УИД 72RS0021-01-2024-000481-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 20 июня 2024 года
Тюменский районный суд Тюменской области в составе
председательствующего судьи Марковой Р.А.,
при секретаре Асатрян Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1474/2024 по исковому заявлению БАБ к обществу с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
Истец БАБ обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, мотивировав требования тем, что истец является собственником жилого дома по адресу <адрес>, ДПК «<адрес>», <адрес>.
12.12.2023 года истцом был получен судебный приказ от 23.11.2023 года №2-5303/2023/6м о взыскании с истца в пользу ООО «Тюменское экологическое объединение» задолженности за обращение с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету №21017641986 за период с 01.03.2019 года по 31.08.2019 года, с 01.04.2022 г. по 30.09.2023 г. в сумме 6 296 руб. 76 коп., а также пеней за период с 11.04.2019 г. по 05.04.2020 г. и с 02.01.2021 г. по 25.10.2023 г. в размере 2034 руб. 34 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., который был отменен на основании ст.128 Гражданского процессуального кодекса РФ.
ООО «Тюменское экологическое объединение» начисляет мне плату за коммунальную услугу «обращение с ТКО», начиная с 01.03.2019 года.
По информации в личном кабинете лицевого счета 21017641986 на сайте АО «ЭК «Восток» (являющегося агентом ООО «Тюменское экологическое объединение») на 01.01.2024 года сумма начислений за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» составляет 7427,56 руб., а также пени 2205 руб. 16 коп.
В письме АО «ЭК «Восток» от 24.01.2024г. исх.№ И-В-ТМН-2024-8997 сумма задолженности по состоянию на 01.01.2024 года за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» указана в размере 10 372 руб. 74 коп., задолженность по пеням за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» составляет 2 205руб. 16 коп.
С такими начислениями истец не согласен, считает их незаконными ввиду того, что ближайшая к дому истца контейнерная площадка, с которой осуществляется вывоз ТКО, расположена по адресу: <адрес>», <адрес>. Данная площадка внесена в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Каменского МО, утвержденный распоряжением Администрации Каменского муниципального образования от 09.03.2022 г. № 10.
Адресной схемы размещения мест (площадок) сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТСН «<адрес>» (ДПК «<адрес>»), которая могла бы указать, что дом истца относится к указанной контейнерной площадке ни на официальном сайте Администрации Тюменского муниципального района, ни на сайте ООО «Тюменское экологическое объединение» не имеется.
Согласно картографическим данным (пешеходный маршрут от дома до контейнерной площадки, построенной в навигаторе 2GIS, а также в навигаторе GoogleMaps) расстояние от указанной контейнерной площадки до дома истца составляет 1000 м, до границы земельного участка - 960 м, пешим шагом дойти до нее истец может примерно за 14 минут. Иные ближайшие к дому истца места накопления ТКО, соответствующие требованиям действующего законодательства РФ, отсутствуют.
При этом, согласно п.4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 февраля 2022 г. № 6, п. 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров.
При отсутствии возможности складировать ТКО в контейнеры, истцу не были предоставлены пакеты или другие емкости для организации вывоза «пакетированного» мусора и не указано доступное место его складирования.
Таким образом, истец полагает, что начисление ответчиком платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО является неправомерным, поскольку за весь период (с 01.03.2019 года по настоящее время) эта услуга истцу не предоставлялась.
26.12.2023 года БАБ направил ответчику претензию по поводу необходимости перерасчета начисленной ему платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО в связи с непредоставлением данной услуги, однако в ответном письме от 28.12.2023г. исх. № 23195 ООО «Тюменское экологическое объединение» сообщило, что региональный оператор не несет ответственности за недостаток или отсутствие контейнерных площадок, так как данные полномочия относятся в вопросам местного значения органов местного самоуправления согласно Федеральному закону от 06.10.2003 года №131-Ф3, при этом указано, что контейнерные площадки располагаются не обязательно в непосредственной близости с жилым домом, но могут находиться в пределах доступности, а отсутствие контейнерной площадки в непосредственной близости от дома потребителя не свидетельствует о том, что услуга по вывозу ТКО не оказывается.
Письмом от 24.01.2024г. исх. № И-В-ТМН-2024-8997АО «ЭК «Восток» так же сообщило, что не видит оснований для перерасчета начисленной задолженности и пеней.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец БАБ просит суд обязать ответчика ООО «Тюменское экологическое объединение» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» за период с 01.03.2019г. по 01.01.2024г., списав начисления за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» в сумме 10 372,74 рублей, задолженность по пеням за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» в сумме 2 205,16 рублей; взыскать с ООО «Тюменское экологическое объединение» в его пользу компенсацию морального вреда, причиненного мне в результате нарушения прав как потребителя коммунальных услуг в размере 10000 рублей; взыскать с ООО «Тюменское экологическое объединение» в его пользу штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 5000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «ЭК «Восток».
Истец БАБ в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «ТЭО», третьего лица АО «ЭК «Восток» ЦАС, действующая на основании письменных доверенностей от 17 ноября 2023 года, от 31 января 2023 года соответственно, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, поддержав письменные возражения на иск.
Представитель третьего лица Администрации Каменского МО Тюменского района Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей данного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.04.2018 года между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и ООО «Тюменское экологическое объединение» (ООО «ТЭО») как региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Тюменской области было заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области, в соответствии с которым ООО «ТЭО» как победитель конкурсного отбора регионального оператора было наделено статусом Регионального оператора.
Соглашением установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов на территории зоны Тюменской области в соответствии с требованиями постановления правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г №».
В целях осуществления деятельности по заключению договоров с потребителями на оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начислением платы за оказанную услуги, оформлением платежных документов, между ООО «ТЭО» и АО «ЭК «Восток» заключен Агентский договор от 14 мая 2018 года.
Из материалов дела следует, что БАБ на праве собственности принадлежит жилое строение по адресу: <адрес>», <адрес> (запись 72:17:0808003:6758-72/041/2018-1 от 18 июня 2018 года).
В целях исполнения обязательств по договору оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО на данное жилое помещение открыт лицевой счёт на имя БАБ № 21017641986.
ООО «ТЭО» производит начисление платы по услуге ТКО с 01.01.2019 года по лицевому счету №21017641986 из расчета 2-х зарегистрированных/проживающих граждан, на основании полученных сведений о собственниках и проживающих в жилом доме лиц.
Из представленной ответчиком карточки лицевого счета №21017641986 следует, что за период с 01 марта 2019 года по 31 мая 2024 года у истца имеется задолженность по оплате оказанной коммунальной услуги по обращению с ТКО в сумме 11786,24 рублей, а также начислены пени в сумме 2950,79 рублей.
Как указывал истец, с задолженностью он не согласен, считает произведенные начисления незаконными ввиду того, что ближайшая к его дому контейнерная площадка, с которой осуществляется вывоз ТКО, расположена по адресу: <адрес>, <адрес>», <адрес>. Между тем, согласно картографическим данным (пешеходный маршрут от дома до контейнерной площадки, построенной в навигаторе 2GIS, а также в навигаторе GoogleMaps) расстояние от указанной контейнерной площадки до дома истца составляет 1000 м, до границы земельного участка - 960 м, пешим шагом дойти до нее истец может примерно за 14 минут. Иные ближайшие к дому истца места накопления ТКО, соответствующие требованиям действующего законодательства РФ, отсутствуют.
По сведениям Администрации Каменского МО Тюменского муниципального района Тюменской области на запрос суда, схемы расположения контейнеров в ДПК «Поселок Новокаменский» не имеется, контейнерные площадки должны быть установлены по следующим адресам: <адрес> <адрес> выездном осмотре установлено: <адрес>", <адрес>", <адрес>. Контейнерную площадку с <адрес> перенесли на перекресток, напротив дома <адрес> и строения по <адрес> (напротив).
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении в полном объеме, поскольку не усматривает оснований для перерасчета задолженности за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период 01 марта 2019 года по 01 января 2024 года, в связи с тем, что в указанный период ООО «ТЭО» исполняло обязанности по организации сбора, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории СНТСН «<адрес>» надлежащим образом, БАБ доказательств накопления ТКО на своем земельном участке или транспортировки ТКО на территорию свалки, как и неиспользование им контейнерных площадок, имеющихся на территории СНТСН «<адрес>» в спорный период времени не представил.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 8 указанного Закона относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. №1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Создание и содержание контейнерных площадок (мест накопления ТКО) площадок в соответствии с действующим законодательством не входит в обязанности регионального оператора.
Из материалов дела следует, что в спорный период с мест (площадок) накопления по <адрес> СНТСН «<адрес>», ответчиком осуществлялся сбор и вывоз ТКО, что подтверждено сведениями скриншотов мониторинга передвижения мусоровозных машин по системе ГЛОНАСС.
Несоблюдение расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом БАБ, их удаленное расположение от жилого дома истца, вопреки его утверждению, не свидетельствуют о том, что услуга по обращению с ТКО региональным оператором ему оказана не была.
Допустимых доказательств того, что в спорный период ООО «ТЭО» на территории СНТСН «<адрес>» не оказывало услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, и истец не имел возможности ею пользоваться, истцом не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для перерасчета платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО и аннулирования задолженности истца за период с 01.03.2019г. по 01.01.2024г., в связи с чем, в удовлетворении исковых требований, в том числе о взыскании компенсации морального вреда, штрафа по Закону о защите прав потребителей, надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 55-56, 67, 71, 98, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований БАБ к обществу с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, взыскании компенсации морального вреда, штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение суда составлено 31 июля 2024 года.
Судья Р.А. Маркова