Решение по делу № 11-9357/2024 от 24.06.2024

Судья Веккер Ю.В.

УИД: 74RS0007-01-2024-000681-37

    Дело № 2-1818/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-9357/2024

18 июля 2024 года                          г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего              Доевой И.Б.,

судей          Елгиной Е.Г., Клыгач И.-Е.В.,

при секретаре судебного заседания Филипповой Д.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбунова Валерия Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж и специальный стаж периоды работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 27 апреля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Доевой И.Б. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Груздевой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя истца Юриной Е.В.. полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Горбунов В.А. обратился иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее ОСФР по Челябинской области) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Горбунову В.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, протекавшие на территории Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанности включить в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, протекавшие на территории Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по ремонту оборудования на фабриках в ремонтном цехе фабрик Соколовско-Сарбайского ГОК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов: ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживания электрооборудования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования в АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение»; возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-7).

В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Горбунов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого страхового и специального стажа. Специальный стаж истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 00 лет 10 месяцев 05 дней (при требуемом 12 лет 06 месяцев), страховой стаж 13 лет 06 месяцев 23 дня (при требуемом 25 лет); величина ИПК 23,953 (при требуемой величине ИПК не ниже 25,8). Этим же решением ответчик не включил в страховой стаж периоды работы, протекавшие на территории Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы, протекавшие на территории Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по ремонту оборудования на фабриках в ремонтном цехе фабрик Соколовско-Сарбайского ГОК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов: ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживания электрооборудования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования в АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», поскольку документально компетентным органом государства, на территории которого приобретен стаж, не подтверждены периоды работы и занятость истца в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (отсутствует ответ на формуляр «Запрос»). Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.

Истец Горбунов В.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель истца Юрина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области Груздева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 75-78).

Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Горбунова В.А. удовлетворены. Судом постановлено: признать незаконным решение ОСФР по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ; возложить на ОСФР по Челябинской области обязанность включить Горбунову В.А. в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложить на ОСФР по Челябинской области обязанность включить Горбунову В.А. в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по ремонту оборудования на фабриках в ремонтном цехе фабрик Соколовско-Сарбайского ГОК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов: ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживания электрооборудования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гола в качестве электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования в АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» и назначить досрочную страховую пенсию по старости пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93-113).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ОСФР по Челябинской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права при оценке доказательств (л.д. 121-122).

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Одновременно информация о слушании дела размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статей 113, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав новые доказательства, принятые в порядке абзаца 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению в части удовлетворения исковых требований Горбунова В.А. к ОСФР по Челябинской области о возложении обязанности включить Горбунову В.А. в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера, электрослесаря (слесаря), электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования в акционерном обществе «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования в акционерном обществе «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неверном применении судом при рассмотрении дела норм материального и процессуального права (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Горбунов В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный с системе обязательного пенсионного обеспечения ДД.ММ.ГГГГ, обратился в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 48-50, 67-69).

Решением ОСФР по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ Горбунову В.А. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового и специального стажа, а также необходимой величины ИПК (л.д. 43-45).

Оценка пенсионных прав Горбунова В.А. произведена пенсионным органом на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»: специальный стаж истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 00 лет 10 месяцев 05 дней (при необходимом не менее 12 лет 06 месяцев), страховой стаж составляет 13 лет 06 месяцев 23 дня (при необходимом не менее 25 лет), величина ИПК – 23.953 (при необходимой величине ИПК не ниже 25,8).

Пенсионным органом в страховой и специальный стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включены периоды работы на территории Республики Казахстан: в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по ремонту оборудования на фабриках в ремонтном цехе фабрик Соколовско-Сарбайского ГОК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов: ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживания электрооборудования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования в АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», поскольку документально компетентным органом государства, на территории которого приобретен стаж, не подтверждены периоды работы и занятость истца в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (отсутствует ответ на формуляр «Запрос»).

При этом, из трудовой книжки истца, а также архивных справок АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» от ДД.ММ.ГГГГ № Г-528 и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Горбунов В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Соколовско-Сарбайском ГОК в качестве электромонтера, электромонтера по обслуживанию электрооборудования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Ремонтно-строительном тресте ПО «Рудныйжилкоммунхоз» в качестве электромонтажника по освещению осветительных сетей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Рудненском АТП в качестве водителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МП «Эльбрус» в качестве водителя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предприятии «Казинтепкожа» в качестве электрослесаря, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Соколовско-Сарбайском ГОК в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (л.д. 13-20, 21, 24).

Из выданных АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» справок, уточняющих характер работы от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ № СЦ/2324, справок о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ и , а также справок АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан, следует, что Горбунов В.А. работал в АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования на фабриках, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования, электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования, что предусмотрено Списком , утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ в разделе 1 «Горные работы» подраздел 1. Открытые горные работы и работы на поверхности), позиция 2010100а-19931, а также в разделе II «Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых», позиция 2030000а-19861; за указанные период предприятие работало без простоев, работник не привлекался к работе в режиме не полной рабочей недели, не находился в отпуске в связи с приостановкой производства, не обучался на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, ученические отпуск анне предоставлялись, предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы: ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ9 года по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в указанные периоды работы Горбунову В.А. начислялась и выплачивалась заработная плата, а также производилось начисление и перечисление обязательных пенсионных взносов (л.д. 21-25, 26-27, 28-36, 83).

Из ответа АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан от 24 января 2023 года следует, что Единый накопительный пенсионный фонд, рассмотрев поступивший формуляр «Запрос» относительно предоставления информации на имя Горбунова В.А., в том числе касательно справки об уплате страховых взносов, сообщает, что в Республике Казахстан компетентным органом по реализации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенным в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, вступившим в силу с 01 января 2021 года, определен ЕНПФ, который взаимодействует с компетентными органами стран ЕАЭС в рамках видов пенсий, определенных статьей 2 Соглашения, в том числе назначаемых за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, то есть после 01 января 2021 года, тогда как Горбунов В.А. претендует на назначение пенсии в рамках национального законодательства Российской Федерации. ЕНПФ рекомендует ОСФР по Челябинской области в целях получения ответа по подтверждению стажа работы Горбунова В.А. направлять запросы без использования формуляров непосредственно в Комитет труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, являющийся уполномоченным государственным органом по назначению пенсионных выплат по возрасту (л.д. 70-71).

Полагая, что исчисление страхового и специального стажа произведено территориальным пенсионным органом неверно, такой подсчет нарушает его право на досрочное пенсионное обеспечение, Горбунов В.А. обратился в суд.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденными распоряжением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р, исходил из того, что для определения права на страховую пенсию по старости гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, в том числе после 13 марта 1992 года, при этом до 01 января 2002 года - независимо от уплаты страховых взносов, с учетом законодательства государства, в котором эти лица проживают.

Суд первой инстанции, исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, исходил из доказанности в ходе рассмотрения дела факта осуществления истцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по ремонту оборудования на фабриках в ремонтном цехе фабрик Соколовско-Сарбайского ГОК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов: ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживания электрооборудования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования в АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» работы на условиях полной занятости в тяжелых условиях труда, предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (раздел 1 «Горные работы» подраздел 1. Открытые горные работы и работы на поверхности), позиция 2010100а-19931, раздел II «Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых», позиция 2030000а-19861), а также факта уплаты страховых взносов после 01 января 2002 года.

Кроме того, принимая во внимание, что факт работы истца на территории Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтвержден трудовой книжкой истца, архивными справками, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж указанных периодов работы, а также назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ (даты обращения Горбунова В.А. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости и достижения возраста 55 лет).

Проверяя по доводам апелляционной жалобы ответчика решение суда, судебная коллегия полагает, что выводы суда в целом соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», поскольку Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» путем подписания договора.

В силу статьи 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Из приведенных положений международного соглашения, а также из положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства - участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление от 16 июля 2014 года № 665), при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» применяются

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10 в разделе 1 «Горные работы», подраздел 1. Открытые горные работы и работы на поверхности), позиция 2010100а-19931 предусмотрены электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования.

Согласно разделу II «Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются «электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (позиция 2030000а-19861).

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня.

При этом в соответствии с пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80 % рабочего времени.

В силу статьи 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со статьей 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

В соответствии с абзацем 4 пункта 5 Рекомендаций, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р, периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что вывод суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что полная занятость истца на работах, предусмотренных Списком № 2 от 26 января 1991 года в периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера по ремонту оборудования на фабриках в ремонтном цехе фабрик Соколовско-Сарбайского ГОК, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периодов: ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживания электрооборудования, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования в АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», подтверждена совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе: трудовой книжкой (л.д. 13-20), архивными справками АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» от ДД.ММ.ГГГГ № Г-528 и от ДД.ММ.ГГГГ , справками АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», уточняющими характер работы от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ № СЦ/2324, справками о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ и , справками АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан (л.д. 21-25, 26-27, 28-36, 83).

Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для включения в страховой стаж истца периодов работы, протекавших на территории Республики Казахстан, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку осуществление истцом трудовой деятельности в указанные периоды подтверждено записями в трудовой книжке истца, а также представленными в материалы дела архивными справками и справками работодателя АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» (л.д.13-20, 21, 24).

Сведения, содержащиеся в трудовой книжке ответчиком ничем объективно не опровергнуты, сомнений не вызывают, записи в трудовую книжку внесены последовательно, подписи и печати хорошо просматриваются, а в вышеуказанных архивных справках указаны основания их выдачи, справки подписаны должностными лицами, содержат печать. Данные доказательства стороной ответчика ничем объективно не опровергнуты (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), соответственно, оснований не принимать во внимание данные документы ни у ответчика, ни у суда первой инстанции не имелось.

Таким образом, представленные истцом в пенсионный орган документы соответствовали требованиям, предъявляемым к документам, подтверждающим страховой и специальный стаж, в том числе, до регистрации в системе пенсионного страхования (статья 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пункт 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской от 02 октября 2014 года № 1015).

Иные доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда первой инстанции в указанной части, в том числе о том, что справка АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», уточняющая характер работы от 06 марта 2024 года № СЦ/2324 (л.д. 83) предметом рассмотрения и оценки пенсионного органа не являлась, в качестве основания выдачи указанной справки отсутствует указание на документы технологического характера, подтверждающие занятость Горбунова В.А. в особых условиях труда, а также в указанной справке содержится указание на работу Горбунова В.А. в спорные периоды в условиях полной занятости в тяжелых условиях труда, предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», тогда как с 01 января 2000 года Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 1999 года № 1930 утверждены Списки № 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, не имеют правового значения для разрешения дела, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также основаны на его субъективном мнении о том, как должен был быть рассмотрен спор.

Более того, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия отмечает, что согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 288, Федерального закона Российской Федерации от 05 мая 1997 года № 77-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

В указанных целях Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется заблаговременная работа в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию, по которой понимается комплекс мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, учтенных в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий.

Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина по вопросу назначения ему страховой пенсии должен был предварительно оценить представленные документы и по результатам их предварительной оценки, при наличии, хоть и предположительно, права гражданина на пенсию, разъяснить ему о необходимости предоставления дополнительных документов, в том числе о стаже работы, если такая необходимость имелась, сроке их представления и последствиях непредставления таких документов, чего при обращении Горбунова В.А. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости сделано не было, чем было нарушено право Горбунова В.А. на своевременное и в полном объеме социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации.

Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверяя факт уплаты страховых взносов в оспариваемые периоды, суд первой инстанции принял во внимание сведения, поступившие из АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан (л.д. 28-36) о том, что на Горбунова В.А. перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с марта 1998 года по ноябрь 2017 года, за исключением апреля и июля 2005 года, что не было учтено судом первой инстанции при определении продолжительности специального и страхового стажа Горбунова В.А. с учетом вышеприведенных положений действующего пенсионного законодательства.

По приведенным мотивам решение суда первой инстанции подлежит изменению в части удовлетворения исковых требований Горбунова В.А. к ОСФР по Челябинской области о возложении обязанности включить в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера, электрослесаря (слесаря), электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования в акционерном обществе «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования в акционерном обществе «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» (пункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенным в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, сведения о стаже работы после 13 марта 1992 года подтверждаются только по формуляру компетентного органа государства - члена, тогда как сведения о стаже работы Горбунова В.А. не подтверждены формуляром компетентного органа Республика Казахстан, основаны на неверном толковании норм материального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», поскольку Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» путем подписания договора.

В силу статьи 1 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Из приведенных положений международного соглашения, а также из положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что пенсионное обеспечение нетрудоспособных лиц, переселившихся из одного государства - участника Соглашения в другое, осуществляется в порядке, установленном законодательством государства, в которое прибыло лицо, претендующее на назначение пенсии.

В свою очередь, пунктом 1, 3 статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения. В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

Статьей 8 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, подписанного в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений настоящего Соглашения.

Статья 12 данного Соглашения содержит переходные положения, а именно указано, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года было ратифицировано Республикой Казахстан законом РК № 381-VI от 07 декабря 2020 года, а Российской Федерацией ратифицировано Федеральным законом от 09 ноября 2020 года № 354-ФЗ и вступило в силу для всех участников этого соглашения с 01 января 2021 года.

Таким образом, в соответствии с переходным положением статьи 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, следует, что за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Поскольку спорные периоды работы Горбунова В.А. имели место до 01 января 2021 года, судом к спорным отношениям правильно применены положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и положения пенсионного законодательства Российской Федерации.

Оснований для иного применения норм материального права у судебной коллегии вопреки ошибочным доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Ссылка в жалобе на отсутствие ответа компетентного органа Республики Казахстан о проверке стажа работы истца не свидетельствует о незаконности решения суда, т.к. пенсионное законодательство не содержит нормы об обязательности подтверждения компетентным органом периода работы на территории другого государства. В этом случае к документам приведенными выше нормами пенсионного права предъявляются такие же требования, как и к документам, подтверждающим работу на территории Российской Федерации (исключая периоды работы в странах - членах СНГ после 01 января 2002 года, когда необходимо подтверждать факт уплаты страховых взносов на пенсионное страхование ответом компетентного органа).

Доводы жалобы о реализации пенсионным органом права на проведение проверки документов истца, невозможности назначения пенсии до поступления ответа на запрос от компетентного органа Республики Казахстан не могут быть признаны обоснованными, с учетом того, что представленные истцом в пенсионный орган документы правомерно признаны судом достаточными и достоверными.

Несогласие в жалобе ответчика с оценкой доказательств не может повлечь отмену решения, поскольку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Как видно из постановленного решения, каждое представленное суду доказательство (в том числе, объяснения сторон, письменные доказательства) оценено судом с точки зрения его относимости, допустимости и достоверности. Результаты оценки отражены в постановленном решении.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции вопреки ошибочным доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется, так как выводы суда первой инстанции в указанной части полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.

Из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу, с соблюдением требований статей 12, 55, 56, 195, части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве доказательств, отвечающих статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняты во внимание представленные в материалы дела письменные и иные доказательства в их совокупности, которым дана оценка как того требует статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба ответчика не содержит; иными лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 27 апреля 2024 года изменить в части удовлетворения исковых требований Горбунова Валерия Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности включить Горбунову Валерию Александровичу в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера, электрослесаря (слесаря), электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования в акционерном обществе «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования в акционерном обществе «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение».

Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области включить в страховой стаж Горбунова Валерия Александровича период работы в качестве электромонтера, электрослесаря (слесаря), электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования в акционерном обществе «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением апреля и июля 2005 года.

Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области включить в специальный стаж Горбунова Валерия Александровича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в качестве электрослесаря (слесаря) дежурного и по ремонту оборудования в акционерном обществе «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за исключением апреля и июля 2005 года.

В остальной части решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 27 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2024 года.

11-9357/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Горбунов Валерий Александрович
Ответчики
ОСФР по Челябинской области
Другие
Юрина Елена Витальевна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Доева Инга Бабиевна
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
25.06.2024Передача дела судье
18.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2024Передано в экспедицию
18.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее