Решение по делу № 33-1564/2024 от 27.03.2024

судья Лобанова О.Р.

№ 33-1564-2024

УИД 77RS0021-02-2022-017050-83

Мотивированное определение изготовлено 24 мая 2024 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

23 мая 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Киселевой Е.А.

судей

Сазановой Н.Н.

Свиридовой Ж.А.

при секретаре

Кауфман О.Н.

рассмотрела в закрытом судебном заседании гражданское дело № 2-178/2023 по иску заместителя военного прокурора Северодвинского гарнизона в интересах неопределенного круга лица к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, о возложении обязанности выполнить определенные действия,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 25 января 2023 г.

Заслушав доклад судьи Сазановой Н.Н., выслушав объяснения представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации Юскина Д.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя истца военного прокурора Северодвинского гарнизона – помощника военного прокурора Северного флота Скородумова А.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

заместитель военного прокурора Северодвинского гарнизона обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации (далее также Минобороны России), федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Объединенному стратегическому командованию Северного флота (по ОСК СФ) (далее ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о возложении обязанности выполнить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указано, что военной прокуратурой Северодвинского гарнизона проведена проверка исполнения законов о пожарной безопасности и сохранности оружия и боеприпасов в филиале войсковой части * центра материально-технического обеспечения Северного флота (далее - филиал).

В ходе проверки установлено, что на территории филиала, дислоцированного в ст. Рикасиха Приморского района Архангельской области, расположены специальные объекты: помещения в здании караула ВОХР, в здании мастерской ПСО, помещения КПП-4, хранилища № 1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 2-1, 2-2, 3-1, 3-2, 3-3, 3-4, 3-5, 3-6, помещения (вагоны) № 1, 2, 3, 6, 7, 8 (далее - объекты филиала).

При эксплуатации и техническом содержании вышеуказанных объектов не соблюдаются правила пожарной безопасности и требования к противопожарному оборудованию зданий и сооружений, а именно: не оборудованы автоматическими системами пожаротушения и системами управления и эвакуации людей при пожаре объекты: хранилища № 1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 3-4, 3-5, помещения в здании караула ВОХР, в здании мастерской ПСО, помещения КПП-4 (помещения вожатых караульных собак); требуют перезарядки огнетушители ОП-4 2016, находящихся в отделе хранения в количестве 15 штук, в пожарно-инвентарном пункте в количестве 9 штук, на пожарных щитах № 4, 13 в количестве 4 штук; находятся в неисправном состоянии автоматические системы пожарной сигнализации и системы оповещения управления и эвакуации людей при пожаре в хранилищах1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 2-1, 2-2, 3-1, 3-2, 3-3, 3-4, 3-5, 3-6, в здании караула ВОХР, в здании КПП-4 (помещения вожатых караульных собак), в здании мастерской ПСО, помещения здания кормокухни; не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции кровли в караульном помещении, в здании КПП-4, в здании мастерской ПСО, в вагонах № 1, 2, 3, 6, 7, 8.

Перечисленные нарушения в сфере обеспечения требований пожарной безопасности создают прямые предпосылки к несвоевременному оповещению о пожаре на рассматриваемых объектах воинской части, что может повлечь уничтожение и утрату федеральной собственности, гибель и травмирование военнослужащих и лиц гражданского персонала филиала.

Командованием филиала с целью устранения вышеуказанных недостатков в жилищно-коммунальную службу № 6 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ (по ОСК Северного флота), органы военного управления Северного флота неоднократно подавались заявки, докладные записки, в том числе документы для проведения текущего, капитального ремонта, оборудования зданий, сооружений и хранилищ системами пожарной сигнализации и пожаротушения. Однако, до настоящего времени объекты филиала в соответствие с противопожарными нормами не приведены.

Истец просил суд возложить на Минобороны России обязанность в течение в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона о пожарной безопасности на объектах военной инфраструктуры филиала войсковой части *, а именно: принять меры по оборудованию автоматическими системами пожаротушения и системами управления и эвакуации людей при пожаре объекты: хранилища № 1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 3-4, 3-5, помещения в здании караула ВОХР, в здании мастерской ПСО, помещения КПП-4;

возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ОСК Северного флота) обязаннсть в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести перезарядку огнетушителей ОП-4 2016, находящихся в отделе хранения в количестве 15 штук, в пожарно-инвентарном пункте в количестве 9 штук, на пожарных щитах № 4, 13 в количестве 4 штук; произвести работы по ремонту автоматических систем пожарной сигнализации и систем оповещения и управления и эвакуации людей при пожаре в здании караула ВОХР, в здании КПП-4, в здании мастерской ПСО, помещении здания кормокухни; обработать огнезащитным составом деревянные конструкции кровли в караульном помещении, в здании КПП-4, в здании мастерской ПСО, в вагонах № 1, 2, 3, 6, 7, 8 не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций кровли.

Определением суда от 25 января 2023 г. производство по гражданскому делу по иску заместителя военного прокурора Северодвинского гарнизона к ФГБУ «ЦЖКУ» прекращено в связи с отказом от иска к данному ответчику.

Судом принято решение, которым исковые требования удовлетворены в объеме уточненного иска.

На Минобороны России в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность устранить выявленные нарушения закона о пожарной безопасности на объектах военной инфраструктуры филиала войсковой части *, а именно: принять меры по оборудованию автоматическими системами пожаротушений и системами управления эвакуацией людей при пожаре объектов Филиала: хранилища № 1-1, 1-2, 1-3, 1-4, 3-4, 3-5, помещения в здании караула ВОХР, в здании мастерской ПСО, помещения КПП-4.

Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель Минобороны России по доверенности Юскин Д.О. ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы ссылается, что суд пришел к ошибочному выводу о доказанности виновных действий Минобороны России в невыполнении требований законодательства о пожарной безопасности на спорных объектах.

Полагает не получили должной оценки доводы ответчика о том, что в нарушение пункта 1 статьи 22, пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором предписание либо требование об устранении указанных в иске нарушений в Минобороны России не направлялось, материалы прокурорской проверки, подтверждающие факт ее проведения в отношении данного ответчика в Минобороны России не поступали и суду не представлены, какие-либо пояснения о причинах допущенных нарушений по спорному вопросу не были истребованы, в связи с чем, меры прокурорского реагирования не были реализованы в установленном порядке, что лишило ответчика какой-либо возможности в административном порядке принять в пределах предоставленных полномочий меры к устранению выявленных нарушений закона о пожарной безопасности.

При этом, ссылается, что получение войсковой частью *, являющейся подразделением Министерства обороны Российской Федерации, сведений о выявленных нарушениях, не является доказательством уведомления об их наличии непосредственно Минобороны России.

Полагает, что доводы истца о наличии вины ответчика в несоблюдении законодательства о пожарной безопасности, противоправности его бездействия основаны на недопустимых доказательствах, что не получило должной оценки в оспариваемом решении суда.

Обращает внимание, что суд не учел, что в пределах предоставленных Положением полномочий Министерством обороны Российской Федерации приняты исчерпывающие меры по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности на закрепленных объектах. Возложение же обязанности по их устранению без доказательства противоправности бездействия является безосновательным вмешательством в административно-хозяйственную деятельность.

Кроме того, ссылается на неисполнимость принятого судебного акта, поскольку из решения не следует совершение каких конкретно действий будет являться исполнением решения суда.

Оспаривает законность принятого решения и обращает внимание, что в оспариваемом решении судом применены нормативные акты, утратившие юридическую силу. В частности, не подлежали применению положения ВСП 21-07-07, поскольку согласно письму МЧС России от 18 октября 2022 г. № ИГ-24-68 «О рассмотрении обращения» разъяснено, что нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315, и нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденные приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323, на которые имеется ссылка в ВСП 21-07-07, не включены в Перечень и не применяются в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Инякина С.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определением от 24.04.2024 судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда перешла к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГБУ «ЦЖКУ».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика ФГБУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» Минобороны России, Инспекции государственного пожарного надзора по Северному флоту, представитель войсковой части *, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частями 3, 5 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69 «О пожарной безопасности», организации, учреждения, предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные, требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) требования противопожарной безопасности, установленные настоящим федеральным законом, распространяются в отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения.

Согласно части 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 52 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются в частности устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

На основании части 2 статьи 54 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

На основании пункта 1 статьи 91 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно пункту 54 Правил № 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» введены новые требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в приложениях № 3 и № 5.

Согласно пункту 1 приложения № 14 к Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 все хранилища, навесы, площадки с боеприпасами, цехи основного и вспомогательного производства, лаборатории, линии высокого напряжения, электростанции и трансформаторные подстанции, трубы котельных, водонапорные башни, склады горючего и смазочных материалов и другого военного имущества должны быть оборудованы молниезащитными устройствами и другими инженерными системами, обеспечивающими их пожаро- и взрывобезопасность в соответствии с требованиями действующих норм и правил.

Ранее действовавшие нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03 и НПБ 104-03), на которые имелась ссылка в документах, приложенных к исковому заявлению, не противоречат положениям вышеуказанных нормативных актов, а также СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденных приказом МЧС России № 582 от 31 июля 2020 года № 582 и СП 485.1311500.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных приказом МЧС России № 628 от 31 августа 2020 года, а также Инструкции по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87, утвержденной Минэнерго СССР 12 октября 1987 года.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, инспекцией (государственного пожарного надзора по Северному флоту) проведена внеплановая проверка отдела хранения базы ТБВ ст. Рикасиха войсковой части * по результатам которой составлен акт проверки № 1/58 от 10 декабря 2021 года о выявлении в в/ч * нарушений требований пожарной безопасности:

-    помещения в здании караула ВОХР не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

-    хранилища № 1-1, 1-2, 1-3, 1-4 (с категорией опасности Е5) не оборудованы автоматическими установками пожаротушения;

-    хранилища № 3-4, 3-5 (с категорией опасности Е 7) не оборудованы автоматическими установками пожаротушения;

-    хранение боеприпасов категории опасности Е5 в наземных необвалованных хранилищах № 1-1, 1-2, 1-3, 1-4;

-    хранение боеприпасов категории опасности Е7 в наземных необвалованных хранилищах № 3-4, 3-5;

-    в здании мастерской ПСО отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

-    автомобиль пожарный АЦ-6.0-40 (Урал -4320) не укомплектован стационарной радиостанцией;

-    не обеспечена своевременная перезарядка огнетушителей ОП-4 2016 года выпуска, находящихся в резерве отдела хранения, в количестве 15 штук;

-    не обеспечена своевременная перезарядка огнетушителей ОП-4 2016 года выпуска, расположенных в пожарно-инвентарном пункте в количестве 9 штук, на пожарных щитах № 4, 13 в количестве 4 штук;

-    не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций кровли караульного помещения организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (в 2019 году была проведена обработка огнезащитным составом силами личного состава);

-    не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций кровли здания КПП-4 организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (в 2019 году была проведена обработка огнезащитным составом силами личного состава);

-    помещения КПП-4 (помещение вожатых караульных собак) не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

-    не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций кровли здания мастерской ПСО организацией, имеющий лицензию на данный вид деятельности (в 2019 году была проведена обработка огнезащитным составом силами личного состава);

-    не проведена обработка огнезащитным составом деревянных конструкций кровли вагончиков № 1, 2, 3, 6, 7, 8 организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (в 2019 году была проведена обработка огнезащитным составом силами личного состава);

-    помещения здания кормокухни не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

-    в хранилище № 1-1, 1- 2, 1-3, 1-4 не организовано проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (автоматическая система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в неисправном состоянии);-    не организовано проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (автоматическая система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в неисправном состоянии);

- в хранилище №3-1, 3- 2, 3-3, 3-4, 3-5, 3-6 не организовано проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (автоматическая система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в неисправном состоянии).

    Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оборудование объектов военной инфраструктуры филиала войсковой части * с нарушением противопожарных норм создает потенциальную опасность для его персонала, а также гражданского населения, то есть нарушает права неопределенного круга лиц и противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации, потому пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных заместителем военного прокурора требований, возложив на Минобороны России обязанность оборудовать объекты филиала войсковой части 77360-И автоматическими системами пожаротушений, и системами управления и эвакуации людей при пожаре объектов филиала.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по организации и проведению работ в отношении объектов инфраструктуры войсковой части *, суд не установил, в чем выразилось бездействие непосредственно Министерства, ограничился указанием на наличие у него правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.

Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции возник вопрос возможности и необходимости оборудования указанного в иске прокурора имущества филиала войсковой части 77360-И автоматическими системами пожаротушения, автоматическими системами пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в целях правильного рассмотрения дела судебной коллегией было назначено проведение обследования объектов филиала, указанных в акте проверки от 10 декабря 2021 года, проведение которого было поручено Инспекции государственного пожарного надзорного по Северному флоту.

В порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела судебной коллегией приобщены дополнительные доказательства – акт обследования объектов отдела хранения войсковой части * (ст. Рикасиха) от 15 мая 2024 г.; паспорт военного городка №51(29-13-193) акты общего весеннего осмотра объектов имущественного комплекса КПП (инв.№15) от 06.03.2024, караульного помещения, склада, помещения (12.4 – котельная) инв.№1 от 06.03.2024, перечень объектов, требующих текущего ремонта от 11.03.2024.

Согласно акту обследования объектов отдела хранения войсковой части * (ст. ...) от 15 мая 2024 г.,    составленному комиссией в составе помощника военного прокурора Северодвинского гарнизона Ч. М.В., врио заместителя командира войсковой части * Р. Т.И., инженера службы ПБ, ГО и ЧС ЖКС №10 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России (по ВМФ) Г. В.А., старшего инспектора отдела (государственного пожарного надзора г. Северодвинска Архангельской области) инспекции (государственного пожарного надзора по Северному флоту) Х. М.В., в присутствии начальника отделения хранения войсковой части * (ст....) Р. И.Я., в ходе обследования установлено следующее.

Проектная документация на обследуемые объекты защиты отсутствует. В технических паспортах (в состав которых включены инвентарные карточки Ф.400, разработанные ОМИС) предназначение объектов защиты не указано. Наименования и инвентарные номера объектов защиты сопоставлены с паспортом военного городка № 51 (29-13-193), подписанным 01.04.2024 начальником ЖКС № 10 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВМФ) Л. В.А., и актом приема- передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 51 Северодвинского местного гарнизона от 06.06.2023.

Фактическое техническое состояние обследуемых объектов удовлетворительное, требуют ремонта.

Согласно акту приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 51 Северодвинского местного гарнизона от 06.06.2023 объекты защиты, расположенные по адресу: Архангельская обл., ... р-н, ст. ... (военный городок № *) переданы в пользование от ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России командиру войсковой части * капитану 1 ранга М. А.Н.

Оборудование системами пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации может быть проведено в рамках текущего ремонта, оборудование автоматическими установками пожаротушения в рамках реконструкции.

Здание караульного помещения, в том числе складское помещение (инв. №1) эксплуатируется в качестве административно-бытового назначения команды ВОХР.

1. В нарушение требований пункта 11 приложения № 1 к «Требованиям к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. № здание не оснащено системой пожарной сигнализации.

2. В нарушение требований пункта 20 приложения №5 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 №1464 здание не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Здание КПП-4 (инв. №15) эксплуатируется в качестве административно-бытового назначения для вожатых караульных собак.

3. В    нарушение    требований    пункта 11 приложения №1, постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 здание не оснащено системой пожарной сигнализации.

4. В нарушение требований пункта    20 приложения №5 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 №1464 здание не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Здание мастерской ПСО (инв. № б/н) в паспорте военного городка № 51 (29-13-193) не отражено, в акте приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 51 Северодвинского местного гарнизона от 06.06.2023 отсутствует.

Приказом командира войсковой части * от 11.09.2023 № 1175 «О выводе из эксплуатации зданий войсковой части *» здание выведено из эксплуатации.

5. В нарушение требований пункта 9.1.2 приложения №3 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 производственные помещения не оснащены системой пожарной сигнализации.

6. В нарушение требований пункта 21 приложения №5 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 здание не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Техническая территория, здание склада (инв. № 13), в здании расположено четыре хранилища (№№ 1-1, 1-2, 1-3, 1-4), выделенных в отдельные отсеки. Хранилища №№ 1-1 и 1-4 эксплуатируются для хранения боеприпасов категории опасности Е5. Хранилища №№ 1-2 и 1-3 эксплуатируются для хранения боеприпасов категории опасности Е7.

7. Согласно пункту 64 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее - ППР РФ № 1479), в нарушение требований пункта 224 таблицы 1 Ведомственного свода правил Министерства обороны Российской Федерации ВСП 21-07-07 «Инструкция по определению зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (далее - ВСП 21-07-07) хранилища №№ 1-1, 1-2, 1-3, 1-4 с категорией опасности боеприпасов Е5, Е7 не оборудованы автоматической установкой пожаротушения.

8. В нарушение требований пункта 21 приложения №5, постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 здание не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Здание гараж (инв. № 2), в здании расположено пять хранилищ (№№ 3-1, 3-2, 3-3, 3-4, 3-5), выделенных в отдельные отсеки. Хранилища №№ 3-4, 3-5 эксплуатируются для хранения боеприпасов категории опасности Е5.

9. Согласно пункту 64 ППР РФ № 1479, в нарушение требований пункта 224 таблицы 1 ВСП 21-07-07 хранилища №№ 3-3, 3-4, 3-5 с категорией опасности боеприпасов Е2, Е5 не оборудованы автоматической установкой пожаротушения.

10. В нарушение требований пункта 21 приложения №5, постановления Правительства РФ от 01.09.2021 № 1464 здание не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы в ходе рассмотрения гражданского дела достоверно установлено, что указанные выше помещения и хранилища подлежат оборудованию системами противопожарной защиты.

В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Как правило, к текущему ремонту относят устранение небольших неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основных средств, при котором объекты практически не выбывают из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, а также работы по систематическому и своевременному предохранению имущества от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.

При таком положении работы по оснащению уже существующих объектов, находящихся в эксплуатации войсковой части, автоматическими установками пожаротушения, системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре относятся к работам текущего характера.

Таким образом, при вынесении решения, судом первой инстанции не учтено, что возложение на Министерство обороны Российской Федерации как на собственника имущества обязанности оборудовать автоматическими системами пожаротушений и управления эвакуацией людей при пожаре зданий противоречит вышеприведенным актам, не учитывает его организационную структуру, полномочия каждого подразделения, а также порядок распределения финансирования проводимых приятий.

Судебная коллегия, разрешая спор, полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора в отношении ответчика – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, принимая во внимание следующее.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, оставаясь собственником, передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения (пункт 2).

Согласно статье 210 поименованного выше кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 (далее - Положение), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны организаций.

Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации (подпункт 71 пункта 7 Положения).

К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесена наряду с иными организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.

При этом, как указано в пункте 5 Положения, Министерство обороны осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные ему организации.

На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 г. № 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ «ЦЖКУ» для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 12 Устава ФГБУ «ЦЖКУ»).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Руководство), которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.

Пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ «ЦЖКУ» отвечают, в том числе за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; осуществляют контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; жилищно-коммунальная служба ФГБУ «ЦЖКУ» несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ», и осуществляет, в частности, устранение аварийных ситуаций, мероприятия по подготовке к отопительному периоду и иную деятельность, предусмотренную Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» (пункты 15 и 16 Руководства).

Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая решение о надлежащем ответчике по делу - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований с учетом того, что указанные прокурором помещения войсковой части 77360-И не соответствует требованиям законодательства о пожарной безопасности, поскольку они, выступая в качестве объектов защиты, не оснащены автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обязанность по обеспечению которыми возложена с учетом организационной структуры Минобороны России в силу специальных полномочий на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, созданного для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, в обоснование своей позиции представителем ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не представлено.

При проведении назначенного судом апелляционной инстанции комиссионного осмотра зданий и сооружений, расположенных на территории филиала войсковой части * (ст.Рикасиха Приморского района Архангельской области) установлено наличие и эксплуатация спорных объектов, кроме здания ПСО, что не оспаривалось представителями лиц, участвующих в деле.

Кроме того, из акта обследования следует, что войсковой частью * ежегодно разрабатываются заявочные планы на содержание и текущий ремонт объектов казарменно-жилищного и специального фондов, в состав которых включаются мероприятия по оснащению зданий и сооружений системами пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическими установками пожаротушения. Заявочные планы направляются по линии компетенции: в ЖКС на 2024 год, в ЖКС № 6 ФГБУ «ЦЖКУ» (по ОСК СФ), на 2025 год в ЖКС № 10 ФГБУ «ЦЖКУ» (по ВМФ)); по номенклатуре МТБ на 2024 год, на 2025 год.

Также разрабатываются тактико-технические задания на оснащение объектов хранение войсковой части 77360-И автоматическими установками пожаротушения.

Таким образом, войсковая часть * подтверждает факт использования указанных объектов по назначению.

Представленными документами подтверждается, что спорные объекты были созданы на территории военного городка войсковой части *, предназначены для обслуживания действующей войсковой части, и, соответственно, находятся во владении Минобороны России, в связи с чем являются федеральным имуществом Вооруженных сил Российской Федерации, не поставленным на учет в предусмотренном законом порядке.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что тот факт, что спорные объекты, расположенные на территории войсковой части *, не были переданы филиалу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ОСК Северного флота на техническое обслуживание не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности устранить выявленные при эксплуатации этих объектов нарушения пожарной безопасности.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая перечень объектов имущественного фонда филиала войсковой части *, состоящих на эксплуатационном обслуживании ФГБУ «ЦКЖУ» Минобороны России, а также содержание приведенных пунктов Устава и Регламента, судебная коллегия полагает, что не имеется оснований для освобождения указанного ответчика от выполнения возложенных на него обязанностей по проведению работ по оснащению системами противопожарной защиты на объектах филиала войсковой части * за исключением здания ПСО, поскольку сведений о том, что здание ПСО эксплуатируется, в том числе используется для хранения каких-либо вещей, не представлено, а акт комиссионного осмотра подтверждает, что указанный объект выведен из эксплуатации.

Руководствуясь положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия устанавливает срок выполнения требований - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по устранению нарушений пожарной безопасности в зданиях и сооружениях филиала войсковой части *.

При указанных обстоятельствах, с учетом требований статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения, с возложением на ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации обязанности по оборудованию автоматическими системами пожаротушения, системами пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре спорных объектов военной инфраструктуры филиала войсковой части *, дислоцированной в ст. Рикасиха Приморского района Архангельской области.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 25 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования заместителя военного прокурора Северодвинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, о возложении обязанности выполнить определенные действия удовлетворить частично.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать:

- складское помещение (инв.№1) эксплуатируемое в качестве административно-бытового здания назначения команды ВОХР системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- здание КПП-4 (инв.№15) эксплуатируемое в качестве административно-бытового здания назначения для вожатых караульных собак системой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- здание склада (инв.№13), где расположены четыре хранилища 1-1, 1-2, 1-3, 1-4 автоматической установкой пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- здание гараж (инв.№2), где расположены хранилища 3-4,3-5, выделенные в отдельные отсеки, автоматической установкой пожаротушения и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации отказать.

Председательствующий

Судьи

33-1564/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель военного прокурора Северодвинского гарнизона
Ответчики
Филиал ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ ( по ОСК СФ)
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ
Министерство Обороны РФ
Другие
ФГКУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» Минобороны России
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Сазанова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
27.03.2024Передача дела судье
24.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
23.05.2024Судебное заседание
14.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2024Передано в экспедицию
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее