Дело № 12-185/2021
РЕШЕНИЕ
г. Воркута, ул. Яновского, д.4 23 августа 2021 года
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Боричева У.Н.
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Чиванова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, – инспектора контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа «Воркута» Фенева И.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты от 24.06.2021 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении Науменко Л.А.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не согласно с принятым мировым судьей постановлением и просит его отменить. В обоснование жалобы указано, что инспектором контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении Науменко Л.А. в связи с непредоставлением последней необходимых для проведения проверки документов в установленный в требовании срок. Данные действия подпадают под ст. 19 КоАП РФ и прекращение производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения не основано на законе. Кроме того, мировым судьей были допущены следующие процессуальные нарушения влекущие отмену обжалуемого постановления: дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности; к участию в деле мировым судьей допущены представители Науменко Л.А., полномочия которых оформлены ненадлежащим образом.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - Фенев И.В. в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал об отложении слушания дела для ознакомления с его материалами своего представителя.
Поскольку ходатайство о допуске к участию в деле представителя должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, судьей отклонено, не имеется оснований для отложения слушания дела.
Лицо, в отношении которого вынесено оспариваемое постановление, - Науменко Л.А. в суд не явилась, уполномочила представлять свои интересы представителю по доверенности.
Проверив доводы жалобы, заслушав объяснение представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ наступает за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.16, ч.2 ст.6.31, ч.ч.1, 2 и 4 ст.8.28.1, ст.8.32.1, ч.1 ст.8.49, ч. 5 ст. 14.5, ч.4 ст. 14.28, ч. 1 ст. 14.46.2, ст.ст. 19.7.1, 1????–, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, ч. 1 ст.19.7.5-3, ч.1 ст. 19.7.5-4, ст.ст. 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.
Как усматривается из оспариваемого постановления мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты от 24.06.2021, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении Науменко Л.А. прекращено на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Согласно п.п. 1, 2 ст.157, п.п. 1, 2 ст. 268.1 Бюджетного кодекса РФ, а также ч.4 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций (п.3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль.
Неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов, а также воспрепятствование осуществлению ими возложенных на них должностных полномочий влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (ч.2 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Аналогичная норма закреплена в ст. 2 Закона Республики Коми от 29.12.2011 № 166-РЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований в Республике Коми».
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом КСК МО ГО «Воркута» от 05.02.2021 №8 в адрес Управления образования администрации МО ГО «Воркута» 08.02.2021 направлено уведомление о проведении в Управлении образования администрации МО ГО «Воркута» и подведомственных ему учреждениях контрольного мероприятия – «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета, выделенных на организацию горячего питания учащихся в школах в 2018-2020г.г.».
18.02.2021 КСК МО ГО «Воркута» в адрес Управления образования администрации МО ГО «Воркута» направлен запрос о предоставлении документов и информации по подведомственным учреждениям за период 2018-2020г.г., а именно о предоставлении: приказов о назначении ответственных за организацию питания в учреждении; локальных нормативных актов, регламентирующих организацию питания учащихся в учреждениях; примерные двухнедельные меню, согласованные с ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в г.Воркуте; документов, подтверждающих регулярное проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; штатных расписаний; планов финансово-хозяйственной деятельности; журналов операций расчетов с поставщиками и подрядчиками; журналов операций с безналичными денежными средствами; журналов операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов; журналов операций расчетов по оплате труда.
Согласно сообщению начальника Управления образования администрации МО ГО «Воркута» от 25.02.2021 в адрес КСК МО ГО «Воркута» направлены копии планов финансово-хозяйственной деятельности на начало и конец 2018, 2019, 2020г.г. по подведомственным учреждениям. При этом, как следует из указанного сообщения, прочие запрашиваемые документы и информация не могут быть предоставлены в связи с их отсутствием в Управлении.
24.03.2021 КСК МО ГО «Воркута» были направлены запросы в учреждения, подведомственные Управлению образования администрации МО ГО «Воркута», в том числе в МОУ «СОШ №43» г.Воркуты, директором которого является Науменко Л.А., о предоставлении в срок до 31 марта 2021 года необходимых для проведения проверки документов за проверяемый период, а также требование о предоставлении информации в виде заполненных таблиц по форме согласно Приложениям №1, №2 и №3.
Указанный запрос получен МОУ «СОШ №43» г.Воркуты 25.03.2021 (вх.№325).
01.04.2021 председателем контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута» был составлен акт по факту непредоставления документов и информации по запросу сотрудников КСК МО ГО «Воркута».
05.04.2021 требуемые первичные учетные документы МОУ «СОШ №43» г.Воркуты направлены в адрес контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута». При этом, как следует из сообщения от 05.04.2021 №294 руководителя МОУ «СОШ №43», запрашиваемая информация по форме согласно Приложениям в учреждении отсутствует. Также в соответствии с указанным сообщением МОУ «СОШ №43» выразило готовность предоставить по отдельному запросу иные необходимые для проверки документы.
Статья 2 Закона Республики Коми от 29.12.2011 № 166-РЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований в Республике Коми» обязывает органы, организации, их должностные лица, указанные в ч. 1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в срок до 10 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. В случаях, если исполнение запроса требует более длительного времени, указанный срок может быть продлен председателем контрольно-счетного органа (в том числе на основании обращений вышеуказанных органов, организаций, их должностных лиц), но не более чем до 40 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.
Из приведенных положений закона следует, что обязанность предоставления требуемых сведений и документов возникает у перечисленных в законе лиц в срок до 10 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Указанный срок может быть продлен до 40 рабочих дней, при этом сокращение данного срока законом не предусмотрено.
Запрос КСК МО ГО «Воркута» получен МОУ «СОШ №43» 25.03.2021, а уже 05.04.2021 – исполнен, то есть требование должностного лица о предоставлении необходимых для проверки документов исполнено в установленный законом срок. При этом заполнение проверяемым лицом каких-либо таблиц законом не предусмотрено. В настоящем случае заполнение таких таблиц возможно только после изучения финансовых и хозяйственных операций проверяемого, что является функцией проверяющего органа.
Довод жалобы о направлении в адрес МОУ «СОШ №43» запроса от 14.04.2021 о предоставлении дополнительных документов не свидетельствует о неисполнении должностным лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, запроса от 24.03.2021, поскольку запросом от 14.04.2021 истребованы иные документы, требование о предоставлении которых ранее направленный запрос (от 24.03.2021) не содержал. Делая данный вывод, судья также учитывает, что согласно протоколу об административном правонарушении должностному лицу – руководителю муниципального общеобразовательного учреждения вменялось неисполнение запроса от 24.03.2021, при этом неисполнение запроса от 14.04.2021 – не рассматривалось.
Как уже указано, административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ наступает за непредставление или несвоевременное представление уполномоченному лицу, осуществляющему соответствующий контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления его законной деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
В рассматриваемом случае не имеется обстоятельств, позволяющих прийти к выводу о наличии оснований для квалификации действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по ст. 19.7 КоАП РФ.
Поскольку обязанность, установленная ст. 2 Закона Республики Коми от 29.12.2011 №166-РЗ, по представлению сведений и документов в контрольно-счетный орган муниципального образования Науменко Л.А. исполнена в установленные законом сроки, событие административного правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 19.7 КоАП РФ отсутствует.
Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановление мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты от 24.06.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ основано на законе.
Довод апеллянта о рассмотрении дела мировым судьей в отсутствие лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не свидетельствует о незаконности вынесенного мировым судьей постановления.
Частью 2 ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ обязательным является присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, к этой категории дел не относится. Следовательно, возможно рассмотрение данного дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство.
Разрешая довод апеллянта о неподтверждении полномочий защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, необходимо отметить следующее.
В судебном заседании суда первой инстанции в качестве защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу, участвовали Камкин А.А. и Чиванов С.В.
Как указано в доверенностях от 04.06.2021, копии которых имеются в материалах дела, Науменко Л.А. в качестве директора МОУ «СОШ №43» выданы эти доверенности на имя Камкина А.А. и Чиванова С.В. на представление интересов как возглавляемого ею муниципального общеобразовательного учреждения, так и интересов самой Науменко Л.А.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный КоАП РФ, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования ч. 1 ст. 25.1 и ч.ч. 1, 2 ст. 25.5 КоАП РФ следует, что в целях реализации гарантий права указанного выше лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).
Поскольку КоАП РФ не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям ч.ч. 2 и 6 ст. 53 ГПК РФ в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Частью 6 ст. 53 ГПК РФ установлено, что полномочия представителя могут быть определены в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде.
Таким образом, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, устно в судебном заседании заявит ходатайство или предоставит суду письменное заявление о привлечении защитника к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник должен быть допущен к участию в производстве по делу. В рассматриваемом случае Науменко Л.А. представлены доверенности и довод о заверении этих доверенностей самой Науменко Л.А. не свидетельствует о порочности данных документов.
Учитывая, что каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, мировым судьей не допущено, предусмотренных законом оснований для отмены постановления мирового судьи, как о том просит в жалобе должностное лицо административного органа, не имеется.
Также судья обращает внимание, что до начала судебного заседания в Воркутинский городской суд поступила информация из контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута» об отзыве с 01.06.2021 доверенности, выданной 01.04.2021 должностному лицу, составившему протокол об административных правонарушениях. Указанная доверенность была выдана Феневу И.В. на представление интересов контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута» в судебных инстанциях с правами в соответствии со ст.ст. 25.4 и 25.5 КоАП РФ, на предоставление и заверение документов КСК МО ГО «Воркута», а также получение любых документов, направляемых в адрес комиссии.
В этой связи необходимо отметить следующее.
Частью 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ должностным лицам, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, предоставлено право обжаловать вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий суд. К таким лицам относится любое должностное лицо органа, выявившего правонарушение, и уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о данных административных правонарушениях.
Согласно ч. 7 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении муниципального финансового контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 19.7 КоАП РФ.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.
На основании ч.2 ст. 1(1) Закона Республики Коми от 26.09.2014 № 109-РЗ «О должностных лицах органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях» протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 19.7 КоАП РФ, при осуществлении муниципального финансового контроля вправе составлять должностные лица органов местного самоуправления в Республике Коми, перечень которых установлен в приложении 3 к настоящему Закону.
Должность инспектора контрольно-счетного органа включена в этот перечень.
Пункт 9 ст. 16 Положения о контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа «Воркута», утвержденного решением Совета МО ГО «Воркута» от 17.12.2012 № 210 (ред. от 21.05.2021), действовавшего на дату составления протокола (до 16.06.2021), предусматривал право инспектора, как должностного лица контрольно-счетной комиссии при осуществлении возложенных на него должностных полномочий, на составление протокола об административном правонарушении.
Аналогичное право предусмотрено и п.9 ст. 11 Положения о контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута», утвержденного решением Совета МО ГО «Воркута» от 16.06.2021 № 167, действующего с 17.06.2021.
Таким образом, являясь лицом уполномоченным при осуществлении муниципального финансового контроля на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, Фенев И.В. вправе обжаловать постановление мирового судьи, принятое по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении.
Следовательно, факт отзыва доверенности с перечисленными выше полномочиями не свидетельствует об отсутствии у Фенева И.В. права обжалования постановления мирового судьи, в связи с чем его жалоба рассмотрена по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты Республики Коми от 24.06.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №43» г.Воркуты Науменко Л.А. оставить без изменения, жалобу должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, инспектора контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа «Воркута» Фенева И.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья У.Н. Боричева