дело № 2а-5283/2016
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
21 июля 2016 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре Щевелевой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Я.Д.А. к департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, предоставлении мер социальной поддержки,
установил:
Я.Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к ДОС мэрии г. Ярославля, просил признать незаконным приказ директора ДОС мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № признать за истцом право на предоставление меры социальной поддержки путем освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемого жилого помещения.
В обоснование требований в административном исковом заявлении указано, что Я.Д.А. зарегистрирован по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Законом собственнику аварийного жилого помещения, в случае его изъятия для муниципальных нужд, предоставлено право на получение возмещение его стоимости либо на предоставление иного жилья. Аварийное жилое помещение истец получил в собственность от своей матери Я.Г.А. по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, которая в свою очередь приобрела это имущество по наследству. Приказом директора ДОС мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № Я.Д.А. отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемого жилого помещения, поскольку он имел в собственности 1/3 долю в жилом помещении по <адрес>. Данный приказ является незаконнымНа момент обращения к административному ответчику Я.Д.А. не имел другого жилого помещения, так как одновременно передал свою долю в жилом помещении по адресу: <адрес> матери Я.Г.А. по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время Я.Д.А. квартирой, где проживают его родители не пользуется, злоупотребления правами со стороны Я.Д.А. не имеется.
Административный истец Я.Д.А., извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, доверил ведение дела представителю.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности С.М.А. требования поддержала, пояснила, что истец своего жилья не имеет, проживает в семьей в арендуемом жилье. Истец желает, чтобы ему было предоставлено другое жилое помещение взамен аварийного, доплачивать разницу в стоимости жилых помещений истец не согласен.
Представитель административного ответчика ДОС мэрии г. Ярославля по доверенности В.С.В. требования не признал, указал, что меры социальной поддержки предоставляются только тем собственником аварийного жилья у которых нет иного жилья и ежемесячный доход не превышает 38000 руб. С ДД.ММ.ГГГГ истец имел долю в собственности на квартиру на <адрес> и сохранял регистрацию в комнате на <адрес>, то есть имел возможность пользоваться двумя жилыми помещениями.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования Я.Д.В. подлежат удовлетворению частично.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Срок для обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ административным истцом не пропущен, поскольку административное исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ, в течение трех месяцев со дня принятия оспариваемогоприказа.
Как следует из материалов дела, Я.Д.А. на основании договора дарения ДД.ММ.ГГГГ является собственником 25/57 долей в общей собственности на <адрес>, общей площадью 57,2 кв.м, что соответствует комнате №.
Признанный аварийным ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> включен в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2013-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, принятую во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Срок действия региональной адресной программы установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселением граждан из аварийного жилищного фонда является принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ, который предусматривает как заключение соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и заключение соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.Данная правовая позиция указана в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012 г., а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г.
Принимая во внимание то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом, в котором находится жилое помещение истца, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд приходит к выводу о том, что Я.Д.А. имеют право на предоставление в собственность другого жилого помещения взамен изымаемого.
При этом закон не содержит требований о необходимости оплаты собственником аварийного жилья стоимости другого жилого помещения, указывая лишь на зачет стоимости, принадлежащего собственнику жилого помещения при определении размера возмещения.
Объем финансирования региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на ДД.ММ.ГГГГ согласно Постановлению Правительства Ярославской области № определяется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению в рамках Программы, вне зависимости от принадлежности жилых помещений к частному жилищному фонду либо к муниципальному жилищному фонду, и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, которая устанавливается с учетом средней рыночной стоимости строительства многоквартирных домов для Ярославской области. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в силу положения п.4 ст.2 Федерального закона № 185-ФЗ предполагает предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов РФ или в установленном случае местным бюджетом на безвозвратной и безвозмездной основе, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Пунктом 2.20. решения муниципалитета г. Ярославля «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» от ДД.ММ.ГГГГ № (с учетом изменений, внесенных решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №) предусмотрено, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеют право на освобождение от возмещения разницы между стоимостью жилого помещения, предоставляемого в собственность при расселении аварийного многоквартирного дома в соответствии с региональной программой по Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и стоимостью жилого помещения, подлежащего изъятию для муниципальных нужд, в соответствии с условиями соглашения, заключаемого в порядке части 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ в случаях, если собственник жилого помещения в аварийном доме, признан в установленном порядке малоимущим и принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; изымаемое жилое помещение является единственным для проживания с момента включения многоквартирного дома в региональную программу и до момента принятия решения о предоставлении указанной меры социальной поддержки, доходы собственника и членов его семьи, приходящиеся на каждого члена семьи, не превышают 38000 рублей в месяц.
Порядок предоставления указанной меры социальной поддержки установлен Постановлением мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ Я.Д.А. отказано в предоставлении меры социальной поддержки путем освобождения от возмещения разницы между стоимостью аварийного жилого помещения и предоставляемого жилого помещения в связи с тем, что он не относится к категории льготников, установленной решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №; с момента включения многоквартирного дома по <адрес> региональную адресную программу по расселению аварийного жилья кроме авариного жилого помещения Я.Д.А. имел в собственности 1/3 долю в праве на жилое помещение по <адрес> расселяемое жилое помещение, находящееся в собственности Я.Д.А., было не единственным для проживания.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Учитывая, что истец имеет право на получение другого жилого помещения в связи с изъятием для муниципальных нужд жилого помещения, признанного аварийным и включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» без осуществления доплаты разницы между рыночной стоимостью предоставляемого и аварийного жилого помещений, он не нуждается в предоставлении ему указанной меры социальной поддержки.
При этом законом не установлено каких-либо дополнительных условий и критериев в отношении граждан, имеющих право на получение другого жилого помещения в собственность в связи с признанием их жилого дома аварийным и включением его в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Необходимость подтверждения такого права, в том числе в порядке, установленном Постановлением мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ, законом не предусмотрена.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого приказа закону, поскольку он вынесен на основании нормативного акта - решения муниципалитета г. Ярославля «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» от ДД.ММ.ГГГГ №, который не подлежит применению в отношении истца Я.Д.А.
В данном случае принятие оспариваемого приказа, по сути, приводит к ограничению прав истца на обеспечение жилым помещением по сравнению с установленными законом нормами, может повлечь нарушение прав и законных интересов истца при осуществлении процедуры изъятия принадлежащего ему жилого помещения, поэтому указанный приказ директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует признать недействительным.
В остальной части требования Я.Д.А. удовлетворению не подлежат, поскольку признание указанного приказа недействительным является достаточным для защиты права на обеспечение жилым помещением в случае изъятия для муниципальных нужд принадлежащего ему жилого помещения.
Поскольку истица, в силу закона не относится к категории граждан, которым требуется предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной п.2.20 решения муниципалитета г. Ярославля «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» от ДД.ММ.ГГГГ №, то оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению ей мер социальной поддержки не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░