Решение по делу № 33-3335/2024 от 08.11.2024

Судья Кондрашова О.В. № 33-3335/2024

Дело № 2-510/2024

УИД 67RS0005-01-2024-000729-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 декабря 2024 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Степченковой Е.А.,

судей Дороховой В.В., Мацкив Л.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Морозовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Гагаринская Центральная районная больница», Министерству здравоохранения Смоленской области о возложении обязанности обеспечить оснащение врачебной амбулатории,

с апелляционной жалобой Министерства здравоохранения Смоленской области на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 12 сентября 2024 г.

заслушав доклад судьи Степченковой Е.А., объяснения представителя Гагаринской межрайонной прокуратуры Серенковой Ю.В.,

у с т а н о в и л а:

Гагаринский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, уточнив заявленные требования, обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Гагаринская Центральная районная больница» (далее по тексту - ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ»), Министерству здравоохранения Смоленской области о возложении обязанности обеспечить оснащение врачебной амбулатории.

Обосновывая требования иска, прокурор указал, что Пречистенская врачебная амбулатория, расположенная по адресу: <адрес> в нарушение требований Стандарта оснащения (фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) (Приложение № 14), установленного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543-н, не оснащена следующим медицинским оборудованием: вешалка; автоматический дефибриллятор; сейф; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; секундомер; набор шин для транспортной иммобилизации (разной конструкции); стерилизатор электрический средний; кислородный ингалятор; анализатор гемоглобина крови или тест-полосок определения уровня гемоглобина крови; экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу); стетоскоп акушерский; спирометр; набор для проведения коникотомии одноразовый; аптечка экстренной профилактики парентеральных инфекций; укладка для оказания помощи при остром коронарном синдроме; укладка для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения; укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении; укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометр транспальпебральный для измерения; светильник медицинский передвижной; набор гинекологических инструментов; кольпоскоп.

Бездействие ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» нарушает права жителей <адрес> на своевременное, качественное оказание первой медико-санитарной помощи, что

Министерство здравоохранения Смоленской области как главный распорядитель и получатель областного бюджета, субсидий, субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов в сфере здравоохранения, обязано обеспечить надлежащее содержание, оборудование зданий, помещений ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» и нести обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАПов на территории <адрес> в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории необходимым оборудованием.

По приведенным выше основаниям прокурор просил суд обязать Министерство здравоохранения Смоленской области осуществить финансирование мероприятий для оснащения Пречистенской врачебной амбулатории вышеуказанным медицинским оборудованием в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу. Обязать ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» за счет выделенных средств оборудовать Пречистенскую врачебную амбулаторию указанным медицинским оборудованием в течение трех месяцев после выделения средств Министерством здравоохранения Смоленской области.

Протокольным определением Гагаринского районного суда Смоленской области от 19 июня 2024 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Смоленской области (л. д. 60).

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Степкин И.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что невыполнение требований законодательства затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, просил заявленные требований удовлетворить в полном объёме, с учётом уточнения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ», Министерства здравоохранения Смоленской области, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, представивших письменные возражения на исковое заявление (л. д. 65-68, 71-73).

Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от
12 сентября 2024 г. с учетом определения суда от 13 сентября 2024 г. об устранении описки, исковые требования Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Гагаринская Центральная районная больница», Министерству здравоохранения Смоленской области о возложении обязанности обеспечить оснащение врачебной амбулатории удовлетворены частично.

На ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» возложена обязанность в течение трех месяцев после выделения финансирования приобрести для Пречистенской врачебной амбулатории (<адрес>), необходимое медицинское оборудование: вешалка; автоматический дефибриллятор; сейф; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; секундомер; набор шин для транспортной иммобилизации (разной конструкции);стерилизатор электрический средний; кислородный ингалятор; анализатор гемоглобина крови или тест-полосок определения уровня гемоглобина крови; экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу); спирометр; набор для проведения коникотомии одноразовый; аптечка экстренной профилактики парентеральных инфекций; укладка для оказания помощи при остром коронарном синдроме; укладка для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения; укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении; укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометр транспальпебральный для измерения; светильник медицинский передвижной.

Министерство здравоохранения Смоленской области обязано осуществить финансирование ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» для приобретения необходимого медицинского оборудования: вешалка; автоматический дефибриллятор; сейф; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; секундомер; набор шин для транспортной иммобилизации (разной конструкции); стерилизатор электрический средний; кислородный ингалятор; анализатор гемоглобина крови или тест-полосок определения уровня гемоглобина крови; экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу); спирометр; набор для проведения коникотомии одноразовый; аптечка экстренной профилактики парентеральных инфекций; укладка для оказания помощи при остром коронарном синдроме; укладка для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения; укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении; укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометр транспальпебральный для измерения; светильник медицинский передвижной в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу (л. д. 115-120, 121).

Не согласившись с принятым решением, Министерство здравоохранения Смоленской области подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 12 сентября 2024 г. отменить в части возложенной на него обязанности, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Выражая несогласие с обжалуемым судебным актом, представитель Министерства здравоохранения Смоленской области указывает на то, что финансирование деятельности ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» осуществляется за счет областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Предметом деятельности ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» является осуществление медицинской деятельности, основной целью – оказание медицинской помощи населению. По мнению представителя ответчика, отсутствие необходимого оборудования говорит о недостижении ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» целей, предусмотренных Уставом учреждения, а также препятствует реализации прав человека и гражданина на охрану здоровья, на доступную, качественную медицинскую помощь.

С 2020 г. в программе госгарантий установлен средний размер финансового обеспечения фельдшерских/фельдшерско-акушерских пунктов (далее по тексту – ФАП), каждый ФАП получает гарантированную сумму из средств обязательного медицинского страхования. Объем финансирования ФАП зависим от численности населения.

18 июня 2022 г. президент России подписал указ об увеличении финансирования ФАП в Российской Федерации.

Представитель Министерства здравоохранения Смоленской области отмечает, что в связи с переходом учреждений здравоохранения на одноканальное финансирования по полному тарифу (за исключением расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 10 000 руб. за единицу), расходы по содержанию ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» с 1 января 2011 г. осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования.

Кроме того, по утверждению представителя ответчика к материалам судебного дела приобщена заявка (план-график) приобретения оборудования за счет средств обязательного медицинского страхования, которая не учитывалась при вынесении решения судом первой инстанции, как не учитывался и срок по приобретению необходимого оборудования.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник Гагаринского межрайонного прокурора Степкин И.Ю. просит решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 13 сентября 2024 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Смоленской области – без удовлетворения. Отмечает, что самостоятельная имущественная ответственность ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения Смоленской области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения, а недостаточность финансирования со стороны главного распорядителя бюджетных средств, влечет неисполнимость решения суда по возложению на учреждение здравоохранения обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению ФАП необходимым медицинским оборудованием в одном объеме является и обязанностью Министерства здравоохранения Смоленской области.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области Серенкова Ю.В. поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просила оставить решение Гагаринского районного суда Смоленской области без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения – без удовлетворения.

Представители ответчиков ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ», Министерства здравоохранения Смоленской области, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании суда апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительных причинах неявки, а равно и ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

На основании положений частей 3, 4 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323 - ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

На основании статьи 9 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (пункты 4,5,6 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ).

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Смоленской области от 14 марта 2024 № 159 утверждена программа «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» утверждены правила организации деятельности ФАП (далее по тексту – Правила), стандарт оснащения врачебной амбулатории (ФАП) (далее по тексту – Стандарт.

Согласно Правилам врачебная амбулатория является самостоятельной медицинской организацией либо структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).

Оказание первичной врачебной медицинской помощи во врачебной амбулатории осуществляется врачами-терапевтами участковыми, врачами-терапевтами цехового врачебного участка, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами-специалистами по территориально-участковому принципу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Пречистенская врачебная амбулатория, расположенная по адресу: <адрес>, является структурным подразделением ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ», не является юридическим лицом и осуществляет деятельность от имени учреждения.

В результате проверки исполнения законодательства об охране здоровья граждан, проведенной Гагаринской межрайонной прокуратурой 29 марта 2023 г., установлено, что оснащение Пречистенской врачебной амбулатории, не соответствует требованиям, установленным Стандартом оснащения врачебной амбулатории, а именно, в указанном ФАПе отсутствует следующее медицинское оборудование, предусмотренное требованиями Стандарта: вешалка; автоматический дефибриллятор; сейф; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; секундомер; набор шин для транспортной иммобилизации (разной конструкции); стерилизатор электрический средний; кислородный ингалятор; анализатор гемоглобина крови или тест-полосок определения уровня гемоглобина крови; экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный; дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу); стетоскоп акушерский; спирометр; набор для проведения коникотомии одноразовый; аптечка экстренной профилактики парентеральных инфекций; укладка для оказания помощи при остром коронарном синдроме; укладка для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения; укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении; укладка универсальная для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих; тонометр транспальпебральный для измерения; светильник медицинский передвижной; набор гинекологических инструментов; кольпоскоп (л. д. 38-39).

Перечисленные нарушения явились основанием для внесения прокурором района представления в адрес главного врача ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ», по результатам рассмотрения которого ответчик 18 мая 2022 г. уведомил прокурора о согласии с выявленными нарушениями и их устранении по мере поступления денежных средств (л. д. 32-37).

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, нашел установленным факт несоответствия оснащения Пречистенской врачебной амбулатории, являющейся структурным подразделением ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ», необходимым требованиям, установленным Стандартом оснащения врачебной амбулатории (ФАП), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н, что является не только нарушением действующего законодательства, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Руководствуясь положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьей 38.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона № 323-ФЗ, приказом Минздравасоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н, положением о Министерстве здравоохранения Смоленской области, Уставом ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ», суд пришел к выводу о том, что Министерство здравоохранения Смоленской области несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению Пречистенской врачебной амбулатории в соответствии со Стандартом оснащения необходимым оборудованием. При этом самостоятельная имущественная ответственность ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения Смоленской области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения, а недостаточность финансирования со стороны главного распорядителя бюджетных средств влечет неисполнимость решения суда по возложению на учреждение здравоохранения обязанности по устранению выявленных нарушений.

В силу изложенных оснований, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска прокурора, возложив обязанность по обеспечению Пречистенской врачебной амбулатории необходимым медицинским оборудованием как на ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ», так и обязанность по осуществлению финансирования указанных мероприятий – на Министерство здравоохранения Смоленской области.

Одновременно суд отказал в удовлетворении иска прокурора в части оснащения Пречистенской врачебной амбулатории таким медицинским оборудованием, как стетоскоп акушерский, набор гинекологических инструментов и кольпоскоп в виду отсутствия в штатном расписании Пречистенской врачебной амбулатории должности врача акушера-гинеколога.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

В силу статьи 82 Федерального закона № 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

В соответствии со статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования(пункт 6).

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Пунктами 1.1 и 2.2 постановления Правительства Смоленской области от
10 октября 2023 г. № 13 «О переименовании Департамента Смоленской области по здравоохранению в Министерство здравоохранения Смоленской области и об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области» установлено, что Министерство здравоохранения Смоленской области является исполнительным органом Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области. Полномочиями (функциями) Министерства здравоохранения Смоленской области в соответствии с возложенной на него задачей являются разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению, в целях создания необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

При этом Министерство здравоохранения Смоленской области для решения своей задачи и выполнения своих функций в порядке, установленном действующим законодательством, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций (пункт 3.3.13.), осуществляет координацию деятельности областных государственных учреждений, находящихся в его ведении (пункт 3.3.21.), ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности областных государственных учреждений здравоохранения (пункт 3.3.27.), открывает и закрывает счета в учреждениях банков, распоряжается в установленном порядке средствами Министерства (пункт 5.3.9.).

Из Устава ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ», утвержденного распоряжением Администрации Смоленской области от 30 декабря 2010 г. № 2005-р/адм, следует, что Учреждение является бюджетной некоммерческой организацией (пункт 1.2) (л. д. 46-56).

Собственником и учредителем имущества Учреждения является субъект Российской Федерации - Смоленская область (пункт 1.4).

Органами, осуществляющими полномочия собственника имущества Учреждения, являются Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области и Департамент Смоленской области по здравоохранения (в настоящее время Министерство здравоохранения Смоленской области) (пункт 1.5).

Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляют Администрация и Отраслевой орган (пункт 1.6).

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником этого имуществ а или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества Учреждения средств, а также недвижимого имущества (пункт 1.11).

При этом, финансирование деятельности Учреждения осуществляется из областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год (пункт 3.5).

Согласно пункту 3.6 Устава источниками формирования имущества Учреждения в денежной и иных формах также являются:

- средства областного бюджет;

- добровольные (целевые) взносы и пожертвования юридических и (или) физических лиц (в том числе иностранных);

- средства государственных внебюджетных фондов;

- средства, полученные от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;

-средства, получаемые из других, не запрещенных законом источников.

Учреждение подконтрольно Отраслевому органу и несет ответственность перед последним за соответствие своей деятельности целям создания Учреждения, предусмотренным настоящим Уставом (пункт 78.3.).

Анализ перечисленных положений законодательства, а также положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области и Устава ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» свидетельствует о том, что Министерство здравоохранения Смоленской области несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению Пречистенской врачебной амбулатории в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории необходимым оборудованием.

Доводы апеллянта относительно того, что затраты ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» на приобретение необходимого оборудования для оснащения ФАП в соответствии со стандартом оснащения входят в расчет тарифа по обязательному медицинскому страхованию и должны быть оплачены за счет средств обязательного медицинского страхования, судебной коллегией отклоняются.

Действительно, в соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, включая расходы на техническое обслуживание и ремонт основных средств, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до четырехсот тысяч рублей за единицу.

При этом средства обязательного медицинского страхования являются одним из источников финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования (раздел 5 постановления Правительства Смоленской области от 14 марта 2024 г. № 159 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»), наряду со средствами федерального бюджета, средствами областного бюджета.

Медицинские организации являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и действуют на основании Устава.

Уставом ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» предусмотрено обязательное планирование финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, по доходам и расходам в части всех имеющихся источников финансирования: главный врач обеспечивает планирование, организацию и контроль работы.

При этом Пречистенская врачебная амбулатория является структурным подразделением ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ», следовательно, оснащение оборудованием данного структурного подразделения, равно как и иных подразделений медицинской организации, должно быть предусмотрено при составлении и утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ», а в дальнейшем реализовано в ходе текущей деятельности медицинской организации.

Судебная коллегия отмечает, что, исходя из анализа норм приведенного выше законодательства, на ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» действительно возлагается обязанность по обеспечению прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе, оснащению медицинским оборудованием ФАП.

Однако исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению ФАП необходимым медицинским оборудованием в одном объеме является обязанностью и Министерства здравоохранения Смоленской области.

При таких обстоятельствах, а также, приняв во внимание, что иск прокурора не связан с возложением на Министерство здравоохранения Смоленской области субсидиарной ответственности по обязательствам ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ», а направлен на выполнение ответчиком самостоятельной обязанности, предусмотренной законом и учредительными документами, по реализации исполнительным органом государственной власти субъекта государственной функции в сфере охраны здоровья населения, в том числе путем финансирования медицинской деятельности медицинской организации, как главным распорядителем средств областного бюджета, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о возложении на указанного ответчика обязанности по финансированию перечисленных мероприятий у судебной коллегии не имеется.

Необходимость обеспечения ФАП медицинским оборудованием за счет средств обязательного медицинского страхования, на которое указывает представитель Министерства здравоохранения Смоленской области, не освобождают его от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию стороны ответчика в суде первой инстанции, были предметом исследования суда первой инстанции, в решении суда этим обстоятельствам дано подробное обоснование в соответствии с требованиями статей 55, 59, 60, 67 ГПК РФ, которое судебная коллегия находит соответствующим обстоятельствам дела.

Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.

Решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на ОГБУЗ «Гагаринская ЦРБ» по обеспечению Пречистенской врачебной амбулатории необходимым медицинским оборудованием не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

При таком положении, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Гагаринского районного суда Смоленской области от
12 сентября 2024 г. (в редакции определения от 13 сентября 2024 г. об исправлении описки) оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 декабря 2024 г.

33-3335/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гагаринская межрайонная прокуратура
Ответчики
ОГБУЗ Гагаринская ЦРБ
Министерство здравоохранения Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
11.11.2024Передача дела судье
03.12.2024Судебное заседание
17.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее