Судья Гаджимагомедов Г.Р.
Дело № 33-1675-16 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 27 мая 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Зайнудиновой Ш.М. и Сатыбалова С.К.,
при секретаре судебного заседания Курбановой П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Магомедова М.О по доверенности Расулова Р.А. на решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 16 февраля 2016 года, которым постановлено:
«Исковое заявление заместителя прокурора Кировского района г.Махачкала Шиллаева Б.О. к администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала», Управлению Росреестра по РД, Магомедову М.О., заинтересованному лицу Министерству культуры РД удовлетворить.
Признать действия администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала», выразившиеся в предоставлении в собственность земельного участка №33 по ул.Нагорная, пос. Ленинкент г.Махачкалы, расположенного на территории объекта культурного наследия федерального значения, незаконными.
Признать недействительным постановление Главы г.Махачкалы 20.12.2011г. №4136.
Исключить запись о регистрации права собственности Магомедова Maгомедова Омарасхабовича на земельный участок №33 по ул.Нагорная, пос. Ленинкент г.Махачкалы ЕГРП».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения Магомедова М.О. и его представителя по доверенности - Расулова Р.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства Культуры РД по доверенности - Абашилова А.О., просившего решение суда оставить без изменения, мнение прокурора Мусаева Р.М., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Кировского района г.Махачкалы Шиллаев Б.О. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала», Управлению Росреестра по РД, Магомедову М.О., заинтересованному лицу Министерству
культуры РД о признании действий администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала», выразившихся в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории объекта культурного наследия федерального значения, незаконными; признании недействительным постановления главы г.Махачкала от 20.12.2011 №4136 и исключении из ЕГРП записи о регистрации права собственности Магомедова М.О. на земельный участок.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Кировского района г.Махачкалы проведена проверка по обращению начальника Управления по госохране и сохранению объектов культурного наследия Министерства культуры Республики Дагестан Хаджиева Б. о проведении строительных работ на территории архитектурного памятника федерального значения «Ленинкентский могильник албанского времени».
Установлено, что постановлением главы г.Махачкалы от 20.12.2011 №4136 Адаевой П.З. предоставлен в собственность земельный участок №№ по ул.Нагорная, пос. Ленинкент.
30.05.2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан выдано свидетельство о регистрации права Адаевой П.З. серии 05 АА № 691654 на указанный земельный участок №33 по ул.Нагорная, пос. Ленинкент с кадастровым номером №
После смерти ФИО15 право собственности на указанный земельный участок №№ по ул.Нагорная, пос. Ленинкент приобрел ее сын - Адаев М.Х., который № продал его Магомедову М.О.
22.06.2015 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан Магомедову М.О. выдано свидетельство о регистрации права № 043178 на указанный земельный участок №33 по ул.Нагорная, пос. Ленинкент.
В нарушение требований федерального законодательства, Администрацией г. Махачкалы для индивидуального жилого строительства Адаевой П.З. выделен земельный участок, расположенный на территории объекта культурного наследия федерального значения, подлежащего государственной охране, а Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации права.
Учитывая изложенное, действия администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан затрагивают конституционное право граждан на доступ к культурным ценностям, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Магомедова М.О. по доверенности - Расулова Р.А. содержится несогласие с оспариваемым решением суда, с просьбой об его отмене как незаконного и необоснованного.
Свои доводы мотивирует тем, что истец не представил суду доказательств того, что объект под №1902, включенный в Перечень объектов культурного наследия федерального значения, располагается именно на земельном участке №33 под кадастровым номером №
Для подтверждения факта нахождения этого объекта на испрашиваемом участке должна была быть произведена судебная землеустроительная экспертиза. Судом такая экспертиза не проведена, и, следовательно, судом не установлено и не доказано то-обстоятельство, что объект под 1902, включенный в Перечень объектов культурного наследия федерального значения, расположен именно на земельном участке №33 под кадастровым номером №
Согласно Перечню объектов культурного наследия федерального значения, утвержденному Постановлением Правительства Республики Дагестан №117 от 24.07.1996г., месторасположение объекта №1902 (Махачкалинский могильник раннее средневековье) указан город Махачкала, а не поселок Ленинкент. Объект №1902 указан как Махачкалинский могильник раннего средневековья, а не как могильник Албанского времени.
Кроме того, стороной истца факт нахождения объекта под №1902 (Махачкалинский могильник раннее средневековье) на земельном участке №33 под кадастровым № 05:40:000035:3025 допустимыми доказательствами не доказан. В суд не представлен план земельных участков (разбивка земельных участков) с указанием места нахождения земельного участка №33 и дома №81 по улице Нагорная пос. Ленинкент г. Махачкала.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Надлежаще извещенные представители администрации г.Махачкалы и Управления Росреестра по РД в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьями (подпункт 4 пункта 2) и 99 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли историко-культурного назначения, на которых расположены объекты археологического наследия, относятся к землям особо охраняемых территорий.
При этом земли историко-культурного назначения используются в строгом соответствии с их целевым назначением. Не допускаются изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (пункты 2 - 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земли данной категории, в том числе земельные участки, занятые объектами археологического наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте в соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Абзацем вторым пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что установлены ограничения в отчуждении земельных участков из государственной собственности в частную собственность. Порядок оборота земельных участков, отнесенных к отдельным категориям земель, ограниченных в обороте, регулируется специально принимаемыми федеральными законами (например, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ).
Следовательно, порядок оборота земель историко-культурного назначения, в частности земельных участков, занятых объектами археологического наследия, также должен быть установлен специальным федеральным законом.
Представленные в дело документы свидетельствуют о наличии на территории спорного земельного участка памятника археологического наследия.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан №117 от 24.07.1996 на земельном участке №33 по ул.Нагорная, пос. Ленинкент находится архитектурный памятник федерального значения «Ленинкентский могильник албанского времени», включенный в Перечень объектов культурного наследия федерального значения подлежащих государственной охране по Республике Дагестан за №1902, что усматривается из выписки и Перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения подлежащих государственной охране по территории РД под названием "Ленинкентский могильник албанского времени". Местонахождение: г.Махачкала, пос. Ленинкент, в 40 м. от дома №81 по ул.Нагорная.
Как установлено судом, постановлением главы г.Махачкалы от 20.12.2011г. №4136 Адаевой П.З. предоставлен в собственность земельный участок площадью 460 кв.м. №33 по ул.Нагорная, пос. Ленинкент.
30.05.2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан выдано свидетельство о регистрации права Адаевой П.З. серии 05 АА № 691654 на указанный земельный участок №33 по улЛагорная, пос. Ленинкент с кадастровым номером №
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, расположенного по адресу: г.Махачкала, п.Ленинкент, ул.Нагорная №33 присвоен кадастровый номер №
После смерти Адаевой П.З. право собственности на указанный земельный участок №33 по ул. Нагорная, пос. Ленинкент приобрел ее сын - Адаев М.Х. (л.д. 16), который 10.06.2015 продал его Магомедову М.О. 22.06.2015 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан Магомедову М.О. выдано свидетельство о регистрации права № 043178 на указанный земельный участок №33 по ул.Нагорная, пос. Ленинкент (л.д. 14-15).
Земельный участок, как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке (пункт 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Выделение в пределах границ населенных пунктов зон особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, соответствует статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с нормами, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
В силу статьи 52 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 129 Гражданского кодекса отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется с учетом предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничений оборотоспособности земельных участков.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и которые ограничиваются в обороте, определены в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. К их числу относятся участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Передача спорного земельного участка в собственность Адаевой П.З., а затем его отчуждение Магомедову М.О. фактически означает передачу в частную собственность части объекта археологического наследия, что является нарушением статьи 50 Закона N 73-ФЗ, в силу которой объекты археологического наследия не подлежат отчуждению из государственной собственности.
В соответствии со статьей 52 Закона N 73-ФЗ использование земельных участков, в пределах которых располагается объект археологического наследия, с нарушением названного Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.
В статье 33 Закона N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1). Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя (в том числе) разработку и согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима (подпункты 5 и 7 пункта 2); установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования (подпункт 11 пункта 2).
Статьей 49 Закона N 73-ФЗ установлено, что объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не представил суду доказательств того, что объект под №1902, включенный в Перечень объектов культурного наследия федерального значения, располагается именно на земельном участке №33 под кадастровым номером 05:40:000035:3025, противоречит положениям части 4 статьи 49 Закона N 73-ФЗ, согласно которым в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.
Также в подтверждение нахождения объекта культурного наследия на спорном участке представителем Министерства Культуры РД Абашиловым А.О. в суд апелляционной инстанции представлена архивная копия археологической характеристики памятников, выявленных на территории Дагестана в 1979 году.
В соответствии со ст. 5.1 ч. 1 п. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Материалами дела установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № Магомедовым М. ведется строительство капитального объекта (возведение фундамента) в отсутствие разрешительной документации, предусмотренной ст. 51 ГрК РФ, что противоречит указанным выше нормам закона.
Исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гажданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, руководствуясь применительно к фактическим обстоятельствам положениями статей 27, 94 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте и не подлежит передаче в собственность, в связи с чем исковые требования прокурора удовлетворены правильно.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, вышеприведенные доказательства подтверждают, что исковые требования являются обоснованными, действия администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала», выразившиеся в предоставлении в собственность земельного участка земельный участок №33 по ул.Нагорная, пос. Ленинкент, расположенного на территории объекта культурного наследия федерального значения, правомерно признаны незаконными, соответственно и постановление главы г.Махачкала от 20.12.2011 №4136 - недействительным и исключена из ЕГРП запись о регистрации права собственности Магомедова М.О. на земельный участок №№ по ул.Нагорная, пос. Ленинкент.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем такие доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика судебной коллегией не усматривается.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 16 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Магомедова М.О по доверенности - Расулова Р.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: