Дело №2а-375/2020
УИД: 91RS0021-01-2020-000245-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2020 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи – Рыкова Е.Г.,
при секретаре – Карапетян С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Таганрогской таможни к Мамедову Мехти Мурсал оглы о взыскании суммы задолженности по уплате таможенных платежей и пени, -
УСТАНОВИЛ:
20 февраля 2020 года Таганрогская таможня обратилась в суд с административным иском к Мамедову М.М.о. о взыскании суммы задолженности по уплате таможенных платежей в размере 846 648,49 рублей и пени в размере 354 133,07 рублей, а всего 1 200 781,56 рублей.
Административные исковые требования мотивированы тем, что 07.11.2015 года в регионе деятельности таможенного поста МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни гражданином Украины Мамедовым М.М.о.был осуществлен временный ввоз транспортного средства, которое было оформлено по №, в качестве временно ввозимого физическим лицом для личного пользования транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных платежей. Срок временного ввоза транспортного средства установлен до 06.11.2016 года. После чего гражданином Мамедовым М.М.о. временный ввоз не продлевался, о выпуске транспортного средства в свободное обращение на территории Евразийского экономического союза установленным порядком в таможенные органы не обращался.
Таганрогской таможней в адрес гражданина Мамедова М.М.о. было направлено уведомление о неуплаченных в установленные сроки суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 08 апреля 2019 года в размере 1019535,28 рублей, однако указанное уведомление административным ответчиком не исполнено.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд.
Представитель административного истца – Таганрогской таможни по доверенности Снеткова Е.В., будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Административный ответчик – Мамедов М.М.о., будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по административному иску не предоставил.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно пункту 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Действия, совершаемые должностными лицами Крымской таможни при обнаружении фактов неуплаты таможенных пошлин, налогов, а также меры, принимаемые при исполнении функций таможенного органа по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в отношении физических лиц-плательщиков таможенных пошлин, в связи с наступлением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, осуществляются в рамках действующего таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Так, с 01 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В связи с вступлением в силу нового таможенного кодекса, Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), а также Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение), в период действия и на основании которых Мамедов М.М.о. совершал таможенные операции, связанные с подачей пассажирской таможенной декларации и осуществлением временного ввоза транспортного средства для личного пользования, признаны утратившими силу.
Однако, в соответствии с абзацем 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, установлен главой 49 ТК ТС (глава 37 Таможенного кодекса евразийского экономического союза, который действует с 01.01.2018 года), а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18.06.2010 (далее - Соглашение) (В соответствии с пунктом 4 статьи 444 ТК ЕАЭС если международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, принимаемые в соответствии с настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент его вступления в силу, то до их вступления в силу применяется законодательство государств-членов, регулирующее соответствующие правоотношения, если иное не установлено настоящей статьей).
В соответствии с ранее действовавшим таможенным законодательством, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей (пункт 2 статьи 358 ТК ТС)
Аналогичные нормы закреплены в части 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (который действует с 01.01.2018), согласно которой, - допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Пункт 1 статьи 11 Соглашения определяет, что транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.
В соответствии с пунктом 2 статьи 358 ТК ТС (часть 1 статьи 264 ТК ЕАЭС) и пунктом 22 Приложения 3 к Соглашению иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В соответствии со статьёй 11 Соглашения транспортные средства, в том числе, зарегистрированные на территории иностранного государства и временно ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС любым способом иностранными физическими лицами для личного пользования на срок своего временного пребывания на такой территории, но не более чем на один год, до истечения срока временного ввоза подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные ТК ТС.
Согласно пункту 5 статьи 358 ТК ТС в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории ЕАЭС в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством ЕАЭС.
В соответствии с подпунктами 4, 5 статьи 14 Соглашения, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, у декларанта возникает с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, и прекращается с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза либо в случаях, установленных пунктом 2 статьи 13 Соглашения.
Согласно 3 пункта 6 статьи 14 Соглашения, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается - при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза – день истечения срока их временного ввоза.
В силу пункта 1 статьи 5 Соглашения товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС и Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (статья 75 ТК ТС; статья 51 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 79 ТК ТС и статьей 114 Федерального закона № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств – членов ЕАЭС и Законом № 311-ФЗ возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (аналогичная норма закреплена в статье 50 ТК ЕАЭС).
Согласно части 6 статьи 152 Закона № 311-ФЗ обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица.
Статья 51 ТК ЕАЭС устанавливает, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 50 ТК ЕАЭС).
Статьей 55 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Законодательством государств-членов может быть установлена возможность исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов также иными лицами. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57 - 61 настоящего Кодекса, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1, 2 статьи 55 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 7 статьи 55 ТК ЕАЭС, - в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 настоящего Кодекса.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, на основании пассажирской таможенной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ гражданином Украины Маммедовым М.М.о. было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство – автомобиль марки ГАЗ 24, рег. <данные изъяты>, объем двигателя 2445 см3 (л.д.9-10).
Таможенным постом срок временного ввоза автомобиля марки ГАЗ 24 установлен до 06.11.2016 года.
В установленный таможенным органом срок гражданин Маммедов М.М.о. автомобиль марки ГАЗ 24 за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез.
Таким образом, у административного ответчика возникла обязанность по уплате таможенных платежей.
Таможенным постом МАПП Матвеев Курган Таганрогской таможни принято решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования № (л.д.18).
08 апреля 2019 года административному ответчику Маммедову М.М.о. выставлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № (л.д.11-12).
Почтовое отправление, направленное ответчику по адресу: <адрес> (л.д.14).
При этом в установленный законом срок уведомление исполнено не было, что послужило основанием для принятия административном истцом мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов.
Кроме того, пунктом 3 статьи 270 ТК ЕАЭС установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней установлен статьей 151 Закона № 311-ФЗ.
Пенями признаются установленные настоящей статьей 151 Закона № 311-ФЗ денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с частью 2 статьи 151 Закона № 311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов (аналогичные нормы изложены в пункте 4 статьи 57 ТК ЕАЭС).
Согласно расчету, предоставленного Таганрогской таможней, сумма таможенных платежей, подлежащих уплате административным ответчиком при выпуске вышеуказанного транспортного средства в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенных органом пассажирской таможенной декларации, составляет 846 648 руб. 49 коп. При этом сумма пени составила 354 133 руб. 07 коп.
Судом проверен расчет суммы таможенных платежей, пени и признан правильным, возражений со стороны административного ответчика относительно правильности проведенного расчета суду не предоставлено.
С учетом изложенного требования Таганрогской таможни о взыскании задолженности по уплате Мамедова М.М.о. таможенных платежей в сумме 846 648 руб. 49 коп. и пени в размере 354 133 руб. 07 коп. являются законными и обоснованными, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Между тем, в силу положений абз. 24 ст. 50, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина (по нормативу 100%) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.
Определяя уровень бюджета, в который подлежит зачислению государственная пошлина необходимо руководствоваться положениями Бюджетного Кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, государственная пошлина, исчисленная в соответствии со ст. 333.19 НК РФ в размере 14 203 руб. 91 коп., от уплаты которой освобождена Таганрогская таможня, подлежит взысканию с административного ответчика Мамедова М.М.о. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Таганрогской таможни к Мамедову Мехти Мурсал оглы о взыскании суммы задолженности по уплате таможенных платежей и пени – удовлетворить.
Взыскать с Мамедова Мехти Мурсал оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Азербайджан в пользу Таганрогской таможни сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 846 648 (восемьсот сорок шесть тысяч шестьсот сорок восемь) рублей 49 копеек, пени в размере 354 133 (триста пятьдесят четыре тысячи сто тридцать три) рубля 07 копеек, а всего 1 200 781 (один миллион двести тысяч семьсот восемьдесят один) рубль 56 копеек.
Взыскать с Мамедова Мехти Мурсал оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Азербайджан в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 14 203 (четырнадцать тысяч двести три) рубля 91 копейку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 16 апреля 2020 года.