БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0022-01-2023-005429-25 33-1394/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 5 марта 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой Ю.А.
судей Тертышниковой С.Ф., Украинской О.И.
при секретаре Лихачевой М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белгорода в интересах Сушенцовой О.Е. к ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области» о понуждении к совершению действий
по апелляционному представлению прокурора г. Белгорода в интересах Сушенцовой О.Е.
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 30 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Тертышниковлй С.Ф., пояснения прокурора Кирилловой М.А., поддержавшей приведенные в представлении доводы, Сущенцовой О.Е., просившей об удовлетворении представления прокурора, представителя ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области» Олейникова И.Н., возражавшего против удовлетворения представления прокурора, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Белгорода обратился в суд с указанным выше иском в защиту прав, свобод и законных интересов Сушенцовой О.Е., в котором просил возложить на ответчика обязанность по постановке Сушенцовой О.Е. на медицинское обслуживание в медучреждении системы МВД.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что Сушенцова О.Е. обратилась в прокуратуру г. Белгорода с жалобой на действия администрации ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области», отказавшей ей, как члену семьи военнослужащего в отставке, в бесплатном медицинском обслуживании и санаторно-курортном обслуживании.
Пояснила, что супруг Сушенцовой О.Е.- Сушенцов А.В. проходил службу в должности <данные изъяты> внутренних войск МВД России по Северу-Западу, что подтверждено справкой отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Белгородской области от 25.05.2022 №808. Он уволен на основании приказа начальника ВВ МВД России по Северу-Западу от 16.02.1993 №014 л/с в запас по ст.46 п.«а» Положения «О прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР» (то есть по выслуге установленного срока службы), исключен из списков личного состава части и со всех видов довольствия с 03.03.1993 приказом командира в/ч № (г.Ухта) от 04.03.1993 №63 с/ч.
Выслуга Сушенцова А.В. составила 23 года в календарном исчислении (44 года в льготном исчислении). На учете в ОПО ЦФО Сушенцов А.В. состоит с 01.01.2006 и получает пенсию по линии МВД России за выслугу лет (пенсионное удостоверение №№), имеет удостоверение ветерана военной службы (удостоверение от 05.02.1999 серия «О» №604100).
Согласно сведениям, полученным из УМВД России по Белгородской области, в марте 2022 при очередном обращении Сушенцова А.В. в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области» ему отказано в обслуживании в связи с тем, что в его пенсионном удостоверении отсутствовала соответствующая отметка о его праве на медицинское обслуживание в медицинском учреждении системы МВД России.
По заявлению-обращению Сушенцова А.В. прокурором г.Белгорода в адрес ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области» внесено представление, рассмотрев которое администрация лечебного учреждения восстановила Сушенцову А.В. право на медицинское обслуживание. Однако супруге Сушенцова О.Е. в предоставлении медицинского обслуживания в медучреждении системы МВД было отказано, что является незаконным в соответствии с п.5 чт.11 ФЗ №247 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ст.55 Конституции Российской Федерации, согласно которой перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Учитывая, что Сушенцова О.Е. является членом семьи военнослужащего, имеющего выслугу не менее 20 лет, уволенного в запас, отказ медицинского учреждения в льготном медицинском обслуживании члена семьи военнослужащего незаконен.
Решением Свердловского районного суда г. Белгорода от 30 ноября 2023 г. в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
В апелляционном представлении прокурор г. Белгорода, действуя в интересах Сушенцовой О.Е., просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации, изучив доводы апелляционного представления судебная коллегия, приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 46 ФЗ № 3534-1 от 24.09.1992г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с 2006 приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 ноября 2006 г. №895 Об утверждении Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России (зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2006г, регистрационный №8547), действовавшим на момент увольнения Сушенцова А.В. с военной службы, члены семьи военнослужащего утратили право на льготное обслуживание в медицинских учреждениях системы МВД.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду их несоответствия установленным по делу обстоятельствам, неправильного применения норм материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела старший прапорщик Сушенцов А.В. проходил службу в должности <данные изъяты> внутренних войск МВД России, уволен в запас по пункту «а» статьи 46 (по выслуге установленного срока действительной военной службы) Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 2 октября 1985 г. №934 - приказ от 16 февраля 1993 г. №014 л/с, и исключен из списков личного состава части и со всех видов довольствия с 3 марта 1993 года приказом командира в/ч № от 4 марта 1993 г. № 63 с/ч. С 1 января 2006 года получает пенсию по линии МВД России за выслугу лет.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
На момент увольнения Сушенцова А.В. с военной службы право на медицинское обслуживание в лечебных учреждениях МВД России было закреплено в Законе Российской Федерации от 24.09.1992 № 3534-1 «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».
В соответствии со ст.46 названного закона право на медицинское обслуживание в лечебных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации имели также члены семей лиц офицерского состава, прапорщиков (мичманов), военнослужащих сверхсрочной службы, а также военнослужащие, уволенные с военной службы в запас или отставку и имеющие выслугу не менее 20 календарных лет.
Социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом "О противодействии терроризму" (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ).
Частью 4 статьи 46 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ предусмотрено, что на военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей распространяются социальные гарантии по медицинскому обслуживанию и право на обеспечение санаторно-курортным лечением, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Для военнослужащих Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
К мерам социальной поддержки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей согласно нормативным положениям Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ относятся в том числе социальные гарантии, связанные с реализацией их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Исходя из анализа правовых предписаний упомянутого закона его действие направлено на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие не только военнослужащих, но и членов их семей.
Как следует из материалов дела, исследованной судебной коллегией медицинской карты Сушенцовой О.Е. медицинское обслуживание Сушенцова А.В. и его супруги Сушенцовой О.Е. длительное время осуществлялось медицинскими учреждениями системы МВД, ответчиком – с 2009г.
Впоследствии их медицинское обслуживание ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области» прекращено в марте 2022г., по представлению прокурора г.Белгорода медицинское обслуживание Сушенцова А.В. было восстановлено и он прикреплен на обслуживание к ведомственному учреждению, в восстановлении такого права Сушенцовой О.Е. отказано по тому основанию, что право на медицинское обслуживание в ведомственных медицинских учреждениях имеют только члены семьи действующего сотрудника.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, провозглашение государством конституционных принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства должно обеспечивать не только соблюдение законодательно установленных условий получения предусмотренных мер социальной поддержки, но и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченным органом решения, рассчитывают на стабильность и неизменность их получения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной уполномоченным органом, бремя неблагоприятных последствий, связанных с ее устранением, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, с учетом жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода получения мер социальной поддержки, и других значимых обстоятельств.
Суд, фактически признал правильным прекращение оказания медицинской помощи в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области» Сушенцовой О.Е., у которой не было оснований сомневаться в правомерности действий уполномоченных органов, предоставлявших ей право обращаться в течение длительного времени за лечением в ведомственное медицинское учреждение.
При этом, суд не учел пенсионный возраст Сушенцовой О.Е., негативные последствия (существенное изменение жизненного уклада) прекращения права получать в виде социальной гарантии медицинскую помощь в ФКУЗ "МСЧ МВД России по Белгородской области", а также то обстоятельство, что такое решение не может обеспечить в достаточной мере баланс частных и публичных интересов, поскольку не учитывает обстоятельства конкретной правоприменительной ситуации.
Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 6 июня 1995 года N 7-П, от 13 июня 1996 года N 14-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 22 ноября 2000 года N 14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, определение от 5 марта 2004 года N 82-О).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято с нарушением приведенных норм права, его выводу не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении представления прокурора г. Белгорода.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, п.п. 3,4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 30 ноября 2023 г. по делу по иску прокурора г. Белгорода в интересах Сушенцовой О.Е. (паспорт №) к ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области» (ИНН 3124014379) о понуждении к совершению действий отменить.
Принять новое решение, которым обязать ФКУЗ «МСЧ МВД России по Белгородской области» прикрепить Сушенцову О.Е. к данному лечебному учреждению для прохождения последующего медицинского обслуживания.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Свердловский районный суд г. Белгорода.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 07.03.2024.
Председательствующий
Судьи