Решение по делу № 2-707/2024 (2-2971/2023;) от 18.12.2023

УИД № 23RS0051-01-2023-003567-06 Дело № 2-707/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тимашевск                             13 июня 2024 года

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Муравленко Е.И.,

при секретаре Крикуновой В.П.,

с участием представителя истца по доверенности Нечаевой С.А.,

представителя ответчика администрации Тимашевского городского поселения по доверенности Николаева О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Олифиренко Н.В. к администрации Тимашевсокго городского поселения Тимашевского района о признании незаконным отказа и признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л :

Олифиренко Н.В. обратился в суд с иском к администрации Тимашевсокго городского поселения Тимашевского района о признании незаконным отказа в предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью 11532 кв. м, с видом разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г.Тимашевск, <адрес>, и признании за ним права собственности на указанный земельный участок, указав, что на основании договора аренды земельного участка <№> от 02 марта 2020 года у него в аренде находится указаннй земельный участок сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур. Участок предоставлен ему в аренду сроком на 10 лет. 28 июня 2023 года он обратился в администрацию с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность. Однако, согласно ответу администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 02 октября 2023 года ему отказано в предоставлении участка без проведения торгов, который мотивирован тем, что участок расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, не предполагающей использование участка в сельскохозяйственных целях, поскольку Генеральным планом изменена функциональная зона, которая в настоящее время исключает осуществление на участке сельскохозяйственного производства, поэтому невозможно предоставить участок в собственность, а также в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. С указанным отказом он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, так как земельное законодательство прямо предусматривает его право на приобретение участка без проведения торгов, поскольку он является арендатором участка, владеет спорным земельным участком более трех лет, подал заявление о продаже ему участка до истечения срока аренды, который оканчивается только 17 февраля 2030 года, при этом информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка не имеется. Доводы администрации о том, что Генеральным планом с внесенными в него в 2021 году изменениями, установлена иная функциональная зона, в которой расположен участок, как зона застройки индивидуальными жилыми домами, не препятствует ему в приобретении права собственности на данный участок. По данным ЕГРН и договора аренды видом разрешенного использования участка является выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, что опровергает невозможность дальнейшего осуществления на участке сельскохозяйственного производства. Указанный земельный участок используется им по прямому назначению в соответствии с договором аренды, а поэтому он имеет право приобрести земельный участок в собственность, и вынужден обратиться с иском в суд.

Истец Олифиренко Н.В. в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя Нечаевой С.А. В предыдущем судебном заседании пояснил, что все участки, расположенные вокруг спорного участка, предназначены для сельхозпроизводства и принадлежат ему на праве собственности, доступ к спорному участку отсутствует и может быть осуществлен только через его участок.

    Представитель истца по доверенности Нечаева С.А. просила удовлетворить исковые требования полностью, мотивировав тем, что истец владеет спорным участком на праве аренды. Пользуясь правом 39.3 ЗК РФ, истец обратился в администрацию с заявлением о выкупе участке, поскольку участок находился у него в аренде более трех и сам участок использовался для сельскохозяйственного производства. Сначала администрация согласилась и выставила счет для оплаты, затем аннулировала данное действие и отказала в выкупе участка, поскольку по Правилам землепользования и застройки не могут предоставить участок, так как он находится в резерве под индивидуальное жилищное строительство. Однако, законом предусмотрено право истца без торгов на выкуп участка, находящегося у него в аренде более трех лет. Истец выполнял договор аренды, используя участок по его назначению и своевременно оплачивая арендную плату, поэтому администрация незаконно отказала, сославшись на Правила землепользования и застройки, но на сегодняшний день вид использования участка по данным правилам не изменился, и он соответствует виду его использования данного участка и сведениям, содержащимся в ГКН. Кроме того, доступа к спорному участку с земель общего пользования не имеется, доступ имеется только с участка, принадлежащего истцу.

    Представитель ответчика администрации Тимашевского городского поселения Николаев О.А. просил отказать в удовлетворении иска, пояснив, что отсутствует договор купли-продажи, который между сторонами не подписывался, оплата, если и производилась, то она возвращена истцу. В настоящий момент основной признак договора в виде цены сделки не определен. Кроме того, в настоящее время по Ген.плану участок предназначен для ИЖС. В Правилах землепользования и застройки действительно вид использования данного участка не соответствует ИЖС, однако, срок внесения изменений в Правила ничем не предусмотрен. Генеральный план устанавливает виды использования участков на будущее и в дальнейшем после окончания договора аренды с истцом, администрация планировала изменить вид использования спорного участка на ИЖС. Тем более, согласно документации к спорному участку имеется дорога с улицы Колхозной, то есть обеспечивается доступ.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю в лице межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю Заграфос А.В., надлежаще извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, предоставил суду письменный отзыв, в котором по вынесению решения полагается на усмотрение суда.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно договору аренды земельного участка <№> от 02 марта 2020 года, администрация Тимашевсокго городского поселения предоставила Олифиренко Н.В. в аренду сроком до 17 февраля 2030 года земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером <№>, площадью 11532 кв. м, с видом разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г.Тимашевск, <адрес>.

Данный договор прошел государственную регистрацию, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14 декабря 2023 года.

Как видно из заявления Олифиренко Н.В. от 27 июля 2023 года, истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка.

Согласно ответу администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района <№> от 02 октября 2023 года, истцу на основании п.1, п.14 ст.36.16 ЗК РФ отказано в предоставлении указанного земельного участка без проведения торгов в соответствии с подп.9 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, поскольку участок не относится к землям, предназначенным для ведения сельскохозяйственного производства. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с генеральным планом Тимашевского городского поселения, утвержденным решением Совета Тимашевского городского поселения от 27 мая 2011 года № 148 (с изменениями от 06 октября 2021 года № 102), участок расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, не предполагающей использование участка в сельскохозяйственных целях. В территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами не предусмотрен такой вид разрешенного использования как сельскохозяйственное производство, ввиду чего испрашиваемый участок с разрешенным использованием: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур в силу прямого указания п.11 ст.85 ЗК РФ не может быть использован в указанных целях в связи с изменением Генеральным планом функциональной зоны; а также в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Доводы истца и его представителя о том, что данный отказ администрации является не законным опровергаются следующим.

Так, оборот земельных участков в силу ст.27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст.39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.

В соответствии с положениями подп.9 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ, согласно пункту 5 которой в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Согласно пунктам 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (п.2 ст.7 ЗК РФ).

В п.1 ст.85 ЗК РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

На основании абзаца 2 п.2 ст.85 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент отказа от 02 октября 2023 года) градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) устанавливается правилами землепользования и застройки.

Согласно п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В силу подп.6 п.1 ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.

На основании п.4 стю85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В силу п.11 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с генеральным планом Тимашевского городского поселения Тимашевского района, утвержденным решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 27 мая 2011 года № 148 (с изменениями от 6 октября 2021 года № 102), земельный участок с кадастровым номером <№> расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, не предполагающей использование земельного участка в сельскохозяйственных целях.

Согласно п. 5 ст.85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Таким образом, в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами не предусмотрен такой вид разрешенного использования как сельскохозяйственное производство, ввиду чего испрашиваемый земельный участок с разрешенным использованием: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур в силу прямого указания закона (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации) не может быть использован в указанных целях в связи изменением Генеральным планом функциональной зоны.

Право на приобретение в собственность земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, предоставлено арендатору, который в течение трех лет использует участок по целевому назначению, в целях дальнейшего использования для сельскохозяйственного производства. Однако, невозможность в дальнейшем осуществления сельскохозяйственного производства на земельном участке исключает предоставление его в собственность.

Правилами землепользования и застройки Тимашевского городского поселения, утвержденными решением утвержденным решением Совета Тимашевского городского поселения Тимашевского района от 17 декабря 2013 года № 302, действительно предусмотрено, что в настоящее время спорный земельный участок с кадастровым номером <№> пока отнесен к зоне сельскохозяйственных угодий СХ-1, в котором имеется вид разрешенного использования выращивание зерновых и сельскохозяйственных культур.

Однако, срок внесения изменений в Правила землепользования и застройки по виду зоны ничем не предусмотрен, при этом Генеральный план устанавливает виды использования участков на будущее и в дальнейшем после окончания договора аренды с истцом администрация вправе изменить вида использования спорного участка на ИЖС.

Доводы истца о том, что администрацией не мотивирована ссылка о том, чтоон не имеет право приобрести спорный участок в собственность без проведения торгов, опровергаются самим отказом администрации, в котором подробно изложены основания, послужившие к отказу.

Кроме того, принимая во внимание, что по правилам подп.9 п.2 ст.39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных исключительно для ведения сельскохозяйственного производства, а спорный участок относится к землям населенных пунктов и согласно Генеральному плану расположен в функциональной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, которая не предназначена для ведения сельскохозяйственного производства, в связи с чем, у Олифиренко В.Н. отсутствует возможность получения спорного земельного участка в собственность без торгов.

При этом, использование земельного участка истцом в соответствии с условиями договора аренды более трех лет, отсутствие у уполномоченных органов информации о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации при его использовании, не свидетельствуют о возможности продажи спорного участка в порядке подп.9 п.2 ст.39.3 ЗК РФ, поскольку продажа земельных участков, отнесенных градостроительным регламентом к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, под видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, повлечет обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков.

Предусмотренная же законом возможность использования земельного участка без установления срока его приведения в соответствие с градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки Тимашевского городского поселения, предусмотренная п.4 ст.85 ЗК РФ, не влечет за собой возникновение у лица, использующего земельный участок не в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны, права на выкуп такого земельного участка.

При указанных обстоятельствах у ответчика обоснованно не имелось правовых оснований для продажи истцу спорного земельного участка без проведения торгов в порядке подп.9 п.2 ст.39.3 ЗК РФ.

Помимо этого, исковые требования истца о признании права собственности на земельный участок заявлены преждевременно, поскольку сама административная процедура по предоставлению в собственность участка не проведена, договор купли-продажи между сторонами не заключен и стоимость участка в договоре не определена.

Ссылка истца и его представителя на то, что к спорному участку отсутствует доступ, поскольку вокруг него находятся два участка, принадлежащие истцу на праве собственности, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку при необходимости в силу ст.274 ГК РФ и ст.23 ЗК РФ может быть установлен сервитут, тем более, как видно из публичной карты к спорному участку проходит дорога.

Учитывая изложенное, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств не находит законных оснований для удовлетворении исковых требований истца Олифиренко Н.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Олифиренко Н.В. (<данные изъяты>) в удовлетворении исковых требований к администрации Тимашевсокго городского поселения Тимашевского района о признании незаконным отказа и признании права собственности на земельный участок.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В случае подачи апелляционной жалобы представителем, в соответствии со ст.ст. 49, 53 ГПК РФ, должны предоставить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 июня 2024 года.

Председательствующий

2-707/2024 (2-2971/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Олифиренко Николай Викторович
Ответчики
Администрация Тимашевского гордского поселения Тимашевского района
Другие
Тимашевский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю
Суд
Тимашевский районный суд Краснодарского края
Дело на странице суда
timashevsky.krd.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2023Передача материалов судье
21.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2024Подготовка дела (собеседование)
18.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.02.2024Предварительное судебное заседание
26.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.03.2024Предварительное судебное заседание
15.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.04.2024Предварительное судебное заседание
22.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.06.2024Предварительное судебное заседание
13.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2024Дело оформлено
13.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее