК им.Калинина Ибресинского района и Константиновой Л.А. заключен договор об обеспечении жильем молодой семьи с использованием социальной выплаты в рамках мероприятий Федеральной целевой программы. По условиям указанного договора Константинова Л.А. обязалась работать по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства. Согласно п.2.3.1 договора Администрация имеет право истребовать в судебном порядке от застройщика средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста в соответствии со ст.80 Трудового кодека Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением застройщиком положений трудового законодательства. В нарушение п.42 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося приложением № 4 к Федеральной целевой программе, утв. постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, Константиновой Л.А. нарушено принятое обязательство отработать по трудовому договору в организации социальной сфере в сельской местности в течение 5 лет с момента получения социальной выплаты, поскольку она 12.08.2014 уволилась с работы, а после расторжения трудового договора не заключила трудовой договор с другим работодателем в установленный шестимесячный срок и не организовала иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
В судебном заседании представитель истца Михайлова И.Н. исковые требования поддержала.
Ответчица Константинова Л.А. иск не признала, пояснив, что после распада колхоза им.Калинина негде стало работать, магазин прекратил деятельность. В соседний колхоз «Красный партизан» в с.Новое Чурашево она не могла ездить, так как были малолетние дети, в Центр занятости не обращалась.
Третье лицо Константинов А.В. действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей Константинова А.А., Константиновой М.А. иск не признал, пояснив, что условия договора им никто не пояснял.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 15.06.2018 с Константиновой Л.А. в пользу администрации Ибресинского района Чувашской Республики взыскана сумма полученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года» в размере 591 960 рублей, в том числе в доход федерального бюджета в размере 301 900 рублей, в доход республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 290 060 рублей и государственная пошлина в доход бюджета в размере 9119 рублей 60 копеек.
На данное решение Константиновой Л.А. подана апелляционная жалоба, в которой указано, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Наличие трехстороннего договора является лишь одним из условий получения социальной выплаты, трудовые отношения между ответчицей и СХПК были прекращены по независящим от нее обстоятельствам - в августе 2014 года ее уволили по собственному желанию в связи с тем, что в данной организации происходила процедура банкротства и решением арбитражного суда Чувашской Республики от 10.09.2014 СХПК имени Калинина было признано банкротом. Также судом оставлен без внимания тот факт, что семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно Постановлению главы администрации Айбечского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от 05.02.2008 № 2 и денежные средства выплачены в качестве социальной выплаты для строительства индивидуального жилого дома. Суд не принял во внимание тот факт, что данная Программа разработана для повышения уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Правила предоставления субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, предусматривают, что правом на оказание государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета, имеют граждане, молодые семьи и молодые специалисты. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села» не предусматривает возврата социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности. Цель федеральной целевой программы достигнута - молодая семья проживает в сельской местности, обеспечена жильем, ответчица в настоящее время работает в сельской местности. Целевые средства потрачены по назначению.
В судебное заседание ответчица Константинова Л.А., представитель истца администрации Ибресинского района Чувашской Республики, третье лицо Константинов А.В., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей Константинова А.А., Константиновой М.А., представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Из материалов дела следует, что 16.06.2008 Константинова Л.А. обратилась к главе администрации Ибресинского района Чувашской Республики с заявлением о включении ее и членов ее семьи – Константинова А.В., Константинова А.А., Константиновой М.А. в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодая семья».
В соответствии со свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 14.07.2014 №113 Константинова Л.А. является участником данной целевой программы, ей и членам ее семьи предоставлена социальная выплата в размере 591960 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 301900 рублей; средств республиканского бюджета в размере 290060 рублей. Социальная выплата предоставляется на строительство жилого дома.
16.07.2014 между администрацией Цивильского района Чувашской Республики, СХПК им.Калинина Ибресинского района Чувашской Республики и Константиновой Л.А. был заключен договор № 4 об обеспечении жильем молодой семьи, проживающей в сельской местности, согласно п.2.2.10 которого застройщик обязан работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства. Пунктом 2.3.1 предусмотрено право администрации истребовать в судебном порядке от застройщика средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением застройщиком трудового законодательства.
Платежными поручениями № 542442 от 29.07.2014 и №542678 от 29.07.2014 вышеуказанная сумма была перечислена на расчетный счет Константиновой Л.А.
12.08.2014 ответчица уволилась с работы по собственному желанию.
Ссылаясь на увольнение ответчицы ранее установленного договором срока, администрация Ибресинского района обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что в нарушение требований действующего законодательства Константинова Л.А. получив социальную выплату, не выполнила условия получения данной выплаты, уволившись с работы по собственному желанию, не отработала в сельской местности пять лет, и пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания полученных ею денежных средств в качестве неосновательного обогащения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Федеральная целевая программа разработана для повышения уровня и качества жизни сельского населения, и мероприятия программы направлены на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, а также о том, что программа не предусматривает возврата социальной выплаты, не могут быть приняты во внимание.
Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением, предусмотренным приложением № 4.
Пунктом 33 данного Типового положения (пп. «а») предусмотрено, что право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;
постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения.
В соответствии с пунктом 42 Приложения № 4 случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями договора, указанного в пункте 42 настоящего Типового положения, являются:
а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;
б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта.
Пунктом 45 предусмотрено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного договором, указанным в пункте 42 настоящего Типового положения.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 42 настоящего Типового положения.
Действующее в настоящее время Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющимся Приложением № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающий в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1544 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» содержит аналогичные положения.
Учитывая, что ответчица уволилась не по истечении пяти лет, как того требует законодательство, а через две недели после получения социальной выплаты, и не устроилась на работу в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности в течение шести месяцев, а трудоустроилась лишь 01.12.2017 после направления ей требования от 21.11.2017 о предоставлении сведений о соблюдении условий Типового положения, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с нее полученных денежных средств.
Ссылки на увольнение в связи с процедурой банкротства СХПК имени Калинина не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку, как следует из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, решение о ликвидации зарегистрировано лишь 10.02.2015. Кроме того, в нарушение ст.56 ГПК РФ ответчицей не представлено доказательств увольнения ее по основаниям ликвидации организации (п.1 ст.81 ТК РФ). Трудовая книжка содержит запись об увольнении Константиновой Л.А. по п.3 ч.77 ТК РФ (по собственному желанию), увольнение по указанному основанию в установленном законом порядке незаконным не признано.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Константиновой Ларисы Алексеевны на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 15 июня 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Н.П. Лысенин
Судьи: Г.И. Алексеева
З.А. Степанова