Решение по делу № 2а-1138/2019 от 25.12.2018

Дело № 2а-1138/2019

УИД24RS0017-01-2018-005336-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск                                 21 мая 2019 года

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенова Д. П. к прокуратуре Красноярского края в лице Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

Семенов Д.П. обратился в суд с иском (с учетом дополнений от 19.04.2019г. и 06.05.2019г.) к Красноярской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц. Требования мотивированы тем, что 24.08.2018 года административным истцом в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была направлена жалоба на действия (постановления) начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю о привлечении осужденного Семенова Д.П. к дисциплинарной ответственности. 28.09.2018 года заместителем Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Подлягаевым С.В. дан ответ на указанное обращение, согласно которому прокуратура не усмотрела фактов нарушений прав осужденного со стороны администрации исправительного учреждения и оснований для принятия мер прокурорского реагирования в виде отмены оспариваемых постановлений. Полученный ответ прокурора административный истец полагает незаконным, нарушающим его конституционные права, поскольку какой-либо реальной проверки доводов его жалобы административным ответчиком не проводилось; ответы по существу всех поставленных в обращении вопросов Семенову Д.П. даны не были; фактически оспариваемый ответ является формальной «отпиской», объективное рассмотрение изложенных в обращении вопросов прокуратурой не обеспечено, необходимые документы не истребованы. С учетом изложенного просит: признать незаконным бездействие Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, выразившееся в не рассмотрении по существу его жалобы от 24.08.2018 года; признать незаконным ответ заместителя Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Подлягаева С.В. от 28.09.2018 года на его жалобу; обязать Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ провести проверку по изложенным в его жалобе от 24.08.2018 года и направить в адрес заявителя мотивированный письменный ответ.

Определением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 12.02.2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Красноярского края.

Административный истец Семенов Д.П. отбывающий наказание в условиях ИК-15 ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю, принявший непосредственное участие в судебном заседании посредством использования системы видеоконференцсвязи, заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям, настаивая на их удовлетворении.

Помощник Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Поляков Д.В. (полномочия проверены) с иском не согласился, указывая на то, что по поступившему обращению от 24.08.2018 административным ответчиком была проведена проверка всех изложенных в нем доводов, после чего административному истцу в установленный месячный срок дан подробный, мотивированный ответ. Каких-либо нарушений требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также закона «О прокуратуре» при рассмотрении указанного обращения прокуратурой допущено не было.

Представитель административного ответчика прокуратуры Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в его отсутствие.

При этом, в ранее представленных письменных возражениях на административный иск, представитель прокуратуры Красноярского края просил отказать в удовлетворении заявленных Семеновым Д.П. требований, ссылаясь на то, что жалоба административного истца была рассмотрена заместителем Красноярского специализированного прокурора в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Выслушав доводы сторон, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п.8,9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Как следует из материалов дела, Семенов Д.П. осужденный приговором Верховного суда Чувашской Республики от 06 мая 2008 года к <данные изъяты> лишения свободы, в настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы в условиях ИК-15 ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ осужденным при исполнении наказания гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации: они не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законодательством.

Как следует из ч.ч. 4, 10 ст.12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В соответствии с ч.6 ст.15 УИК РФ, органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединения граждан, в том числе юридических лиц в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно ст. 8 названного Федерального закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Статьями 9, 10, 12 указанного закона предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Письменное обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней с момента его регистрации.

Согласно ст.22 УИК РФ, прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации"

Предмет и полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание определен главой 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

На основании требований ст.10 федерального закона от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ», в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Согласно п.п. 1.1, 2.3, 5.1 «Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 года №45 (в редакции, действовавшей на дату поступления обращений истца в прокуратуру), данная Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации о нарушениях их прав и свобод. Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения, а также контроля за их исполнением устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Обращения граждан и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Из материалов дела усматривается, что 24.08.2018 года Семенов Д.П. обратился в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдение законов в ИУ с жалобой на неправомерные действия (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившиеся в нарушении установленного порядка применения к нему мер дисциплинарного взыскания (не обеспечили право на защиту, не пригласили законных представителей и адвоката; не уведомили указанных лиц о применении взыскания; не ознакомили его с материалами проверок по факту наложения дисциплинарных взысканий; отсутствовало достаточное время и условия для подготовки правовой позиции при наложении дисциплинарных взысканий; не дали возможности осуществить телефонный звонок после принятия решения о водворении в ШИЗО; провели дисциплинарные комиссии в отсутствие Семенова Д.П.); в которой также просил признать незаконными постановления врио начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 27.07.2017г., 02.08.2017г., 29.08.2017г. о наложении на него дисциплинарных взысканий и от 27.07.2017г. о переводе в строгие условия содержания в связи с признанием злостным нарушителем (л.д. 17-28).

Данное обращение поступило в Красноярскую прокуратуру по надзору за соблюдение законов в ИУ 31.08.2018 года и было зарегистрировано в установленном порядке.

По всем изложенным в обращении обстоятельствам административным ответчиком была организована проверка, в ходе которой были истребованы в ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю материалы проверок по фактам наложения на Семенова Д.П. указанных в обращении дисциплинарных взысканий.

По итогам проведенной проверки Красноярской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ, установлено, что процедура применения к Семенову Д.П. дисциплинарных взысканий ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю была соблюдена, меры взысканий соответствуют тяжести и характеру нарушений, при их принятии учитывались обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение, а также факт признания Семенова Д.П. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

При этом, до наложения всех вышеперечисленных взысканий у Семенова Д.П., в соответствии с ч. 1 ст. 117 УИК РФ были получены письменные объяснения.

Каких либо, данных о том, что в момент проведения дисциплинарного производства лица, имеющие право на оказание юридической помощи и адвокат обращались к администрации ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю с просьбой предоставить свидание с осужденным Семеновым Д.П., в ходе проведения прокурорской проверки установлено не было. При этом, обязанность приглашать по просьбе осужденного, допустившего нарушение установлено порядка отбывания наказания, адвоката, законных представителей, уведомлять их, на администрацию исправительного учреждения не возложена, каких-либо нарушений законодательства в этой части со стороны администрации ИК-16 не имелось.

28.09.2018 года Семенову Д.П. был направлен подробный мотивированный ответ на его обращение от 24.08.2018 года за подписью заместителя Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Подлягаева С.В. с указанием обстоятельств, установленных проведенной проверкой.

Таким образом, из совокупности материалов дела видно, что поступившее от Семенова Д.П. обращение было всесторонне и полно рассмотрено Красноярской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством, заявителю дан мотивированный ответ в виде письма, разъяснен порядок его обжалования.

Несогласие административного истца с содержанием данного ему ответа Красноярской прокуратурой по надзору за соблюдение законов в ИУ не может свидетельствовать о незаконности действий (бездействия) должностного лица.

Согласно абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, Красноярская прокуратура по надзору за соблюдение законов в ИУ в пределах предоставленной ей компетенции самостоятельно определяет порядок разрешения поступающих в государственный орган обращений, а суд не вправе обязать государственный орган принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.

Учитывая изложенное оснований для удовлетворения заявленных Семеновым Д.П. требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Семенова Д. П. к прокуратуре Красноярского края в лице Красноярской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконным бездействия заместителя прокурора Подлягаева С.В. при рассмотрении жалобы от 24.08.2018г., наложении обязанности устранить допущенные нарушения - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2019 года.

Судья И.Г. Медведев

2а-1138/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Семенов Д.П.
Семенов Дмитрий Петрович
Ответчики
Прокуратура Красноярского края
Красноярская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
25.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.02.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
21.03.2020Регистрация административного искового заявления
21.03.2020Передача материалов судье
21.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.03.2020Предварительное судебное заседание
21.03.2020Предварительное судебное заседание
21.03.2020Предварительное судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Дело оформлено
27.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее