Дело № 2а-5210/2019
УИД 21RS0023-01-2019-006314-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 ноября 2019г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Филипповой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Тимофеевой Д.Н.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Красновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Ленинского района г.Чебоксары в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемую посредством сети «Интернет», расположенную по адресу: ------ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обосновании иска указано, что в ходе проверки размещенной на сайтах сети «Интернет» информации по адресу: ------ выявлена интернет – страница, содержащая сведения о продаже дипломов и аттестатов об образовании.
Вход на сайт свободный, регистрации пользователя для доступа не требуется.
Ссылаясь на положения ФЗ № 149 от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации», указывает, что действующее законодательство предусматривает возможность ограничения распространения информации в сети Интернет в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации. Указанный сайт создает угрозу нарушения действующего российского законодательства. В связи с изложенным, заявляет вышеуказанные требования.
Административный истец помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Краснова Е.В. в судебном заседании требования административного иска поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в нем, просила иск удовлетворить.
Административный ответчик Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии явку представителя в судебное заседание не обеспечила. От представителя Управления Роскомнадзора по ЧР поступил отзыв на иск, содержащий заявление о рассмотрении дела без его участия и без участия представителя Федеральной служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации
Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» используются следующие основные понятия:
- информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
- доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
- предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
В силу ст.3 указанного закона основными принципами регулирования отношений, возникающих в сфере информации, в Российской Федерации являются, в том числе, принципы свободы ее поиска, получения, передачи, производства и распространения, а также установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон №149-ФЗ), в частности о возможности приобретения в сети Интернет дипломов о высшем и среднем образовании.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары выявлены сайты: ------, где в открытом доступе для неограниченного круга лиц размещена информация о продаже дипломов и аттестатов об образовании.
Изложенное подтверждается справкой пом. прокурора Ленинского района г.Чебоксары от дата, а также скриншотами.
Судом установлено, что доступ на сайт ------ заблокирован, указанная на сайте информация в свободном доступе не находится, в связи с чем в указанной части исковое требование удовлетворению не подлежит.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту - Федеральный закон N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законам требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Пункт 6 ст.10 Закона №149-ФЗ устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а так же иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Ст.324 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
В соответствии с п.4 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно п.6 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня: основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании), среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).
При этом за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается (п.16 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).
В силу п. 27 «Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 февраля 2014 г. №112 диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, на основании решения государственной экзаменационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации.
Указанная на интернет - сайте информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность, может способствовать их совершению, что подтверждается справкой помощника прокурора города и распечатками скрин-шотов страниц с вышеуказанного сайта.
Кроме того, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к Интернет-страницам, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в соответствии со ст. 15.1 Закона №149-ФЗ.
В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, применение которой возможно к настоящему спору, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п.2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ № 149 основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи (доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено), является: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом п.2 ч.5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент рассмотрения дела сайт ------ в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары удовлетворить частично.
Признать информацию, размещенную на Интернет - странице:
------ - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Отказать в удовлетворении административного искового требования в части признания информации, размещенной на Интернет - странице: ------ запрещенной на территории Российской Федерации,
Решение подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике (Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике - Чувашии): 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, 7б, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2019 года.
Судья Н.И. Филиппова