Судья: Косенко Ю.В. Гр. дело № 33-15985/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Яковлевой В.В.,
судей – Черкуновой Л.В., Набок Л.А.,
при секретаре - Устяк Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 21 сентября 2016 г., которым постановлено:
«Исковые требования Варламовой А.Н. удовлетворить.
Признать право Варламовой А.Н. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте с даты подачи заявления.
Обязать администрацию г.о. Самара включить Варламову А.Н. в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Варламова А.Н. обратилась в суд с иском к администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На протяжении длительного периода времени она обращалась в различные инстанции с заявлениями о постановке ее на учёт нуждающихся для последующего получения жилья. В ДД.ММ.ГГГГ г. она вновь обратилась в администрацию г.о. Самара с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Самаре, однако в этом ей было отказано.
Ссылаясь на незаконность данного отказа, с учетом уточнения исковых требований (л.д.81), Варламова А.Н. просила признать за ней право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений как за лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, обязать ответчика включить её в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. Самара с даты подачи заявления.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение суда и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что Варламова А.Н. обратилась с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара, после достижения предельного возраста, установленного для обращения о включении в список. Кроме того, истец обеспечена жилым помещением.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Варламова А.Н. и её представитель Болдырева А.В. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, с ходатайством об отложении разбирательства дела и/или о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращались.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Из ч. 1 ст. 57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ - 01.01.2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных норм закона следует, что одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма до 01.01.2013 г. являлось нахождение этих лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Названая норма закона в новой редакции, вступившая в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с 1 января 2013 года утратили силу.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (введена в действие с 01.01.2013 г.), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД (ред. от 03.10.2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
В силу ст. 3 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из материалов дела видно, что решением <данные изъяты> мать Варламовой А.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, – ФИО1 лишена родительских прав. ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Варламовой А.Н. назначена ФИО3, которая ДД.ММ.ГГГГ была освобождена от исполнения обязанностей попечителя в отношении нее.
С ДД.ММ.ГГГГ Варламова А.Н. проходила обучение в <данные изъяты>, находилась на полном государственном обеспечении.
Согласно справке, выданной службой по учёту потребителей ЖКУ№ от ДД.ММ.ГГГГ истец Варламова А.Н. зарегистрирована в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Распоряжением заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №, Варламовой А.Н. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по г.о. Самара, в связи с подачей заявителем заявления после достижения предельного возраста установленного для обращения о постановке на учет.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным Федеральным законом, указом Президента РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получение жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные лица уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, т.к. они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие истца на учете нуждающихся без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований о постановке на учет нуждающихся.
Согласно ч. 1 ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Судом установлено и не отрицается сторонами, что соответствующие органы не информировали истца об имеющемся у нее праве на обеспечение жильем и порядке его предоставления, действий, способствующих постановке на учет истца не предпринимали, что свидетельствует о том, что государство, в данном случае, в лице своих представительных органов - органов местного самоуправления и отдела опеки и попечительства, призванных защищать права детей свои обязанности не выполнили и права Варламовой А.Н., имеющей статус лица, оставшегося без попечения родителей, не защитили.
Более того, как следует из пояснений истца, показаний свидетелей ФИО4 и ФИО2, а также представленной переписки, истец до достижения 23 летнего возраста обращалась по вопросу постановки ее на учет нуждающихся в жилых помещениях по указанным основаниям, вместе с тем, в связи с недостаточностью собранных документов ей было отказано в принятии заявления. Кроме того, формирование необходимого пакета документов требовало значительных временных затрат, поскольку она вынуждена была собирать соответствующие документы из различных учреждений.
Суд также учел и то обстоятельство, что у истца родился больной ребенок, который требует постоянного медицинского наблюдения.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии уважительных причин, в соответствии с которыми истец пропустила срок для обращения в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся, а нарушенное право подлежащим восстановлению.
Доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что истец Варламова А.Н. обеспечена жилым помещением, являются необоснованными и опровергаются материалами дела.
Из представленного в дело ордера на помещение № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на основании решения исполкома от ДД.ММ.ГГГГ № отцу истца ФИО2 на семью из 3 человек предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал ФИО1 (матери истца) в исключении квартиры <адрес> из состава специализированного жилищного фонда, ввиду нецелесообразности.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания №, Варламова А.Н. зарегистрирована по месту пребывания: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. на срок до ДД.ММ.ГГГГ По сведениям Самарского и Сызранского филиалов ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, истец Варламова А.Н. жилых помещений в собственности не имеет.
Судебной коллегией также проверялся статус жилого помещения, в котором истец Варламова А.Н. имеет регистрацию, на дату разрешения спора, для чего судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, откладывалось. Однако, выписка из реестра муниципальной собственности в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ответчик не представил. При таких обстоятельствах оснований полагать, что указанное жилое помещение утратило статус служебного, а истец обеспечена жильем, не имеется.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда <адрес> от 21 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: