УИД 13RS0023-01-2023-003164-39
Дело № 12-93/2023
РЕШЕНИЕ
с. Лямбирь
ул. Ленина, 1В 1 ноября 2023 г.
Судья Лямбирского районного суда Республики Мордовия Лысов Д.С.,
при секретаре судебного заседания Бурнаевой С.В.,
с участием представителя юридического лица ООО "Нива" - Кандрашкина А.М., действующего на основании доверенности б/н от 01.06.2023 и защитника - адвоката Сайфуллова М.И., действующего на основании удостоверения № 25 от 27.12.2002 и ордера № 906 от 25.10.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица ООО "Нива" Кандрашкина А.М. на постановление временно исполняющего обязанности начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Мордовия № 999 от 07.09.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ,
установил:
постановлением по делу об административном правонарушении от 7 сентября 2023 г. № 999, вынесенным врио начальника УВМ МВД по Республике Мордовия, ООО «Нива» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. Из указанного постановления следует, что 24 июня 2023 г. в 11 часов 15 минут в результате проведенной проверки по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка <данные изъяты>, выявлен факт несоблюдения ООО «Нива» обязанностей по осуществлению миграционного учета в отношении гражданина Узбекистана Н.И.М., который фактически с 01.06.2023 (свыше 7 рабочих дней) проживал без постановки на миграционный учет в жилом помещении по вышеуказанному адресу. В результате проведенной в период с 17.07.2023 по 25.07.2023 внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Нива» установлено нарушение указанным обществом ч. 3 ст. 20 ФЗ от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а именно неисполнение обязанности по уведомлению принимающей стороной органа миграционного учета о прибытии гражданина Узбекистана Н.И.М. в место пребывания не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания, то есть не позднее 12.06.2023.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кандрашкин А.М. обратился в суд с жалобой на данное постановление, считая вышеуказанное постановление незаконным и необоснованным, поскольку общество в договорные отношения с иностранными гражданами не вступало. О том, что иностранный гражданин самовольно занял ныне не эксплуатируемое нежилое помещение, им известно не было.
В судебном заседании представитель ООО «Нива» Кандрашкин А.М., а также защитник адвокат Сайфуллов М.И. поддержали заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в жалобе.
Исходя из положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 4 ст. 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из положений Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ) и Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, признаются гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 названного Федерального закона.
На основании ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ определено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 1). Постановке на учет по месту пребывания подлежат, в том числе постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания; временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (часть 2). Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации; не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обжалуемое постановление вынесено с нарушением вышеуказанных норм.
Административным органом вменяется юридическому лицу тот факт, что с 01.06.2023 Н.И.М. фактически проживал без постановки на миграционный учет в жилом помещении по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, принадлежащем ООО «Нива», в связи с чем, уведомление о прибытии иностранного гражданина должно быть подано обществом в орган миграционного учета не позднее 12.06.2023.
Вместе с тем, дата начала проживания Н.И.М. какими-либо материалами дела не подтверждена. Его нахождение в помещении, принадлежащем ООО «Нива» зафиксировано лишь в акте от 25.06.2023 № 6 проверки, проведенной за пределами данного периода. В связи с этим установленный административным органом срок подачи уведомления нельзя признать правильным, так как он основан на предположениях и не подтверждается имеющимися материалами дела.
Кроме того, исходя из имеющихся материалов дела, представителем ООО «Нива» в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении указывалось на заключение между обществом и Д.А.М.. договора на выполнение работ от 30.05.2023 № 157 по реконструкции корпуса для содержания КРС в <адрес>.
В письменных объяснениях от 18.07.2023 гражданин Узбекистана Н.И.М. указывал о том, что его знакомый по имени Т. предложил ему работу в <адрес>, на выполнение которой он согласился и прибыл по указанному адресу, где стал проживать и работать.
Допрошенный в ходе судебного заседания работник ООО «Нива» А.С.В. пояснил, что в июне 2023 года ему позвонил директор ООО «Нива» и предупредил, что приедет Г.Т.П. с бригадой, которая будет производить работы по реконструкции коровника. О том, что работниками будут иностранные граждане и что они будут проживать в бывшем нежилом помещении «красного уголка», расположенном рядом со зданием коровника, директор ему не говорил, и он об этом не знал. Указанное помещение является нежилым, заброшенным, его стены рушатся, они им не пользуются.
Допрошенный в ходе судебного заседания в качестве свидетеля Г.Т.П.., пояснил, что 01.06.2023 между ним и Д.А.М. заключен договор субподряда на выполнение реконструкции корпуса для содержания КРС <адрес> заключенный на основании договора на выполнение работ № 157 от 30.05.2023. Поскольку у него имелись знакомые работники - граждане Узбекистана, которые работали в г. Москве, он привёз их на территорию Республики Мордовия и самовольно заселил их в нежилое помещение, расположенное рядом с объектом работ по договору. В данном помещении находились четыре старые кровати, а он привез работникам постельное бельё, плитку для приготовления пищи, а также привозил им продукты питания. О самовольном заселении граждан Узбекистана в данное помещение он Д.А.М.. и сотрудникам ООО «Нива» не сообщал. Вышеуказанный договор субподряда от 01.06.2023 он предъявлял работникам миграционной службы при проведении проверки.
Вместе с тем, должностным лицом, вынесшим постановление, вышеуказанные договоры подряда и субподряда в установленном законом порядке не исследованы, оценка содержащимся в них сведениям, обстоятельствам их заключения, а также обстоятельствам предоставления помещения для проживания иностранным гражданам, выполнявшим работы, предусмотренные данными договорами, не дана. Д.А.М.. и Г.Т.П. не опрошены.
Также должностным лицом не установлены и не указаны в вынесенном им постановлении, меры, которые должно было предпринять ООО «Нива», с целью соблюдения законодательства, нарушение которого ему вменено, а также имелась ли реальная возможность для их принятия.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Нива» требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, должностным лицом не соблюдены.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
Вывод должностного лица о виновности ООО «Нива» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, не мотивирован, сделан без выяснения вышеуказанных обстоятельств, следовательно, требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела, должностным лицом не соблюдены, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влечет отмену постановления, с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных п.п. 4 и 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
При новом рассмотрении должностному лицу надлежит устранить указанные процессуальные нарушения, принять законное и обоснованное решение по делу в установленный законом срок.
Доводы жалобы касающиеся существа дела, подлежат проверке и оценке при новом рассмотрении.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление временно исполняющего обязанности начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Мордовия № 999 от 07.09.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении ООО «Нива» отменить, жалобу удовлетворить частично.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, в отношении ООО «Нива» направить в Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Мордовия на новое рассмотрение.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Д.С. Лысов